Технологическая карта урока окружающего мира, «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира, «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 15.11.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4Б Урок: 3 Время: 15:50-16:30 Кабинет: 221 | Студент: Кудашева Софья Дмитриевна Группа: 41 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Горячева Светлана Леонидовна |
Тема урока «Закон всемирного тяготения»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о Законе всемирного тяготения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Дать представление о Законе всемирного тяготения; 2. Проанализировать степень усвоения полученного материала. | Предметные: 1. Узнать, о Законе всемирного тяготения, силе взаимного притяжения; 2. Определять от чего зависит сила взаимного притяжения. |
Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес, внимание; 2. Формировать у обучающихся умения выделять главное, сравнивать, классифицировать. | Личностные: 1. Проявлять интерес к уроку окружающего мира; 2. Проявлять бережное отношение к природе и неприятие действий, приносящих ей вред. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества. 2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. |
УМК: Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир»: 4 кл: учеб. для общеобразоват. организаций /
Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва – М.: Просвещение, 2014, презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садится сначала самый тихий ряд - …-й ряд, затем …-й ряд, и наконец …-й ряд. |
| Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Слайд 1. |
Актуализация знаний и мотивация (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф,И,Г Словесный: беседа, опрос Практический: выполнение заданий на карточках. Внешний контроль Взаимоконтроль в парах. | 1. Повторение пройденного материала - Обратите внимание, на партах лежат карточки. Прочитайте задание. На это задание у вас есть 3 минуты, его нужно выполнить самостоятельно. №1. Глобус – это … А) точная копия Земли; Б) модель Земли; В) планета. №2. Линия, которая делит Землю на Северное и Южное полушария – А) нулевой меридиан; Б) параллель; В) экватор. №3. Можно ли увидеть параллели и меридианы на Земле? А) можно; Б) нельзя; В) только днем. №4. В каком полушарии находится наша страна? А) в Северном; Б) в Южном; В) в Евразии. №5. С помощью линий на глобусе, можно А) точно указать положение объекта земного шара, Б) найти Тихий океан, В) сориентироваться на местности. № 6. Земля вращается благодаря А) невидимой оси, Б) металлическому стержню, В) Солнцу. № 7. Земля выпуклая А) у полюсов, Б) у экватора, В) в горах. - Молодцы. А сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. Если ошибок нет, то поставьте улыбающийся смайлик, если 1-2 ошибки, то нейтральный смайлик, если 3 и более – то грустный смайлик. -Молодцы, поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите. Теперь поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки, а теперь у кого 3 и более ошибок. Теперь вы видите, с чем у вас возникли трудности и на что стоит больше обратить внимание. | 1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. - Заполните пропуски в тексте, используя слова ниже. 1. Б 2. В 3. Б 4. А 5. А 6. А 7. Б | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Раздаточный материал 1. Слайд 2. |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Сегодня мы с вами познакомимся с одним законом, а с каким именно, вы попробуете догадаться сами. Мы сейчас с вами выполним несколько опытов. Мне в помощники нужен один желающий. Опыт с воздушный шариком - Потрите шарик о волосы. Поднесите шарик к волосам. Что произошло? - Как вы думаете, почему воздушный шарик остался на волосах? - Кто же был прав, мы узнаем в ходе урока. Присаживайся на место. Проведем следующий опыт: я держу в руках перед вами картон и канцелярские скрепки. - Сзади картона кое-что (магнит) спрятано, а сверху скрепки. Что происходит? Как вы думаете, почему скрепки движутся?
Проведя два опыта, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Что происходило с телами при опытах? - Давайте откроем 45 стр., посмотрите какой закон, мы будем изучать? - Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Закон всемирного тяготения». Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде слово- помощник: Узнать… - А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём: План: 1) Узнать о понятии ________ _________ _______. 2) Выполнить ________ работу. 3) Сделать _______ о проделанной работе. - Все верно! | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Шарик прилипает к волосам. Выдвигают гипотезы. - При помощи магнита движутся скрепки. - О притяжении тел Слушают. - Узнать о том, что такое тяготение. План: 1) Узнать о понятии Закон всемирного тяготения. 2) Выполнить самостоятельную работу. 3) Сделать вывод о проделанной работе. | Регулятивные: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке. | Слайд 3-8. Слайд 9-10. Слайд 11. |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Групповая Словесный: беседа. Наглядный: изображение в учебнике. Приёмы: наблюдение, анализ информации. | 1.Открытие для детей новых сведений. 2.Работа с видеофрагментом. - Давайте посмотрим видеофрагмент. - Кто скажет, как всё-таки мы ходим по Земле и не падаем с неё. - Как называется эта сила. - Знаете ли вы, какой учёный первый догадался о силе притяжения Земли? 3.Работа с текстом учебника. -Тогда откроем учебник на странице 46 и поработаем в парах. Напомните мне правила работы в парах. Прочитайте текст и ответьте на вопросы перед текстом. - Какое же имя встретилось? - Верно. Что же такое взаимное тяготение? - Ответьте на вопрос: «Чем же удерживаются и Луна, и Солнце, и планеты, и множество звёзд во Вселенной? 4.Работа с видеофрагментом. - Верно. А теперь посмотрим краткий видеофрагмент описывающий опыт Кавендиша. 5.Работа с текстом учебника. - С помощью чего Кавендиш определял силу притяжения между шарами? - Из-за чего шары притягивались? - Откроем учебник страница 48 и прочитаем текст. От чего зависит притяжение между телами? - Кто может сформулировать правила зависимости силы притяжения? - Зависит ли притяжение от других свойств тел? Кто это доказал? | 1.Выполняют задания, отвечают на вопросы. - Сила притяжения Земли. - Нет. Читают и анализируют текст. - Ньютон. - Не только Земля притягивает Луну, но и Луна Землю. - Всемирным тяготением. - С помощью поворота рейки. - Из-за силы притяжения. - От массы и расстояния. - Чем больше масса тел, тем больше сила притяжения, чем меньше масса, тем меньше сила притяжения. - Чем больше расстояние, тем меньше сила притяжения. - Нет. Ньютон. