Технологическая карта урока окружающего мира "Народы России" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шаландина Юлия Алексеевна

Цель урока: формирование у обучающихся представления о народах населяющих нашу страну

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 05.04.2024г

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Урок: 4

Студент: Шаландина Юлия Алексеевна

Группа: 301

Учитель: Верхорубова Елена Владимировна

Методист:

Время:10:40-11:20

    Кабинет: 201

Тема урока: «Народы России. Народов дружная семья»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о народах населяющих нашу страну.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. дать представление о России, как об общей Родине разных народов;  

2. познакомить с культурой, традициями, национальными костюмами народов России.

Предметные:

1. знать названия некоторых народов, населяющих Россию;

2. знать отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

3. уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Личностные:

1. положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности;

2. развитие умения выказывать своё мнение.

Регулятивные: 

1. уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

2. принимать и сохранять цель и учебную задачу;

3. вносить соответствующие коррективы;

4. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.  

Коммуникативные: 

1. умение выражать свои мысли и планирование сотрудничества;

2. развитие умения слушать и понимать других.

Развивающие:

1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал;

2. развивать умения безошибочно писать под диктовку;

3. развивать память и логику.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение друг к другу и окружающим;

2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке;

4. воспитывать взаимное уважение к людям других национальностей;

5. повысить интерес к изучению предмета.

УМК: учебник А.А Плешаков «Окружающий мир» 1 класс/2 часть «Просвещение», дополнительный учебник, изображения, презентация, видеоматериал и раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт  условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Использование метода "Улыбнемся друг другу"

           Прозвенел уже звонок,

           Начинаем наш урок.

           Слушаем внимательно,

           Работаем старательно!

– Для чего на уроке необходимо слушать внимательно учителя, других учеников и работать старательно?

Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку.

Самоконтроль готовности.

Эмоциональный настрой на работу.

– Чтобы ничего не пропустить и получить полезные знания.

УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

УУПД: уметь выделять существенную информацию.

УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Презентация с картинкой для поднятия настроения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Внешний контроль

Ф

М: репродуктивный

М: беседа

 П: ответы на вопросы.

- А теперь давайте начнём наш урок.

- Послушайте стихотворение Зинаиды  Александровой и ответьте, о чём оно:

Учитель читает стихотворение З.Александровой «Родина»

- Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина.  

Родина бывает разная,

 Но у всех она одна.

– Понравилось ли вам стихотворение?

Постановка проблемы

– Как вы думаете, о чём оно?

– Что вы узнали о нашей родной стране на прошлых уроках?

– И сегодня мы продолжим разговор о нашей стране.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы.

– Понравилось.

– О России, о Родине.

– О символах России: герб, флаг, гимн, столица – Москва.

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: развитие умения  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

УУЛД : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Картинки на тематику «Родины» на доске

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: практический.

П: постановка цели.

Самоконтроль

Постановка цели урока.

– Посмотрите на карту России. Как вы думаете, почему она закрашена разными цветами?

– Кто проживает в разных областях и республиках?

Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут люди более 180 национальностей, самыми многочисленными из которых являются русские, татары, башкиры, чуваши и украинцы, говорят на более 100 языках, но государственным является – русский.

- И сегодня я пригласила свою знакомую к нам на урок.

Приглашенный гость:

- Ребята, доброе утро. Меня зовут Осипова Зоя Петровна. Мои родители, мои бабушки и дедушки, мои предки -  чуваши. И я чувашка по национальности. Я говорю на чувашском языке - Ырă кун пултăр, ачасем. Я читаю книги, стихи на чувашском языке - чăвашра вăрман та чăвашла кашлать, шăпчак та юрлать кунта ав, чăвашла. Пин чĕлхеллĕ туслă халăх хушшинче. Калаçса çӳретĕп эпĕ — чăвашла.  Пою на чувашском языке  - Пĕчĕк çеç путене сарă тулă юратать. (2  раза) Юратать, юратать, чăнахах та юратать - 2 раза.

А на праздники надеваю чувашский костюм и готовлю чувашские блюда: хуплу, шăрттан, турăх, чăкăт и угощаю ими своих гостей. И живу в России, в Чувашской республике. А в учреждении, где я работаю, вместе со мной трудятся чуваши, русские и татары. Они мне рассказывают о своих праздниках и угощают своими национальными блюдами. Очень интересно обмениваться своими традициями с окружающими.

- А ещё в гости к нам на урок пришли куклы в национальных одеждах.

– О чём будем говорить сегодня на уроке?

Верно, тема сегодняшнего урока: Народы России. Народов дружная семья.

–Как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

– Какие задачи поставите на урок?

– Оцените имеющиеся знания по теме с помощью первой таблицы на вашем столе.

Постановка цели урока.

Слушают учителя и гостью. Отвечают на вопросы.

–  Так обозначены разные области, республики.

–  Разные народы.

Таблица на оценку знаний по теме «Народы России»

Знаю

Не знаю

Затрудняюсь отв.

 - О народах, живущих в России.

- Национальным языком, одеждой, кухней, культурой, традициями, внешностью, характером.

– Познакомиться с национальными костюмами и узнать об обычаях разных народов России.

Оценивают свои знания по данной теме (таблица выше)

УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

УУЛД: развитие  умения

выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности.

Карта на доске

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: словесный, беседа.

М: практический, игра.

Ф М: работа в парах.

Самоконтроль

Новый материал.

– Сейчас мы совершим путешествие на поезде по нашей многонациональной стране и останавливаясь на каждой станции, будем открывать для себя новое знание. Свою работу на разных станциях вы будете оценивать на карточке при помощи условных знаков. А теперь:

1 станция «Дружная»

– Поработайте в паре. Соберите из пазлов картинку и подготовьте рассказ об одном из народов России (приложение № 1).

– О каком народе вы можете рассказать?

– Оцените себя. Закрасьте цветом:

  • зелёный – понял
  • жёлтый – сомневаюсь
  • красный – не знаю

- Переходим к следующей станции:

2 станция «Национальный костюм»

– Соедините простым карандашом название элемента национального костюма с соответствующей картинкой  

(приложение № 2).

– Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

– Оцените себя. Закрасьте цветом.

Слушают новый материал. Попутно задают вопросы.

Собирают из пазл картинку и готовят рассказ об одном народе.

- О бурятах, о чувашах, о чукчах.

Оценивают уровень своих знаний с помощью таблицы:

1.Народы России

Соединяют название элемента национального костюма с соответствующей картинкой

Сверяют со слайдом.

Оценивают себя.

2.Костюм

Описание: http://sellday.ru/upload/normal/moskva-russkiy_narodnyy_kostyum__51651.gif

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

УУРД: выстраивать последовательность учебных операций.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

Презентация, раздаточный материал

Динамическая пауза

3 станция «Танцевальная»

Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем.

Фоновая музыка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа.

П: ответы на вопросы.

М: практический, игра.

Самоконтроль

- Молодцы, вы отлично справились, переходим к:

4 станция «Культура и традиции»

– Какие традиционные блюда разных народов вам известны?

– У Вики и Вероники Винтер немецкие корни. Посмотрите, как они готовили дома пышную выпечку «кребель по-немецки» (видео)

– Какие праздники отмечают разные народы?

– В каких праздниках вы сами принимали участие?

– А ещё у разных народов разные сказки. Посмотрите сказку «Когда за добро злом платят» и попробуйте угадать, какой народ создал сказку (Представлен выбор)

– Оцените себя. Закрасьте цветом:

Принятие учебной задачи.

Отгадывают по мелодиям народность.

–Татарские чебуреки,украинские варенники…

Рассказывают о татарском празднике – Сабантуе, русской – Масленице.

Высказывания…

Смотрят сказку и угадывают

 

– Молдавская.

3.Культура и традиции

Описание: http://itd2.mycdn.me/image?id=836692594366&t=20&plc=WEB&tkn=*EWi36AbNL6pAW2aK65aBH6eJgBY

УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

УУРД: ответственно выполнять свою работу.

Видеофайл

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: репродуктивный.

П: ответы на вопросы, работа с учебником.

Внешний контроль

Самостоятельное изучение.

5 станция «Кукольная»

– Рассмотрите кукол разных народов. (учебник с. 50-51, выставка кукол)

– Как можно определить, какому народу принадлежит кукла?

– Есть ли среди них кукла нашего народа?

– Сейчас мы с вами смастерим своими руками куклу русского народа (поэтапное представление, ускоренный вариант)

-А теперь оцените себя (закрасьте цветом) и расскажите свой результат.

Выполняют задания самостоятельно, отвечают на вопросы.

– По национальному костюму.

–Да

Мастерят куклу русского народа.

2.Кукольная.

Описание: http://vanguem.ru/wp-content/uploads/2015/03/delaem-kuklu-9.jpg

УУПД: обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях;

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

УУКД: умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; 

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Раздаточный материал

Учебник

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: раздаточный мктериал.

П.: ответы на вопросы.

М: практический.

 

Закрепление знаний с помощью работы в парах.

– Подумайте, а что может объединять, связывать друг с другом все народы?

– Много различий между народами, но ещё больше между ними общего, схожего. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни. Ни один народ сегодня не может существовать без тесных связей, культурных и экономических обменов друг с другом.

– Отметьте в парах на карточках (закрась кружки), какие человеческие качества ценятся всеми народами.

– Назовите качества, которые ценятся всеми народами.

Выполнение парной работы.

Проверка результатов.

Высказывания детей.

Закрашивают.

– Трудолюбие, аккуратность, честность, ум, щедрость, смелость, доброта.

УУРД: проявление самостоятельности и инициативы.

УУКД: умение выражать свои мысли, управлять поведением

партнёров,

планирование сотрудничества.

УУЛД: оценка своих и чужих поступков.

УУКД: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа.

П.: ответы на вопросы.

М: игра.

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

–Наше путешествие подошло к концу. Закончим мы его стихами представленными на слайде, давайте будем читать по очереди. Часть я, а часть тот, на кого укажу.

Читает часть стихотворения, выбирает учеников для чтения.

1. Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,  

Другим – степной простор.

3. Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,  

Другой – готовит мёд.

5. Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь – кругом друзья

– Сейчас мы создадим радугу дружбы, для этого нужно закончить одну из фраз:

– А после заполните следующую таблицу у вас на столах.

– Какие задачи ставили на урок?

– Удалось ли их достичь?

– Кто хочет переклеить свой стикер на доске?

– Хорошо, спасибо, ребята! 

– Вы большие молодцы. Хорошего вам дня и солнечного настроения!

Фиксируют изученный материал на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Высказывают свое мнение. Читают стихотворение.

Оценивают свою деятельность.

 2. У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один – черкеску носит,

 Другой надел халат.

4. Одним – милее осень,  

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

– Познакомиться с национальными костюмами, узнать об обычаях разных народов России.

Знаю

Не знаю

Затрудняюсь отв.

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fe1/0007b100-c63bd70f/hello_html_1b5728dc.jpg

УУПД: уметь формулировать выводы.

УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

УУРД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке.

Презентация с завершающими слайдами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...