Технологическая карта урока окружающего мира, «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока окружающего мира,  «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.11.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 3

Время: 15:50-16:30   Кабинет: 221

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 41

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Закон всемирного тяготения»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о Законе всемирного тяготения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о Законе всемирного тяготения;

2. Проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1. Узнать, о Законе всемирного тяготения, силе взаимного притяжения;

2. Определять от чего зависит сила взаимного притяжения.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, внимание;

2. Формировать у обучающихся умения выделять главное, сравнивать, классифицировать.

Личностные:

1. Проявлять интерес к уроку окружающего мира;

2. Проявлять бережное отношение к природе и неприятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УМК: Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир»: 4 кл: учеб. для общеобразоват. организаций /

Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва – М.: Просвещение, 2014, презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:

беседа

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садится сначала самый тихий ряд - …-й ряд, затем …-й ряд,  и наконец …-й ряд.

  1. Показывают готовность к уроку. Ответное приветствие.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Слайд 1.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,И,Г

Словесный: беседа, опрос

Практический: выполнение заданий на карточках.

Внешний контроль

Взаимоконтроль в парах.

1. Повторение пройденного материала

- Обратите внимание, на партах лежат карточки. Прочитайте задание. На это задание у вас есть 3 минуты, его нужно выполнить самостоятельно.

1. Глобус – это …

А) точная копия Земли; Б) модель Земли; В) планета.

2. Линия, которая делит Землю на Северное и Южное полушария –

А) нулевой меридиан; Б) параллель; В) экватор.

3. Можно ли увидеть параллели и меридианы на Земле?

А) можно; Б) нельзя; В) только днем.

4. В каком полушарии находится наша страна?

А) в Северном; Б) в Южном; В) в Евразии.

5. С помощью линий на глобусе, можно

А) точно указать положение объекта земного шара,

Б) найти Тихий океан, В) сориентироваться на местности.

№ 6. Земля вращается благодаря

А) невидимой оси, Б) металлическому стержню, В) Солнцу.

№ 7. Земля выпуклая

А) у полюсов, Б) у экватора, В) в горах.

- Молодцы. А сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. Если ошибок нет, то поставьте улыбающийся смайлик, если 1-2 ошибки, то нейтральный смайлик, если 3 и более – то грустный смайлик.

-Молодцы, поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите. Теперь поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки, а теперь у кого 3 и более ошибок. Теперь вы видите, с чем у вас возникли трудности и на что стоит больше обратить внимание.

1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Заполните пропуски в тексте, используя слова ниже.

1. Б

2. В

3. Б

4. А

5. А

6. А

7. Б

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Раздаточный материал 1.

Слайд 2.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним законом, а с каким именно, вы попробуете догадаться сами. Мы сейчас с вами выполним несколько опытов.

Мне в помощники нужен один желающий.

Опыт с воздушный шариком

- Потрите шарик о волосы. Поднесите шарик к волосам. Что произошло?

 - Как вы думаете, почему воздушный шарик остался на волосах?

- Кто же был прав, мы узнаем в ходе урока. Присаживайся на место.

Проведем следующий опыт: я держу в руках перед вами картон и канцелярские скрепки.

- Сзади картона кое-что (магнит) спрятано, а сверху скрепки. Что происходит? Как вы думаете, почему скрепки движутся?

 

Проведя два опыта, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Что происходило с телами при опытах?

- Давайте откроем 45 стр., посмотрите какой закон, мы будем изучать?

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Закон всемирного тяготения». Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде слово- помощник:

Узнать…

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём:

План:

1) Узнать о понятии ________ _________ _______.

2) Выполнить ________ работу.

3) Сделать _______ о проделанной работе.

- Все верно!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Шарик прилипает к волосам.

Выдвигают гипотезы.

- При помощи магнита движутся скрепки.

- О притяжении тел

Слушают.

- Узнать о том, что такое тяготение.

План:

1) Узнать о понятии Закон всемирного тяготения.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Слайд 3-8.

Слайд 9-10.

Слайд 11.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Групповая

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение в учебнике.

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

1.Открытие для детей новых сведений.

2.Работа с видеофрагментом.

- Давайте посмотрим видеофрагмент.

- Кто скажет, как всё-таки мы ходим по Земле и не падаем с неё.

- Как называется эта сила.

- Знаете ли вы, какой учёный первый догадался о силе притяжения Земли?

3.Работа с текстом учебника.

-Тогда откроем учебник на странице 46 и поработаем в парах.

Напомните мне правила работы в парах.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы перед текстом.

- Какое же имя встретилось?

- Верно. Что же такое взаимное тяготение?
- Теперь прочитаем вторую часть текста.

- Ответьте на вопрос: «Чем же удерживаются и Луна, и Солнце, и планеты, и множество звёзд во Вселенной?

4.Работа с видеофрагментом.

- Верно. А теперь посмотрим краткий видеофрагмент описывающий опыт Кавендиша.

5.Работа с текстом учебника.
- Затем прочитаем текст на странице 47.

- С помощью чего Кавендиш определял силу притяжения между шарами?

- Из-за чего шары притягивались?

- Откроем учебник страница 48 и прочитаем текст. От чего зависит притяжение между телами?

- Кто может сформулировать правила зависимости силы притяжения?

- Зависит ли притяжение от других свойств тел? Кто это доказал?

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Сила притяжения Земли.

- Нет.

Читают и анализируют текст.

- Ньютон.

- Не только Земля притягивает Луну, но и Луна Землю.

 - Всемирным тяготением.

- С помощью поворота рейки.

- Из-за силы притяжения.

- От массы и расстояния.

- Чем больше масса тел, тем больше сила притяжения, чем меньше масса, тем меньше сила притяжения.

- Чем больше расстояние, тем меньше сила притяжения.
- Чем меньше расстояние, тем больше сила притяжения.

- Нет. Ньютон.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Слайд 12

Учебник, стр. 96.

Слайд 13.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

2. Работа в подгруппах по тексту учебника.

-А сейчас мы поработаем в группах. Выберите командира и поднимите руки командиры групп, которые будут защищать ответ команды. Вам нужно прочитать текст на страницах 49-50 и поработать в группах и на раздаточном материале отметить необходимые элементы.

-На это задание у вас есть 5 минут. Кто сделает быстрее и правильные будут получать дополнительные очки и в конце работы самые активные и находчивые получат наклейки.

- Командиры команд, выходите и мы сравним работы команд.

- Теперь командиры должны ответить на вопросы:
- Чья гипотеза проще? и

- Которая из гипотез не противоречит Закону всемирного тяготения?

1. Читают текст и отвечают на вопросы учителя

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Не понял – переспроси.

6.Говорить вполголоса.

Алгоритм:

1. Прочитать текст.

2. Заполнить схему на карточках.

3. Подготовить ответ командиру команды.

4. Ответ командира перед другими командами.

Выполняют задание.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Раздаточный материал 2.

Динамическая пауза (1мин)

Танец «Blue Da Ba Dee»

Слайд 14.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение заданий на карточках

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- А теперь вам нужно будет выполнить самостоятельную работу.

Вариант 1.

Закон всемирного тяготения открыл _________. Не только Земля притягивает _______, но и _______ притягивает ____________. Сила взаимного притяжения зависит от ______ и от ___________. Система мира (гипотеза), которая не противоречит Закону всемирного тяготения называется ________________.

Вариант 2.

Ньютон открыл Закон _____________ тяготения. Не только ________ притягивает Луну, но и ______ притягивает ________. Сила взаимного притяжения зависит от ______ и от __________. Гелиоцентрическая система мира (гипотеза) _______________ Закону всемирного тяготения.

-Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа по парте. Эталон изображён на экране.

1 ошибка – 4. 2 ошибки – 3. 3 и более ошибки – 2.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Вариант 1.

Закон всемирного тяготения открыл Ньютон. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю. Сила взаимного притяжения зависит от массы и от расстояния. Система мира (гипотеза), которая не противоречит Закону всемирного тяготения называется гелиоцентрическая.

Вариант 2.

Ньютон открыл Закон всемирного тяготения. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю. Сила взаимного притяжения зависит от массы и от расстояния. Гелиоцентрическая система мира (гипотеза) не противоречит Закону всемирного тяготения.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Раздаточный материал 3.

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, Г

Внешний контроль

Наглядный: презентация.

Практический:

Выполнение задания по карточке.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

2. Работа детей в парах с кроссвордом.

- Сейчас, я предлагаю вам в парах разгадать кроссворд по сегодняшнему материалу. Пара, которая выполнит задание, поднимает руки и показывает свою готовность к ответу. Не забудьте, про правила работы в парах 

По горизонтали:

1. Что вращается вокруг Солнца?

4. …  притяжения.

5. От чего зависит сила взаимного притяжения (первое слово).

7. Кто открыл Законы: притяжения Земли и Закон Всемирного тяготения.

По вертикали:

2. Закон Всемирного … .

3. Имя учёного, который проводил опыт с двумя маленькими и четырьмя большими шарами.

6. От чего зависит сила взаимного притяжения (второе слово).

-Теперь, давайте проверим по эталону, у кого получилось так же? Поднимите руку.

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Раздаточный материал 4.

Слайд 15.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

-Какой план мы ставили на уроке?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

- Посмотрите на слайд, выберите кружок, который описывает вас на конец урока.

Красный: У меня всё получилось.

Оранжевый: Я хорошо работал на уроке.

Зелёный: Урок был интересный.

Голубой: Мне было трудно, но я справился.

Фиолетовый: У меня появилось хорошее настроение.

Кто выбрал красный? Поднимите руку? Кто оранжевый? Кто зелёный? Кто голубой? И кто фиолетовый?

- Спасибо за урок, до свидания.

        

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Закон всемирного тяготения.

- Узнать о том, что такое Закон всемирного тяготения.

-Да, достигли.

План:

1) Узнать о понятии Закон всемирного тяготения.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

-Да

Слайд 16.

Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Конспект урока окружающего мира + презентация "Достопримечательности Москвы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с достопримечательностями города МоскваПланируемые  результатыПредметные:знать понятие «достопримечательность»;знать основные досто...

Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.

Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)...

Технологическая карта урока литературного чтения "Саша Черный. Приготовишка" (УМК: "системы Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выделять главную мысль стихотворения «Приготовишка»; умение выразительно читать стихотворение в соответствии с идеей.Задачи урока ...

Технологическая карта урок литературное чтение «А.Н. Толстой «Елка» Система Эльконина-Давыдова (3 класс)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о биографии А.Н. Толстой «Елка».Задачи урока:Дидактические:Вспомнить и обобщить материал по биографии К. Чуковского и произве...

Технологическая карта урока окружающего мира, «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,

Технологическая карта урока окружающего мира,  «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,...