Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Урок окружающего мира в игрофой форме расскажет детям о том, где живут белые медведи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Урок-путешествие в 1 классе по курсу "Окружающий мир"

Тема урока: Где живут белые медведи?

Цели урока.

1. Формировать у обучающихся представления о разнообразии природы Земли.

2.Познакомить детей с холодными районами Земли, их обитателями.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру школьников.

4. Учить детей работать в группе.

Ход урока

I. Создание атмосферы психологического комфорта

    Учитель: Улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте всем успехов. Я желаю вам хорошо потрудиться, при этом относитесь друг к другу всегда по доброму, работайте, мыслите красиво. Не зря народная мудрость гласит: “Где красота – там доброта”.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре…

     Дети:

…Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний учащихся и мотивация получения новых

1. Создание ситуации успеха

    Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт о животном, хорошо знакомом каждому из вас. О каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (
Медведь)

    Учитель: Правильно, это медведь.

-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (О медведе?)

Что вы уже  знаете об этом животном? (Ответы детей)

    Учитель: Какие виды медведей вам знакомы? (Ответы детей)

(показываю мягкую игрушку белого и бурого медведя) Но на этом не заканчивается разнообразие медведей. Существует ещё много видов – это и уссурийский медведь, и медведь-трубач, и барибалы, и гризли, и гималайский, и очковый медведь, и большая панда.(показываю фото на презентации) Вот как их много.

    Учитель: Как вы думаете можно ли у нас встретить  медведей?

(у детей возникает  затруднение)

     Учитель:

III. Динамическая пауза

Топай, мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Покружились и садись.

    Учитель: Ребята, я же совсем забыла. Сегодня по дороге в школу мне почтальон передал пакет и сказал, что мы догадаемся что это и чьё это. Давайте посмотрим (вытаскиваю из пакета шапку, варежки и шарф, конверт со словами- ответами на вопросы в конце урока)

    Учитель: Ничего не понимаю,  что это за вещи. Чьи они? Для кого предназначены? Может потом станет более ясно.?

IV. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта

    Учитель: Может здесь есть какая-то отгадка. Давайте посмотрим.

1.Просмотр отрывка мультфильма «В стране невыученных уроков»

    Учитель: Ребята, я всё поняла! Значит шапка, варежки и шарф принадлежат белому медведю. Двоечник Виктор Перестукин отправил его не туда, куда должен был и ему сейчас нужна наша помощь. Поможем мишке? Как вы поняли, какая тема нашего урока? (Где живут белые медведи?) Правильно, мы должны выяснить, где живут белые медведи и туда его, и отправить, пока с ним ничего плохого не произошло. Итак, в путь!

2. Игра-путешествие

(игрушка белого  плюшевого мишки находится на учительском столе)

    Учитель: Вам интересно узнать, где живут белые медведи? Кто знает? (Ответы детей, заслушивается несколько вариантов)

    Учитель: Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы  отправимся в путешествие в разные районы Земли. Как вы думаете, что понадобится в пути туда, где очень холодно?

    Дети: Шапки, варежки, лыжи…

Включаю музыку звук метели

    Учитель: Ну, тогда давайте одеваться!

(Учитель и дети надевают лёгкие шарфики).

    Учитель: Нам нужен ещё один важный предмет!

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки,

Не нужен поезд, иль автобус-

Поможет славный. Школьный… (глобус)

     Учитель: Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

(ставлю глобус около игрушки плюшевого белого мишки)

V. Открытие нового знания.

     Учитель: Давайте найдём Северный Ледовитый океан и Антарктиду.     Что вы знаете об этих районах Земли? Давайте проверим свои ответы. Прочитайте текст на стр.11.

(Показ на глобусе сопровождается изображениями на слайдах)

     Учитель: На Земле есть царство вечной зимы, снегов и льда. У Северного полюса лежит ледяная страна Арктика, хозяин этих мест – белый медведь, ведь по гречески “арктос” значит “медведь”.

Слайд  (Северный полюс)

    Учитель: У Южного полюса лежит другая ледяная страна – Антарктика. Это слово значит “напротив Арктики”. Антарктика более холодная и безжизненная. Здесь по вечным снегам неторопливо ковыляют пингвины. А вот белых медведей в Антарктиде нет.

Слайд  (Южный полюс)

     Учитель: Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Эта громадина свита из “железных” мышц, укрыта толстым слоем жира или чуть золотистым густым тёплым мехом. Даже ступни защищены от холода тёплой шерстью.

(Далее беседа сопровождается показом слайдов)

    Учитель: Как вы думаете, зачем медведю нужна такая “шуба”?

(Ответы детей)

    Учитель: Правильно, даже самый сильный мороз ему не страшен. Длина туловища белого медведя около 3 метров, а его вес в среднем – 500кг.Белый медведь прекрасно ныряет, обладает острым зрением, тонким слухом и прекрасным обонянием. Он может учуять добычу за 5-7км, а также сквозь толстый слой снега.

