Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс (второй год обучения)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету
«Окружающий социальный мир»
Учебный год:
Класс: 2 «Г» (второй год обучения)
Количество часов в неделю: 1; в год: 34
Программа составлена на основе: адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Рабочую программу составил учитель ______________
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти (2 вариант).
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
- общая характеристика учебного предмета:
- отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета «Окружающий социальный мир» в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Окружающий мир». По учебному плану на изучение предмета отведено 34 часа в год,1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Содержание учебного предмета
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Школа | ||
1 | Здравствуй, школа! | 1 |
2-3 | Школьные принадлежности. Игра «Собери портфель» | 2 |
4-5 | Как вести себя в школе | 2 |
6-7 | Режим дня школьника | 2 |
8 | Сюжетно- ролевая игра «Школа» | 1 |
Квартира, дом, двор | ||
9-11 | Представления о виде и функциях помещений квартиры: спальня, детская, гостиная, кухня | 3 |
12-14 | Представления о виде и функциях помещений квартиры: ванная комната, санузел, балкон | 3 |
15-17 | Представления о мебели в квартире: диван, кровать, кресло, стул | 3 |
Город | ||
18-19 | Профессия «Продавец» | 2 |
20-21 | Профессия «Врач» | 2 |
22-23 | Профессия «Парикмахер» | 2 |
24-25 | Профессия «Шофер» | 2 |
26-27 | Профессия «Повар» | 2 |
28-29 | Различение напитков (какао, чай, вода) | 2 |
30-31 | Различение напитков (сок, компот, лимонад) | 2 |
32-33 | Различение кондитерских изделий (торт, печенье, конфета) | 2 |
34 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения | Основные виды деятельности учащихся | Формируемые базовые учебные действия (БУД) |
Школа | |||||
1 | Здравствуй, школа! | 1 | 6.09 | Получит представления об основных помещениях школы. Создать предпосылки для овладения элементарными правилами безопасности поведения в школе. | Фиксировать взгляд на лице педагога; ориентироваться в пространстве школы. |
2-3 | Школьные принадлежности. Игра «Собери портфель» | 2 | 13.09 20.09 | Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель). Способствовать узнаванию предмета | Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность |
4-5 | Как вести себя в школе | 2 | 27.09 4.10 | Получит представления о разделении людей на 2 пола (мальчики и девочки). Выбирать нужную пиктограмму | Способствовать подготовке обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников |
6-7 | Режим дня школьника | 2 | 11.10 18.10 | Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу . Знать и использовать эталоны школьного поведения | Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе |
8 | Сюжетно- ролевая игра «Школа» | 1 | 25.10 | Получит представления об основных помещениях школы. Создать предпосылки для овладения элементарными правилами безопасности поведения в школе. | Фиксировать взгляд на лице педагога; ориентироваться в пространстве школы. |
Квартира, дом, двор | |||||
9-11 | Представления о виде и функциях помещений квартиры: спальня, детская, гостиная. | 3 | 8.11 15.11 22.11 | Получит представление о доме. Получит возможность построить дом из кубиков | Создать условия для понимания жестовой и словесной инструкции; |
12-14 | Представления о виде и функциях помещений квартиры: ванная комната, санузел, балкон | 3 | 29.11 6.12 13.12 | Создать условия для понимания назначений комнат с помощью пиктограмм, картинок | Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.) |
15-17 | Представления о мебели в квартире: диван, кровать, кресло, стул | 3 | 20.12 27.12 10.01 | Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать). Выбирать нужную пиктограмму из 2-х | Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.) |
Город | |||||
18-19 | Профессия «Продавец» | 2 | 17.01 24.01 | Представления о социальных ролях людей (покупатель, продавец), правилах поведения согласно социальным ролям | Следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению |
20-21 | Профессия «Врач» | 2 | 31.01 7.02 | Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
22-23 | Профессия «Парикмахер» | 2 | 14.02 21.02 | Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
24-25 | Профессия «Шофер» | 2 | 7.03 14.03 | Представления о транспорте | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
26-27 | Профессия «Повар» | 2 | 4.04 11.04 | Создать условия для ознакомления с алгоритмом приготовления еды. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
28-29 | Различение напитков (какао, чай, вода) | 2 | 18.04 (упл.) | Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
30-31 | Различение напитков (сок, компот, лимонад) | 2 | 25.04 2.05 | Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
32-33 | Различение кондитерских изделий (торт, печенье, конфета) | 2 | 16.05 23.05 | Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
34 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | 1 | 30.05 | Создать условия для ознакомления с алгоритмом совершения покупок в магазине | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...
Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему "Времена года. Осень" для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Урок окружающего мира "Времена года. Осень"...
Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс (второй год обучения)
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 1 (дополнительного) класса
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяж...