Окружающий мир 3 класс «Экономика и экология»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гетманская Ксения Дмитриевна

Тема урока: «Экономика и экология»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с задачами экологии и экономики; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 18.04.2024

Школа: МКОУ Белоносовская СОШ

Класс: 3

Урок: 4

Студент:

Группа:

Учитель: Соболева Т.В.

Методист:

Время: 11: 35- 12: 15

Кабинет:

Тема урока: «Экономика и экология»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с задачами экологии и экономики; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с понятиями «экономика» и «экология».
  2. Формировать умение видеть экологическую проблему.

Предметные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

целепологание как постановка учебной задачи,, прогнозирование.

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые.

умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Развивающие:

 1. Развивать устную речь.

2. Развивать умения применять знания.

3. Развивать логическое мышление.

Личностные:

волевая саморегуляция, смыслообразование.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

нравственно-эстетическая ориентации

Воспитательные:

  1. Уметь проводить самооценку.

     2. Воспитывать бережное отношение к природе.

     3. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Школа России

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах.

2. Создание эмоционального настроя.

 -Доброе утро! Меня зовут Валерия Олеговна,  и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, надеюсь, наш урок пройдет интересно т и продуктивно.

Желаю вам хорошей работы!

1. Показывают готовность к уроку.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Л: волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

П: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой 

Внешний контроль

Чтобы начать новую тему, давайте повторим то, что вы уже знаете.

У вас на партах лежит карточка № 1. Соедините определение с термином. 

 Бюджет- план доходов и расходов государства.

Деньги- особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Сбережения- часть денег, отложенная на будущее.

Налоги- это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства.

Семейный бюджет- план доходов и расходов.

Поменяйтесь своими карточками с соседом, правильные ответы есть на слайде. Поставьте оценку, без ошибок- пять, одна ошибка- 4, две ошибки- 3

У вас на партах есть карточка «Моя успешность на уроке». Подпишите их. Напротив строки «Работа с карточкой №1» поставьте оценку, которую поставил вам сосед.

Что такое доход в семейном бюджете? Приведите примеры

Что такое расход в семейном бюджете? Приведите примеры.

Выполняют задание на карточке.

Доходы-это те деньги, которые зарабатывают члены семьи. Зарплата, стипендия, пенсия.

Расходы- деньги, которые тратят. Покупки, оплата за квартиру и тд.

П: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

П:структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые высказывания.

Слайд №2

Слайд №3

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: коллективная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

1.Подводит к  формулированию темы.

- Ребята, давайте разгадаем ребус на экране и узнаем тему сегодняшнего урока.

Что такое экономика?

Какая главная задача экономики?

Но сегодня мы поговорим не только про экономику. Отгадайте второй ребус, чтобы узнать о чём ещё мы сегодня будем разговаривать.

Что такое экология?

-Итак, какая тема сегодняшнего урока?

-Верно!

2.Подводит к формулированию цели.  

- Давайте воспользуемся словами – помощниками и поставим цели.

На экране есть слова-помощники, которые помогут вам поставить цели.

1. Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с ребусом.

- экономика

- наука о ведении домашнего хозяйства.

- удовлетворение потребностей человека.

- экология

- наука о связи с живыми существами и окружающей их средой.

- экономика и экология

2.Формулируют цели урока самостоятельно.

-  узнать, в какой связи находятся экономика и экология

П: целепологание как постановка учебной задачи,, прогнозирование.

Слайд №2

Слайд №3

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: коллективная, самостоятельная деятельность

М: беседа

П: эмоциональный настрой

 - Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами:

– Ребята, что изображено на рисунках?

 - А почему там разные цвета?

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

- А как вы думаете, все ценят эти богатства?

- Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее?

Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир?

 Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок?

Другой пример взаимодействия человека на природу представлен у вас в учебниках. Откройте страницу 79 учебника. Прочитайте ситуацию, которая описана на этой странице.

Вы знаете, что такое танкер?

Что художник изобразил на этой картинке?

Чем опасен разлив нефти?

- Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Назовите составные части экологии?

- Связаны ли они между собой? (да). Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика?

- Из каких отраслей состоит экономика?

- Что даёт людям сельское хозяйство?

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства?

- Что даёт людям металлургия?

 Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона?

Отвечают на вопросы

- планета Земля

- вода, лес, пустыня и горы.

- высказывают своё мнение.

- сажаем растения, убираем мусор, чистим родники

- мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики

- погибнут и растения и животные.

- морское или речное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.

- Танкер врезался в айсберг. Судно было пробито и танкер начал давать утечку нефти

- Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. Произошла экологическая катастрофа!)

- солнце, воздух, вожжа, растения, животные

-да.

Приводят примеры

- для удовлетворения потребностей

- сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность

- продукты питания

- в загрязнении почвы, ядохимикатами

- металл

- загрязнение воздуха и воды

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессв и результатов деятельности.

Л: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

Л: нравственно-эстетическая ориентации

Слайд №7

Динамическая пауза

1.Организует динамическую паузу.

- Давайте немного отдохнем.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. Ходьба с подниманием рук.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём. Наклоны вперёд.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим. Бег на носочках.

2. Повторяют движения за учителем.

Учитель показывает движения.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: наглядный

П: эмоциональный настрой

- Итак, давайте повторим то, о чем сегодня узнали.

Предлагаю вам сейчас посмотреть видео. Так же в видео будут вопросы по сегодняшней теме, на которые нужно будет ответить.

Смотрят видео, твечают на вопросы.

П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые высказывания.

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Видеоролик (4:55)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Впиши слова (индивидуальная работа)

Соотнесите начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе. Так же напишите, что будет, если не выполнять эти правила.

Проверьте свою работу и на карточке «Моя успешность на уроке» поставьте себе оценку напротив строки «Самостоятельная работа»

Работа с карточкой.

 

Л: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Слайд № 8

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: групповая

М: практичсекая работа

П: эмоциональный настрой

1.Организует работу в парах.

- Ребята давайте поработаем в парах, разделите листок на две части. Один рисует землю. Если люди будут охранять природу и соблюдать правила, другой если никто не будет соблюдать правила, как будет выглядеть земля.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1. Работают в парах.

2. Записывают домашнее задание.

Л: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Ребята, давайте подведем итоги.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Мы достигли их?

- Возьмите свою карточку «Моя успешность на уроке» поставьте общую оценку за работу на уроке.

-Всем спасибо за работу.

Вы молодцы. Урок окончен.

1. Оценивают свою работу на уроке.

- экономика и экология

- узнать, в какой связи находятся экономика и экология

- да

Л: смыслообразование

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Заключительный слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»

Цели и задачи. Учитель:   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала...

Урок по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"

Цель:       познакомить обучающихся с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на  окружающую среду.              ...

Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"

Цель:       познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на  окружающую среду.                 ...

Открытый урок и презентация по окружающему миру 3 класс "Экономика и экология" ФГОС Школа России

Открытый урок содержит:разработку урока по окружающему миру 3 класс  ФГОС по программе  Школа России на тему "Экономика и экология"презентацию к уроку....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...

Окружающий мир, 3 класс "Экономика и экология" УМК "Школа России"

Окружающий мир, 3 класс "Экономика и экология" УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Экономика и экология. Две стороны экономики". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как экономика влияет на экологию.Планируемые результатыПредметные: знатькак экономика влияет на экологию;какое действие оказывают различные отрасл...