Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создает эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята. - Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения. Руки – на месте. Ноги – на месте. Локти – у края. Спинка – прямая. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа | Организует работу по повторению предыдущей темы урока. - Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего состоит семейный бюджет? - Ребята, скажите, пожалуйста, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? - Отлично, ребята. Организует подведение к новой теме урока с помощью шифра и парной работы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на парте. Что вы видите перед собой? - Верно, вам необходимо соотнести цифры с буквами, тогда вы поймете, что зашифровано.
- Чтобы выполнить это задание вам нужно поработать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете?
- Отлично, приступайте к выполнению задания. У вас есть 2 минуты на него.
- Давайте проверим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы
- О семейном бюджете - это план расходов и доходов семьи - Из зарплаты родителей, стипендии, пенсии бабушек и дедушек - да, например, выигрыш лотереи, победа в каком-то конкурсе и т.д.
- шифр
Говори тихо и спокойно К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца Делай замечания тактично, не груби В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю - Экономика и экология |
Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать
М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные) | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, тогда как будет звучать тема нашего с вами сегодняшнего урока?
Формулирует совместно с младшими школьниками цели урока. - А какие цели мы с вами можем поставить на этот урок?
- Хорошо, ребята. Составляет совместно с учениками план урока. - Ребята, но для того чтобы нам было удобнее узнавать новый материал, мы составим план работы на уроке. Посмотрите, пожалуйста, у нас с вами уже есть пункты плана, но их нужно расставить в правильном порядке. 1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология
- Замечательно, ребята! | Отвечают на вопросы
- Экономика и экология
- Узнать их задачи и взаимосвязи
1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология |
П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
М: Научатся составлять план и последовательность действий;
| Презентация, листочки с планом урока
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Практический: упражнения | Организует работу с новым материалом. - Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я буду читать вам предложения, а вам необходимо их продолжить. 1. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. 2. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача…
- Молодцы, ребята! - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Да, посмотрите, какая красота вокруг нас. Как вы думаете, каждый человек это ценит? А почему вы так думаете?
- А теперь посмотрите на эти картинки. Что вы видите здесь?
- А что может сделать человек, чтобы природа стала чище?
- Ребята, а можем ли мы сказать о пользе, например, сельского хозяйства? Какую пользу сельское хозяйство представляет для человека?
- Верно, ребята. А какие отрицательные стороны мы можем выделить в сельском хозяйстве?
- Верно, ребята. Та продукция, которая необходима человечеству, без которой мы не сможем прожить является одной и сторон экономики - положительной. Она называется полезной. То есть те продукты, которые мы можем получить от сельского хозяйства, мы можем считать полезной стороной экономики. А вред, который получает природа в результате деятельности человека, это другая сторона экономики – отрицательная. Организует работу в группах. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру. Для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы? Вам необходимо посовещаться между собой и представить ваш ответ. Напомните, пожалуйста, правила работы в группах.
- У вас есть 2 минуты, чтобы посовещаться. - Ваше время вышло. Пожалуйста, представьте свои ответы.
- Какой вывод мы можем сделать из этой игры?
- То есть мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя, а экологи защищают природу. Возникает проблема: с одной стороны, мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны, мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить. | Отвечают на вопросы
- экология
- экономики
- природу
- Нет Потому что некоторые люди загрязняют природу мусором и т.д.
- загрязнение природы
- убирать за собой, строить очистные сооружения и т.д.
- да
- Так человек получает продукты питания и материалы для изготовления одежды
- загрязнение почвы опасными ядохимикатами
1.Слушай, что говорят другие. 2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. 3.Говори спокойно ясно, только по делу. 4.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. 5.Помогай товарищам, если они об этом просят. 6.Точно выполняй возложенную на тебя роль Работают в группах - Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п. Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п. Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п. - экология и экономика связаны | П: анализ языкового материла
М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
М: саморегуляция | Презентация, учебник, раздаточный материал
|
Динамическая пауза |
| Практический: повторение движений за учителем | Динамическая пауза - Ребята, давайте с вами встанем, разомнемся. Повторяйте движения за мной. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) Раз, два — выше голова, (Поднять голову.) Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.) Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.) Сел на дерево скворец, И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.) - Отлично. Занимайте свои места. |
Встают
Повторяют движения за учителем
Занимают свои места | М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;
| Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | Организует первичное закрепление материала с помощью заполнения таблицы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на середине парты. Вам нужно заполнить таблицу. Полезная сторона экономики и отрицательная сторона экономики. Положительная | Отрицательная |
|
|
|
|
|
|
Шерсть, ядохимикаты, дым от заводов, продукты питания, транспорт, материал для мебели - Давайте проверим, что у вас получилось
- Верно, ребята. Молодцы! | Работают в парах
- Положительная – шерсть, продукты питания, материал для мебели Отрицательная – ядохимикаты, транспорт, дым от заводов. | П: устанавливать причинно-следственные связи; П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой. - Итак, ребята, сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательно. Для этого, пожалуйста, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Здесь представлены 5 вопросов и варианты ответов к ним. Вам нужно обвести в круг правильный ответ. На работу у вас есть 5 минут. После этого обменяйтесь с соседом по парте и оценить работу друг друга в соответствии с критериями. 1 вариант 1. К чему относится загрязнение природы? А) К положительной стороне экономики Б) К отрицательной стороне экономики 2. К чему относятся продукты питания, которые производит сельское хозяйство? А) К положительной стороне экономики Б) К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А) Экология Б) Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А) Экологии Б) Экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А) Да Б) Нет 2 вариант 1. К чему относится разлив нефти в море? А) К положительной стороне экономики Б) К отрицательной стороне экономики 2. К чему относится шерсть, которую производит сельское хозяйство? А) К положительной стороне экономики Б) К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А) Экология Б) Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А) Экологии Б) экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А) да Б) нет
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте и обратите внимание на экран. - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. А у кого одна ошибка? У кого 2 ошибки? - Как вы думаете, почему у вас возникли сложности с написанием теста? | Выполняют самостоятельную работу
Взаимопроверка 1 вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А 2 вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А
| М: саморегуляция М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия;
| Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: упражнение | Организует работу по прогнозированию с помощью раздаточного материала и групповой работы. - Ребята, сейчас мы с вами попробуем создать экологический прогноз. Кто может сказать, что такое прогноз?
- Итак, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны какие-то ситуации. Вам нужно будет составить экологический прогноз, то есть к чему это приведет. 1 группа – фермеры в одной стране решили уничтожить всех хищных зверей. К чему это приведет? 2 группа – на берегу озера было решено построить завод, отходами которого является ртуть. К чему это приведет? 3 группа – на танкере решили перевозить нефть, но не заметили поломку судна. К чему это приведет? - У вас есть на это три минуты, чтобы обсудить и представить перед одноклассниками свои ответы.
- Давайте проверим, что у вас получилось. |
Отвечают на вопросы
- прогноз – это научное предсказание
Отвечают ученики по карточкам. |
Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
П: устанавливать причинно-следственные связи;
| Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Скажите, пожалуйста, какой была тема нашего с вами урока?
- Ребята, напомните цель нашего урока.
- Справились мы с целью? - Отлично, ребята. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Вам необходимо дополнить предложения. Сегодня на уроке… Мне понравилось…. Мне было… Я поработал… - Всем спасибо за урок. Вы большие молодцы! Урок окончен. | Отвечают на вопросы
- Экономика и экология - узнать о задачах экономики, экологии и их связи между собой - да | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |