Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимосвязи компонентов этих природных комплексов; выявить закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; оценить природные условия и ресурсы; продолжить формирование умений работать с тематическими картами, используя их как источники географической информации для выявления зависимости между природными компонентами, составлять комплексные характеристики природных зон.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
Проектирование урока | ||||
Тема урока: Климат и природные зоны России | ||||
Конкретизация темы: Природные зоны России и особенности климатических условий, влияющих на географическое размещение природных зон. | ||||
Задачи урока | ||||
Предметные результаты: 1)получить представление о природных зонах России; 2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями; 3)узнать способы определения среднегодовой температуры и среднегодового количества осадков. | ||||
Метапредметные результаты | ||||
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание. | ||||
Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться. | ||||
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке. | ||||
Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая температура и среднегодовое количество осадков) | ||||
Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная карта, карточки с названиями природных зон России. | ||||
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. | ||||
Технология проведения: | ||||
Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания / самоконтроль / самооценка |
I. Создание ситуации успеха | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя, выбирают способы и формы проверки домашнего задания; В ходе обсуждения дети составляют план работы каждой группы: 1.Распределить роли между учениками (кто будет организатором, кто будет следить за временем и т. д.) 2.Прослушать и проанализировать все сообщения в группе. Выбрать 1-2 выступающих. Дети предлагают использовать карточки со знаками для оценивания
Молодцы, быстро и правильно справились с заданием, в работе участвовали все ученики, входящие в группу.
Хорошо, неплохо справились с заданием, в работу вовлечены почти все ученики группы.
Плохо, медленно справились или вовсе не выполнили задание, в группе работали 1-2 ученика. | Слова поддержки и одобрения; использование положительных установок в деятельности («У меня все получится!», «Я справлюсь!», «Улыбнись самому себе!») | - С чего начнем урок окружающего мира? (С проверки домашнего задания) -Что было задано на дом? (Подготовить сообщение об одном из животных литорали (зоны на берегу океанов и морей, покрытой соленой водой во время прилива)) -Улыбнитесь, если довольны ли вы своей работой дома? -Как будем работать: прослушаем все сообщения, а потом приступим к изучению новой темы? (Да) -Сколько вам в таком случае потребуется времени для проверки домашнего задания? (Это займет почти весь урок) -Как же организовать работу на уроке, чтобы за короткий срок все ученики смогли услышать только самую интересную и полезную информацию? (Поработать в группах) -Давайте уточним, что будет делать каждая группа? Какие задачи будет решать на данном этапе? -Сколько вам потребуется времени? -Как и по каким критериям будете оценивать работу группы? | Межгрупповое обсуждение и оценивание результатов групповой и индивидуальной работы. |
II. Создание ситуации «Разрыва» | Учащиеся пытаются выполнить задания (обозначить на контурной карте природные зоны России), но недостаток своего знания вызывает растерянность и затруднения у детей) Суть возникшей проблемы, фиксируется на карте вопросительным знаком. | Организация погружения в проблему, создание ситуации «разрыва» на основе подводящего диалога (системы вопросов, посильных заданий, которые пошагово приведут учащихся к осознанию и определению темы и постановке учебной задачи урока). | -Могут ли обитатели литорали обитать в водах рек, озер и наоборот? -Может ли бурый медведь поменяться местом жительства с белым? -Почему? - От чего это зависит? (От природных условий) -Как называется такой многолетний режим погоды? (Климат) Обширные территории суши, отличающиеся по своим климатическим условиям, почвам и живым обитателям называется природными зонами. -Перед вами карта «Природные зоны России». <слайд> -Соответствует ли содержащаяся на карте информация своему предназначению? -Почему нет? -Как вы думаете, каким будет следующее задание? Правильно, обозначить на карте природные зоны. (Учитель раздает каждой группе изображение России на контурной карте) -Почему вы не начинаете работу? -Что еще необходимо? -Возьмите у меня на столе те предметы, которые помогут вам выполнить задание. -Почему вы выбрали цветные карандаши? -Теперь у вас есть и карта и цветные карандаши. Давайте договоримся о времени. Хорошо, у вас 10 минут. (Учитель обнаруживает растерянность и затруднение у детей) -В чем трудность? Какие возникли вопросы? (Каким цветом раскрашивать зоны? -Какие они по площади? Где проходят границы природных зон? Сколько природных зон проходит по территории России? и т. д.) -Четко сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись. -Обозначим на карте проблему, поставив вопросительный знак. | Формулировка и фиксация проблемы. |
III. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем | На данном этапе дети определяют тему урока, формулируют и фиксирует учебную задачу предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания», предлагают план учебных действий и выполняют ряд практических заданий. В ходе обсуждения все ответы, предложения фиксируются детьми на доске в виде схем, знаков и моделей. В процессе межгруппового взаимодействия представители групп обосновывают выбор цвета для разных областей Земли | Помогает учащимся поставить учебную задачу. Учитель раздает каждой группе лист с моделью Земли. Учитель раздает каждой группе карточку с названиями природных зон | -Определите тему урока. <слайд> -Какую цель вы бы поставили? -Какие задачи необходимо решить? - Какие задания необходимо будет выполнить, чтобы решить проблему? (Поработать с графиками, моделями, различными картами и т. д.) 1-е задание Что это? Модель, схема, таблица или формула? ( Модель) -Докажите. -Ориентируясь на тему урока, предположите: перед вами модель чего может быть? (Модель Земли) -О чем рассказывает эта модель? ( О том, что наша планета разделена на какие-то области; может быть это природные зоны.) -Отчасти вы правы. Это модель распределения тепла и солнечного света на Земле, влияние которых определяет климатические условия каждой природной зоны. -Можно ли считать эту модель полной? (Нет) Почему? -Каким способом можно обозначить области на данной модели? (С помощью слов, знаков, символов, обозначить цветом) -Каким способом воспользуетесь вы? (Обозначим цветом) -И вы с этим заданием сможете справиться самостоятельно? (Да) -Закрасьте те области планеты, которые получают больше всего солнечного света и тепла, те области, которые получают среднее количество тепла и света, и те области, которые получают их меньше всего. -Я предлагаю воспользоваться тремя карандашами: красным, желтым и синим. Пяти минут хватит на выполнение задания? Время пошло. (Результаты групповых работ вывешиваются на доску) -Посмотрите внимательно на выполненные группами работы. -Что заметили? (Есть одинаковые и нет) -Послушаем, как рассуждали те и другие. 2 задание -Рассмотрите график. Что означают оси графика? О чем рассказывает этот график? Что еще определяет климатические условия каждой природной зоны? (количество осадков) -Перечислите природные зоны. Если 1 августа в селе Ромашково дневная температура была 20 градусов, а 2 августа – 25 градусов, а 3 августа- 18 градусов по Цельсию и т. д., то средняя температура августа = 20+25+18+…/310 C. - Как узнать среднегодовую температуру и посчитать среднегодовое количество осадков? -Обсудите в группах и запишите формулы. Достаточно ли вам будет 5 минут? -Кто будет представлять работу первой группы? -Как рассуждала ваша группа? Можно ли назвать эти записи формулами? Почему? -Есть еще вопросы к группе? Спасибо за работу -Рассмотрите внимательно формулы, записанные другими группами. -Как вы думаете, имеет ли смысл выслушивать представителей остальных групп? -Если у вас возникли вопросы, задайте их. 3-е задание - Определите по графику, где меньше всего осадков? Больше всего? -Для какой природной зоны характерны среднегодовая температура 20 градусов по Цельсию и 200 мм осадков в год? -Какие условия характерны для тайги? -Нафантастическом острове живет сухопутное животное пятиног обыкновенный. Пятиног предпочитает такой климат (средняя температура не ниже +20 0 C) и не слишком влажный (не более 300 мм осадков в год). -Может ли он обитать в природной зоне тайги? -В каких природных зонах он мог бы обитать? -А в условиях какой природной зоны вы бы хотели жить? Почему? -В какой природной зоне мы с вами живем? Докажите. 4-е задание -Пользуясь результатами выполнения предыдущих заданий и картой годовых осадков (на стр. 63 в учебной тетради), определите и отметьте знаками «+» или «-» на карточке могут ли находиться природные зоны: тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, тропический лес на территории России? В вашем распоряжении не более 5 минут. -А теперь проверьте сами, как вы выполнили это задание. -Я покажу только один знак «+». -Почему? (Потому что напротив всех зон надо было поставить «+» , так как все , указанные в карточке природные зоны есть на территории России.) Оцените работу своей группы. | Дети оценивают свои знания с помощью кругов (- Представьте, что круг — это все ваши знания о климате и природных зонах. - Закрасьте ту часть круга зеленым карандашом, что вам известно по данной теме) и осуществляют коллективное планирование урока. Сравнив полученный результат с готовой моделью распределения света и тепла, каждая группа оценивает свою работу на этом этапе урока. Проверка (Обсуждение групповых работ, межгрупповое взаимодействие) Результаты групповых работ на больших листах вывешиваются на доску и оцениваются. |
IV. Рефлексия | На данном этапе учащиеся сопоставляют цели урока с результатом решения учебной задачи урока, оценивают свою работу, работу группы и степень своего владения учебным материалом, используя «круги знаний»; уточняют учебную задачу следующего урока. | Помогает учащимся сформулировать задачу на следующий урок и оценить работу каждого на уроке | -Над какой темой работали? -Какую цель ставили? Достигли? -Справились с учебной задачей? -Оцените свои знания по данной теме (ученики закрашивают зеленым карандашом еще небольшую часть «круга знаний»). -Почему не закрасили круг полностью? -А что нового узнали? Могу ли я убрать знак вопроса с контурной карты природных зон России и поставить восклицательный? (Нет! Оставим вопросительный знак, а восклицательный мы поставим тогда, когда правильно научимся находить и обозначать на контурной карте природные зоны России). -Какую задачу поставим на следующий урок? -А теперь оцените работу своей группы (карточки + , ± , - ) и свою работу на уроке (прием «Ладошка»: чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке). | Выявление результата решения учебной задачи урока. Самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом |
V. Домашнее задание | Дети дома пишут сочинения о том, что на уроке было полезным, интересным, с какими трудностями они столкнулись; рассуждают о том, где и когда в жизни им могут пригодиться знания о климате и природных зонах. | Способствует получению эмоционального отклика каждого ребенка, а также удержанию и сохранению обучающимися учебной задачи на следующий урок. | Учитель: -Понятно, что разговор на эту тему не окончен. Он переносится на следующий урок. -А чтобы не забыть то, о чем мы сегодня говорили, что на уроке было полезным, интересным и с какими трудностями столкнулись мы, опишите наш урок дома. А еще подумайте, где и когда вам в жизни могут пригодиться знания о климате и природных зонах? | Дети дома пишут рефлексивные сочинения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компонент составляют два учебных блок...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ) "Как заставить шишку закрыться?". Практическая работа с исследовательской деятельностью.
Учащиеся во время урока наблюдают за влиянием разных условий на процесс закрытия и открытия чешуек у сосновых шишек....
Рабочая учебная программа по окружающему миру, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса начальной школы. Система Д.Б.Эльконина-В.В.ДавыдоваОкружающий мир: учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина-В.В...
Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса начальной школы. Система Д.Б.Эльконина-В.В.ДавыдоваОкружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина-В.В...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)
Планирование на каждую четверть - 68 часов...