Конспект урока по окружающему миру " Золотое кольцо России" для 3 класса
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» для 3 класса.
Ф.И.О. учителя Редькина Елена Сергеевна
Урок строится в виде путешествия по древним русским городам “Золотого кольца России”, где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.
Цель урока:
• познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;
• развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Задачи урока:
1.Образовательные:
• создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
• ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.
2.Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;
3.Воспитательные:
• создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
• воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Оборудование:
• карта России;
• карта “Золотое кольцо России”;
• фотографии с изображением городов;
• изделия из финифти;
• картинка автобуса;
• микрофон;
• таблички с названием городов, основателей, святых;
• репродукции картин И.Левитана.
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
Учитель: Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах “Золотого кольца России”. Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. Презентация. (Слайд 1,2)
Учитель: Посмотрите, кто нас ждёт?
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети: Автобус.
Учитель: Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир “Золотое кольцо”.
Учитель: Рассмотрите карту “Золотое кольцо России” в учебнике на странице 88. (Окружающий мир. Плешаков А.А.)
Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.
Дети: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.
Учитель: Покажите на карте эти города.
А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. (Слайд 3)Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования.)
Учитель: Покажите на карте столицу нашей Родины.
Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?
Кто основал Москву?
Дети: Князь – Юрий Долгорукий.
Учитель: Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.
(Говорит в микрофон.)
Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 4,5)
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!
Учитель: В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева-Посада.
Дети: Троице-Сергиева лавра.
Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.
(Слайд 7,8)
Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!
Учитель: Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.
Дети: Спасо-Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.
Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 9,10)
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.
Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. (Слайд 11)Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!
Учитель: Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.
Дети: Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.
Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич. (Слайд 12,13,14)
Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. (Слайд 15)
Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!
Учитель: Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.
Дети: Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.
Физминутка
Дальше мы отправимся в путешествие после того, как отдохнем.
Завели автобус мы
Р-р-р-р-р-р-р-р.
Накачали шины мы
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей
Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.
Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слайд 16,17)
Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
Приезжайте в этот город!
Учитель: Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.
Дети: Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. (Слайд 18,19)
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, (Слайд 20) торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!
Учитель: Чем славен этот город? Запишите в таблицу.
Дети: Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.
Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс.(Слайд 21,22)
Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник –Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.) (Слайд 23)
Учитель: Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.
Дети: Музей И.И.Левитана.
Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. (Слайд 24,25)
Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!
Учитель: Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.
Дети: Музей деревянного зодчества.
Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд 26,27)
Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Удачного завершения путешествия!
Учитель: Запишите памятники старины в этом городе.
Дети: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор.
Учитель: Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.
3. Закрепление изученного.
Учитель: 1. Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47 под № 3.
Дети: Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.
Учитель: 2. Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?
Дети: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.
Учитель: 3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: “Золотое кольцо России”. (Раздаточный материал.)
4. Итог урока.
Учитель: Древние города туристического маршрута “Золотое кольцо” имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего.
Учитель: Понравилось ли вам путешествовать?
Перечислите города Золотого кольца России.
Дети: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.(Слайд 28,29)
Почему кольцо? Почему золотое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» ( 3 класс УМК «Школа России»)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России» Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечате...
Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...
Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...