Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое экология" (УМК Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока: формировать представление детей об экологии и её роли в жизни людей.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формирование понятия об экологии и окружающей среде;

2) формирование представления у обучающихся об экологических проблемах.

Предметные:

  1. приобретать знания об экологии;
  2. познакомить с правилами поведения человека в лесу;
  3. познакомить с наукой – экологией и экологами.

 

Развивающие:

1) развивать у детей навыки по поиску решения экологической проблемы;

2) развивать бережное отношение к природе.

Личностные:

1) осознавать личную значимость природоохранной деятельности человека;

2) умение провести самооценку.

 

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к изучению экологии;

2)воспитывать потребность и желание выполнять экологические правила.

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 3 класс. 1 часть.  Рабочая тетрадь. 1 часть. А.А Плешаков.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_konspekt_uroka.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 24.09.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45 – 16:25   Кабинет: 209

Студент: Байгильдина Карина Фанилевна

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Что такое экология»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формировать представление детей об экологии и её роли в жизни людей.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формирование понятия об экологии и окружающей среде;

2) формирование представления у обучающихся об экологических проблемах.

Предметные:

  1. приобретать знания об экологии;
  2. познакомить с правилами поведения человека в лесу;
  3. познакомить с наукой – экологией и экологами.

Развивающие:

1) развивать у детей навыки по поиску решения экологической проблемы;

2) развивать бережное отношение к природе.

Личностные:

1) осознавать личную значимость природоохранной деятельности человека;

2) умение провести самооценку.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к изучению экологии;

2)воспитывать потребность и желание выполнять экологические правила.

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 3 класс. 1 часть.  Рабочая тетрадь. 1 часть. А.А Плешаков.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Фанилевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. А сейчас, перед началом нашего урока, давайте повернемся к соседу по парте, подарим друг другу улыбки и пожелаем хороших настроения. Молодцы! Давайте начнем наше занятие.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Обучающиеся настраиваются на урок.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Компьютер, интерактивная доска.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Ребята! Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие – отправимся в поход. В поход можно идти в горы, на речку. Отгадайте, по описанию, место куда пойдем мы с вами. Это место, где люди гуляют, собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. Там чистый воздух и красивая природа.

-Что это?

Дорога в лес будет длинная и займет 2 дня. В лес мы придем только завтра. А сегодня давайте подготовимся к походу и отправимся в путь.

-Ой, ребята, мне пришло сообщение от моего друга-туриста. А вы знаете, кто такие туристы?

-Верно. Так давайте скорее прочитаем его сообщение.

*Сообщение*

«Здравствуйте, ребята! Я бы очень хотел пойти в поход вместе с вами, но к сожалению мало знаю об экологии, не поможете ли вы мне разобраться?»

-Ну что, ребята, поможем?

-Нам предстоит вместе с вами узнать об экологии.

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-Лес

-это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы.

-Да

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация

(2 слайд)

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Практический: выполнение задания

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Кто думает, какая тема нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?

Понять,…

-Верно.

-Откройте учебник на стр.28. Начинаем читать.

-Можете ли вы мне ответить, что такое экология?

-А что такое окружающая среда?

-Теперь откройте рабочие тетради на стр.16 и найдите 1 задание. Запишите эти определения.

-Ребята, скажите, какие предметы нас будут окружать в лесу?

-А кто в лесу будет самым главным, когда мы в него зайдем? Может быть человек?

-Главные все. Но человек – это самое разумное существо. Именно он должен охранять природу и оберегать ее.

-А теперь ответьте мне, что изучает экология? Если затрудняетесь ответить, то откройте учебник стр.28 и найдите ответ в тексте.

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты формулировок цели,                      

участвуют в их обсуждении.

-«Что такое экология?»

-Понять, что изучает экология.

-Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

-Это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.

-Предметы окружающего нас мира (живые и неживые).

зучает взаимодействие живых организмов со всем, что их окружает.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Презентация

(3-4 слайды)

Учебник, рабочая тетрадь

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный:  (рассказ учителя)

Практический: выполнение заданий.

Взаимоконтроль.

Самопроверка

1. Организовывает работу обучающихся.

