Конспект урока по окружающему миру " Золотое кольцо России" для 3 класса
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Редькина  Елена Сергеевна

Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России»  для 3 класса.

Ф.И.О. учителя Редькина Елена  Сергеевна

Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.

Цель урока:

•        познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;

•        развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Задачи урока:

1.Образовательные:

•        создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;

•        ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.

2.Развивающие:

•        развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;

3.Воспитательные:

•        создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;

•        воспитание  любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.

Оборудование:

•        карта России;

•        карта “Золотое кольцо России”;

•        фотографии с изображением городов;

•        изделия из финифти;

•        картинка автобуса;

•        микрофон;

•        таблички с названием городов, основателей, святых;

•        репродукции картин И.Левитана.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку “5”.

Учитель: Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах “Золотого кольца России”. Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. Презентация. (Слайд 1,2)

Учитель: Посмотрите, кто нас ждёт?

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

Дети: Автобус.

 Учитель: Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир “Золотое кольцо”.

Учитель: Рассмотрите карту “Золотое кольцо России” в учебнике на странице 88. (Окружающий мир. Плешаков А.А.)

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

Дети: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

Учитель: Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. (Слайд 3)Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования.)

Учитель: Покажите на карте столицу нашей Родины.

Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

Дети: Князь – Юрий Долгорукий.

Учитель: Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 4,5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Учитель: В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева-Посада.

Дети: Троице-Сергиева лавра.

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 7,8)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Учитель: Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Дети: Спасо-Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 9,10)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. (Слайд 11)Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!  

Учитель: Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

Дети: Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич. (Слайд 12,13,14)

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. (Слайд 15)

Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

Учитель: Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.

Дети: Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Физминутка

Дальше мы отправимся в путешествие после того, как отдохнем.

                       

                        Завели автобус мы

                        Р-р-р-р-р-р-р-р.

                       Накачали шины мы

                        Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

                        Улыбнулись веселей

                        И поехали быстрей

                       Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.

                       Едем, едем, долго едем.

                        Очень долог этот путь.

                        Скоро до Москвы доедем,

                        Там мы сможем отдохнуть.

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 16,17)

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

Учитель: Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.

Дети: Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. (Слайд 18,19)

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, (Слайд 20) торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!

Учитель: Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Дети: Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.

Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс.(Слайд 21,22)

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник –Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.) (Слайд 23)

Учитель: Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

Дети: Музей И.И.Левитана.

Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. (Слайд 24,25)

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!

Учитель: Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Дети: Музей деревянного зодчества.

Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд 26,27)

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

Учитель: Запишите памятники старины в этом городе.

Дети: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор.

Учитель: Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

3. Закрепление изученного.

Учитель: 1. Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47 под № 3.

Дети: Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.

Учитель: 2. Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?

Дети: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

Учитель: 3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: “Золотое кольцо России”. (Раздаточный материал.)

4. Итог урока. 

Учитель: Древние города туристического маршрута “Золотое кольцо” имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего.

Учитель: Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Дети: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.(Слайд 28,29)

Почему кольцо? Почему золотое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» ( 3 класс УМК «Школа России»)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России» Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечате...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...