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | Слайд 12 Учебник, стр. 96. Слайд 13. |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. 2. Работа в подгруппах по тексту учебника. -А сейчас мы поработаем в группах. Выберите командира и поднимите руки командиры групп, которые будут защищать ответ команды. Вам нужно прочитать текст на страницах 49-50 и поработать в группах и на раздаточном материале отметить необходимые элементы. -На это задание у вас есть 5 минут. Кто сделает быстрее и правильные будут получать дополнительные очки и в конце работы самые активные и находчивые получат наклейки. - Командиры команд, выходите и мы сравним работы команд. - Теперь командиры должны ответить на вопросы: - Которая из гипотез не противоречит Закону всемирного тяготения? | 1. Читают текст и отвечают на вопросы учителя 1.В группе должен быть ответственный. 2.Работать должен каждый. 3.Один говорит, другие слушают. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Не понял – переспроси. 6.Говорить вполголоса. Алгоритм: 1. Прочитать текст. 2. Заполнить схему на карточках. 3. Подготовить ответ командиру команды. 4. Ответ командира перед другими командами. Выполняют задание. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Раздаточный материал 2. |
Динамическая пауза (1мин) Танец «Blue Da Ba Dee» | Слайд 14. | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | И, П Словесный: беседа. Практический: выполнение заданий на карточках Приёмы: организация учебного общения, анализ информации. Взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - А теперь вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. Вариант 1. Закон всемирного тяготения открыл _________. Не только Земля притягивает _______, но и _______ притягивает ____________. Сила взаимного притяжения зависит от ______ и от ___________. Система мира (гипотеза), которая не противоречит Закону всемирного тяготения называется ________________. Вариант 2. Ньютон открыл Закон _____________ тяготения. Не только ________ притягивает Луну, но и ______ притягивает ________. Сила взаимного притяжения зависит от ______ и от __________. Гелиоцентрическая система мира (гипотеза) _______________ Закону всемирного тяготения. -Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа по парте. Эталон изображён на экране. 1 ошибка – 4. 2 ошибки – 3. 3 и более ошибки – 2. - Поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите. | 1.Выполняют самостоятельную работу. Вариант 1. Закон всемирного тяготения открыл Ньютон. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю. Сила взаимного притяжения зависит от массы и от расстояния. Система мира (гипотеза), которая не противоречит Закону всемирного тяготения называется гелиоцентрическая. Вариант 2. Ньютон открыл Закон всемирного тяготения. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю. Сила взаимного притяжения зависит от массы и от расстояния. Гелиоцентрическая система мира (гипотеза) не противоречит Закону всемирного тяготения. | Регулятивные: владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. Регулятивные: владеть способами самоконтроля. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Раздаточный материал 3. |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, Г Внешний контроль Наглядный: презентация. Практический: Выполнение задания по карточке. | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. 2. Работа детей в парах с кроссвордом. - Сейчас, я предлагаю вам в парах разгадать кроссворд по сегодняшнему материалу. Пара, которая выполнит задание, поднимает руки и показывает свою готовность к ответу. Не забудьте, про правила работы в парах По горизонтали: 1. Что вращается вокруг Солнца? 4. … притяжения. 5. От чего зависит сила взаимного притяжения (первое слово). 7. Кто открыл Законы: притяжения Земли и Закон Всемирного тяготения. По вертикали: 2. Закон Всемирного … . 3. Имя учёного, который проводил опыт с двумя маленькими и четырьмя большими шарами. 6. От чего зависит сила взаимного притяжения (второе слово). -Теперь, давайте проверим по эталону, у кого получилось так же? Поднимите руку. |
| Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Раздаточный материал 4. Слайд 15. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Ф Словесный: беседа, опрос. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы поставленной цели? -Какой план мы ставили на уроке? -Все ли пункты плана мы выполнили? - Посмотрите на слайд, выберите кружок, который описывает вас на конец урока. Красный: У меня всё получилось. Оранжевый: Я хорошо работал на уроке. Зелёный: Урок был интересный. Голубой: Мне было трудно, но я справился. Фиолетовый: У меня появилось хорошее настроение. Кто выбрал красный? Поднимите руку? Кто оранжевый? Кто зелёный? Кто голубой? И кто фиолетовый? - Спасибо за урок, до свидания.
| Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. - Закон всемирного тяготения. - Узнать о том, что такое Закон всемирного тяготения. -Да, достигли. План: 1) Узнать о понятии Закон всемирного тяготения. 2) Выполнить самостоятельную работу. 3) Сделать вывод о проделанной работе. -Да | Слайд 16. Слайд 17. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Конспект урока окружающего мира + презентация "Достопримечательности Москвы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с достопримечательностями города МоскваПланируемые результатыПредметные:знать понятие «достопримечательность»;знать основные досто...
Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.
Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимосвязи ...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)...
Технологическая карта урока литературного чтения "Саша Черный. Приготовишка" (УМК: "системы Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выделять главную мысль стихотворения «Приготовишка»; умение выразительно читать стихотворение в соответствии с идеей.Задачи урока ...
Технологическая карта урок литературное чтение «А.Н. Толстой «Елка» Система Эльконина-Давыдова (3 класс)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о биографии А.Н. Толстой «Елка».Задачи урока:Дидактические:Вспомнить и обобщить материал по биографии К. Чуковского и произве...
Технологическая карта урока окружающего мира, «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,
Технологическая карта урока окружающего мира, «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,...