Конспект урока по окружающему миру «Золотые ворота»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Юмабаева Светлана Рашитовна

Конспект урока по окружающему миру  «Золотые ворота»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_zolotye_vorota.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Башкирский лицей №1 им. Зиганшина С.Ш. муниципального района Учалинский район РБ

Конспект урока по окружающему миру

«Золотые ворота»

Конспект составлен

учителем начальных классов

МБОУ  Башкирский лицей  №1 им. Зиганшина С.Ш.

Юмабаевой С. Р.


Тип урока. Изучение нового материала

Цель: Формирование образного представления о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам  письменности, литературы, искусства с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей далёких предков.

Задачи:

1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси (иконой, фреской, кириллицей, летописью);

2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;

3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.

Ход урока

воспитывать эстетические потребности; воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и

сверстниками; воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю России; воспитывать целостное,

социально ориентированного взгляда на мир; воспитание основ российской идентичности. 

Развивающая: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; развивать

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. 

Образовательная: формировать понимание роли России в мировой истории;

письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших

далёких предков

письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших

далёких предков

Задачи  Воспитательная: воспитывать эстетические потребности; воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и

сверстниками; воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю России; воспитывать целостное,

социально ориентированного взгляда на мир; воспитание основ российской идентичности. 

Развивающая: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; развивать

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. 

Образовательная: формировать понимание роли России в мировой истории; дать представления о жизни людей

в Древней Руси.

I этап.

Самоопределение к

деятельности.

Задает вопросы, просит высказать предположения. 

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята поприветствуйте их. 

-Улыбнитесь друг другу пожелайте удачи, настройтесь на рабочий

лад и… в добрый путь! Присаживайтесь. Мы начинаем наш урок

окружающего мира. 

- Ребята, как мы путешествуем на уроке? (Слайд 1) 

-Какой период Российской истории мы изучаем?  

-Какие временные рамки занимает период Древняя Русь? 

-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. А для начала вспомним, какие вам известны города-центры древнерусской культуры? Какие памятники древнерусской культуры сохранились в этих городах?

- Почему города считаются центром культуры?

- Что относится к культурным ценностям?

А сегодня мы отправимся вместе с Анютой и Илюшей во Владимир. Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стад крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”

Откройте учебник с.46. Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке.

- Как вы думаете, почему они так называются ? (версии детей)

Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.

- Чтобы пройти через Золотые ворота нам нужно сказать пароль. А паролем служат важные понятия. Стража пропустит только тех, кто знает исторические понятия.

Словарная работа.

Я называю определение, а вы на листочках записываете название понятия.

1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)

2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)

3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)

4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)

5. Одна из самых распространенных в мире религий, вера в единого Бога Иисуса Христа. (Христианство)

/Взаимопроверка, одного учащегося спросить на оценку. Листочки сдать/

III. Формирование новых знаний.

Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – Успенский собор. В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона.

Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.

5. Чтение текста учебника с.48-49

6. Беседа по иллюстрации с.49. На доске плакат.

Буква

Читается

Обозначает

Аз

Я

Буки

Буква, книга

Веди

Ведать, знать

Глагол

Говорю, слово

Добро

Добро

Есть

Есть

Живете

Жизнь

Земля

Земля

И

И

Како

Как

Люди

Люди

Мыслите

Мыслить

- Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв.

Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква книга.

- Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составьте текст, объясните его. (Групповая работа)

/Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

Каждое название буквы несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. Вы правильно перевели фразы: “Я буквы ведаю (знаю).” Далее “Глагол добро есть”. В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, поскольку “Слово добро есть”. “Рцы слово твердо”, т.е. “Говори слово внятно,” отвечай за свои слова”. Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за свои слова.

7. Рассматривание рисунка-комикса (с.50)

- Как вы можете ответить на вопрос, Илюши о грамотности Древней Руси?

В XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.

Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.

Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.

8. Видеосюжет “Какие же были наши первые книги.

Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.

9. Чтение текста учебника с.51-52.

10. Видеосюжет “Монастыри России”

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в “Рабочей тетради” /работа в паре/

Откройте рабочую тетрадь (с.12). Выполните задание 21.

/Проверка: правильное высказывание - хлопок, неверное – тишина/

2. Компьютерное тестирование /фронтальная работа/

Задание 22.

Мы с вами не заметили, кА вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь.

V. Итог.

1. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Главная часть храма.

3. Брат Кирилла.

4. Старославянская азбука.

6. Изображение, сделанное красками.

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу.

8. На чем писали в Древней Руси?

По горизонтали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота.

5. Запись событий русской истории по годам.

2. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

С помощью книг соверши путешествие во времена Древней Руси, узнай побольше о созданных тогда храмах, иконах, книгах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"

На данном уроке дети посетят все города Золотого кольца...

Конспект урока по окружающему миру " Золотое кольцо России" для 3 класса

Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия....

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...