Организацион-ный момент.
Создание проблемной ситуации, формулирова-ние учебной проблемы.
Работа с информацией. Совместное открытие новых знаний.
Физкультурная пауза
Практическая работа.
Обобщение знаний. Моделирование. Наращивание.
Подведение итогов. Рефлексия.
|
Рисунок слона
На доске рисунок цветика- семицветика
Картина с изображением растений и животных жарких стран.
Презентация учителя
(Животные и растения саванны и тропического леса?)
Картинки слонов.
музыкальная
Пластилин, досочка, стеки, тряпочка.
| Создание эмоционального настроя детей на тему урока. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем и запоминаем, Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее?
-Отгадайте загадку. У этого зверя огромный рост Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя- хвост большой. Кто же это? Кто он такой? (слон) - Есть ли кто его не знает? - Кто видел его живым? - А что ещё хочется узнать о слонах? -Сформулируйте вопросы, чтобы узнать о жизни слона. -Кто знает, где живут слоны?
- Чтобы ответить на наши вопросы мы познакомимся с жаркими районами земли, а поможет нам цветик-семицветик.
Учитель продолжает: -Вели, чтобы мы оказались там, где живут слоны! (открывается картина с изображением животных в саванне) -Мы с вами там, где живут слоны. -Как вы думаете, зачем мы здесь?
Каждой группе нужно подготовить рассказ по плану о жизни слонов. Поможет нам светик- семицветик.
1группе. В каком районе побывали? 2 группе. Какая погода? 3 группе. Каких животных встретили? 4группе. Чем питаются слоны? 5 группе. Какая среда обитания или какой у них лес?
Учитель помогает работе групп, если затрудняются в чтении.
Дополняет рассказ учащихся о растениях и животных жарких стран. - Название "Саванна" произошло от испанского слова “сабана”, что означает “дикое ровное место”. В саванне очень много различных деревьев и кустарников. Все деревья и кустарники в саванне опутаны лианами. В саванне бывают периоды, когда постоянно идет дождь, а бывают периоды, когда дождя нет. Здесь мы можем встретить такие травы, которые будут так высоки, как человек! В саванне живёт Африканский слон. Тропические леса находятся в жарком и дождливом климате. Их растительный и животный мир очень богат и разнообразен. Климат позволяет вырастать огромным деревьям, лианам, папоротникам, кактусам и красивым орхидеям. В тропическом лесу живёт индийский слон. Чем отличается Индийский слон от Африканского? 1. Размер. Самцы современного африканского саванного слона достигают высоты в спине 3.5 м, самки до 3 м. Масса до 7,5 тонн. Современный индийский (точнее, азиатский) слон меньше африканского. Высота самца 3.0-3.2 м, самки 2.6-2.9 м. Масса до 5 тонн. 2. Пропорции тела. Различие в пропорциях тела у слонов может найти свое объяснение, если мы станем рассматривать их в зависимости от образа жизни и характера их питания. Длинноногость и высокий рост африканского слона могут быть объяснены как результат приспособления к питанию веточно-лиственным кормом, индийский слон питается как травянистой растительностью, так и веточно-лиственным кормом, и характер питания, несомненно, сказался на пропорциях его тела. (На первой картинке индийский слон, на второй африканский соответственно)
3. Хобот. Так, у африканского слона, питающегося веточно-лиственным кормом, конец хобота имеет два пальцевидных отростка, у индийского слона на конце хобота имеется только один пальцевидный отросток.
4. Уши. У африканского слона значительно больше. А у индийского они опущены вниз и как бы заострены (см. рисунок). |
-А сейчас мы с вами окажемся в одной саванне. Мы будем вести себя тихо, чтобы не спугнуть животных. Прислушайтесь внимательно к звукам, которые вы услышите. (Под музыку) Покажите, как слоны ходят, трубят, бегут, едят, купаются.
На память о нашем путешествии вылепим слона и среду его обитания из пластилина.
Заполнение схемы на доске на основании вопросов учителя. -Какие районы Земли знаем с предыдущих уроков? (холодные) - Какие сегодня узнали?
Районы земли
холодные жаркие
Северный Антарктида тропический лес Ледовитый саванны океан
-С какими жаркими районами земли познакомились? -Кто-то из вас там бывал? - Что нового узнали о жизни животных? - Кто из вас сможет отличить индийского слона от африканского? -Мы с вами ответили на вопросы, поставленные вами в начале урока? У нас впереди ещё много уроков окружающего мира, на которых вы узнаете много нового интересного о разнообразии природы земли.
- Если мы пойдём в зоопарк в гости к слону, какой гостинец ему отнесём? Узнайте дома с родителями. -Узнать, кто из семей бывал в странах, где живут слоны? Если есть фотографии, принесите. - У кого в семье собирают слоников, можно на один день принести и показать нам. - Для чего их собирают?
Но прежде нам нужно вернуться с нашего путешествия домой, цветик - семицветик нам поможет.
| Приветствие учителя, самоорганизация.
Формулируют тему урока. Составление плана урока. - Где живут слоны?
- Чем питаются слоны?
- Кто живёт рядом с ними?
-
Дети встают, кружатся на месте с закрытыми глазами и говорят: -Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг… Открывают глаза. Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток. (все говорят) Лишь коснёшься ты земли Быть по - моему вели..
(ученики говорят) Чтобы узнать о жизни слонов и их среде обитания.
Работа в группах.
(отрывают по одному лепесточку с вопросом)
Класс делится на 5 групп. Рассматривают страницы учебника и читают. Рассматривают растения и животных саванны и тропического леса. Читают их названия, выбирают, кто будет рассказывать.
По окончании обсуждения рассказывают о своих путешествиях, повторяют название животных и растений жарких стран.
Работа в парах.
Лепят слоников и среду их обитания из пластилина.
Обобщают изученный материал предыдущего и данного урока
Устанавливают связь между жизнью животных и природными условиями
Отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
Снова говорят стихотворение.
|