     Учитель: А что вам известно о том, чем питается белый медведь? (Ответы детей)

     Учитель: Да, действительно, основная добыча зверя – тюлени, но изредка он промышляет нарвалами, белухами и даже моржами, не отказываясь от рыбы. Белый медведь ловкий охотник. Белоснежная шкура делает его невидимым на белом снегу, а вот чёрный нос и глаза могут его выдать.

     Учитель: Что же он для этого предпринимает? (Ответы детей)

     Учитель: Молодцы! И в самом деле, он распластывается на снегу и ползёт, прикрывая нос и глаза лапой. А на тюленей он охотится так: (Иллюстрации на доске).Весной, когда лёд начинает подтаивать и ломаться, он подбирается к тюленю как можно ближе, едва высунув нос над водой. А, подплыв совсем близко, ныряет и плывёт под льдиной, затем так сильно поднимает её, что, находившиеся на ней тюлени, соскальзывают в воду. И тогда медведь убивает их одним ударом своих мощных лап.

     Учитель: А поздней осенью мама-медведица забирается в вырытую в снежных заносах берлогу. В середине зимы у неё рождаются медвежата, маленькие, беспомощные. На улице лютый мороз, а в снежной пещере тепло и уютно. До весны, пока малыши не подрастут, медведица не выходит с ними из своего укрытия. С мамой медвежата не расстаются до 2-х лет. И было бы у белых медведей всё прекрасно, если бы не браконьеры.

     Учитель: Вы знаете, кто такие браконьеры? (Ответы детей)

3. Беседа “Медведь в зоопарке”

     Учитель: Браконьер – это человек, который занимается браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также заниматься недозволенной порубкой леса.

    Учитель: А что они делают с пойманными животными? (Ответы детей)

4. Международная Красная книга России

   Учитель: Чтобы сохранить этот вид медведей, его давно уже занесли в Международную Красную Книгу, и он охраняется всеми государствами, где обитает. Красная книга – это книга, куда занесены все редкие и исчезающие виды животных, охота на которых запрещена! Эта книга служит постоянным напоминанием о том, что беречь природу, охранять её богатства, заботиться о сохранности всего живого – долг каждого человека. (Показ Красной Книги)

5. Динамическая пауза

6. Работа по учебнику

   Учитель: А сейчас мы будем работать в группах. Первая группа отправится на Северный полюс (учебник стр. 72), а вторая – на Южный полюс (учебник стр. 73)

   Учитель: Вам необходимо внимательно рассмотреть рисунки, обсудить в группах увиденное и рассказать о том, что увидели по плану:

1. Где побывали?

2. Что увидели вокруг?

3. Какие животные и птицы вам встретились?

Слайд  (план ответа)

Даётся время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп.

    Учитель: Очень хорошо! Молодцы! Бурый медведь приготовил для вас очень интересный вопрос (Вопрос крепится на доске возле игрушки бурого медведя)

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?

    Дети: Нет, потому что они живут в разных районах Земли.

VI. Фиксация проблемного места в знаково-графической форме (Применение знаний)

1. Самостоятельная работа в группах

Закрепление изученного материала проходит по вопросам учителя с опорой на раздаточный материал.

    Учитель: А теперь вспомните всё, о чём мы говорили на уроке и постарайтесь ответить на вопросы с помощью карточек. (У каждой команды на партах коробочки с карточками. На заданный вопрос учителя дети находят правильный ответ среди картинок. Среди картинок находятся и неправильные ответы.)

Вопросы.

  1. В каком районе Земли живут белые медведи? (Арктика)
  2. Чем питается белый медведь? (Рыба, тюлень)
  3. Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)
  4. В какое время года у медведей появляются медвежата? (Зима)
  5. Как называется книга, в которую занесён белый медведь, как редкий вид медведей? (Красная книга)
  6. На чём передвигаются по Арктике? (Лыжи, сани)

Ответы детей сверяются у доски по слайдам. Идёт обсуждение.

Слайд  (правильные ответы)

VII. Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

    Учитель: Молодцы! Благодаря дружной работе, вы смогли ответить на все поставленные вопросы.

    Учитель: Что больше всего вам запомнилось?  Довольны ли вы своей работой, почему?

Белому мишке понравились ваши ответы и то, как вы работали сегодня на уроке, он благополучно отправился к себе домой в Арктику. На этом наше путешествие подходит к концу. Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Используемая литература:

1.Большая энциклопедия от А до Я.Потт.-М.:Мир книги, 2002.

2. Карпенко М.Т  Сборник загадок. – М.: Просвещение, 1987.

3.Максимова Т.Н.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. («Школа России»).- Москва: Вако, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?" по программе Школа России (учебник Плешакова А.А.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 3 место в муниципальном конкурсе "Лу...

конспект урока окружающего мира по теме "Где живут слоны" 1класс

Дан полный конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны" 1класс...

Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...

Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ТЕМУ "ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ТЕМУ "ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?"ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; ра...