  1. –Итак, у меня для вас 1 задание.
  2. –Откройте учебник на стр.29 и найдите схемы в начале страницы. Скажите, что они значат?
  3.  А как называют ученых, которые занимаются охраной природы?
  4. –Верно. Чем является лес  для птиц, животных, насекомых?
  5. - Кем же являемся мы в их доме?
  6. -Ребята, а зачем мы идем к ним в гости?
  7. -Только не забывайте, мы в гостях! Нельзя нарушать законы лесных жителей. В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними.
  8. –Итак, задание:
  9. -В конвертах лежат картинки. Их надо распределить на 2 группы: на зеленый листок прикрепить те изображения, на которых по вашему мнению изображено что-то хорошее для природы, леса, а на красный листок- плохое, что несет ущерб природе.
  10. (вызываю детей к доске по одному)
  11. Хорошее для природы: уборка мусора, посадка деревьев, кормушки для птиц.
  12. Что несёт ущерб: вырубка лесов, пожар, разброс мусора.
  13. -А как же нам избежать вещей, которые несут ущерб природе?

-Верно! Молодцы, справились с заданием.

-Но это ещё не всё.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-Все они взаимосвязаны.

-Экологи.

-Домом.

-Гостями.

-услышать пение птиц, увидеть растения, насладиться свежим воздухом, полюбоваться красотой леса.

-Не нужно вырубать деревья, а если и вырубают, то сразу нужно сажать новые, нельзя оставлять разведенные костры в лесу, и всегда нужно убирать после себя мусор.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Учебник, раздаточный материал

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесный: беседа

Практический метод

(упражнение)

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Послушайте следующее задание:

Задание называется «Экологическая тревога».

-Ребята, когда бьют тревогу?

Вам нужно будет объяснить экологическую ситуацию, ответить на вопросы и доказать, почему вы так считаете.

-Для этого задания вы разделитесь на 4 группы. Потом проверим, кто как поступил бы в данной ситуации.

-Посмотрите на экран и прочитайте ситуацию.

Ситуация:

«Человек стоит у кромки леса, оглядывается и выбирает, куда идти. Решение принято, и он начинает свое движение: напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Но стоп! Что то он сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут. Что он сделал неправильно? Как бы вы поступили?»

Ответ: Слой почвы в лесах тонкий и его можно повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников. По подсчетам ученых для образования слоя почвы толщиной 5 см. требуется 2000 лет.

-Какое важное правило можно сформулировать?

-Верно, но это правило не единственное, давайте с вами прочитаем, какие еще правила нужно соблюдать.

Правила:

  1. Не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.
  2. Не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума!
  3. Не оставляйте после себя мусор!
  4. Не уносите из леса детенышей животных и птенцов!

-Запомните эти правила!

  1. Отвечают на вопросы учителя.

-Когда что-то случилось.

Размышляют, обсуждают

Отвечают

- Не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Раздаточный материал

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы

Практические методы

Взаимопроверка

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

-Итак, теперь проведём с вами небольшой тест.

Вопросы:

  1. Что изучает экология?

А) здоровье человека

Б) окружающую среду

В) связи между живыми существами и окружающей их средой

2. Укажи, с чем связан человек.

А) с животными

Б) с растениями

В) с неживой природой

Г) со всем перечисленным

3. Что называют окружающей средой?

А) связь между живыми существами

Б) связь с живой и неживой природой

В) всё что окружает живое существо и с чем оно связано

4. Подумайте, что будет окружающей средой для кабана.

А) лес

Б) луг

В) водоём

5. Выберите животных, для которых окружающая среда – пруд.

А) лягушка

Б) морж

В) карась

Г) улитка

  1. Выполняют самостоятельную работу.

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Презентация

(5-9 слайды)

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Самопроверка

-Итак, последнее задание для вас.

Вернёмся к нашим правилам леса. Ваша задача снова объединиться в группы и нарисовать знаки по правилу, как бы вы их изобразили.

1 группа рисует на первое правило, 2 группа – на второе правило, 3 группа – на третье правило, и 4 группа – на четвёртое правило.

-Проверка, обсуждение.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Раздаточный слайд

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Урок подходит к концу, давайте вспомним тему и цель урока.

- Оценим свою работу на уроке, будем использовать эти слова:

- Я узнал…

- Мне было легко…

- Мне было трудно…

 Всем спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Вспоминают тему и цель урока.

Оценивают свою работу на уроке.  

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Презентация (10 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира «Температура воздуха» (УМК Школа России); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменениях температуры воздуха в природе и зависимости температуры от ряда факторовЗадачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока «Красная книга»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о Красной книге и о животных и растениях, занесенных в нее.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...

Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Водные богатства» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природ...

Технологическая карта урока окружающего мира " Московский кремль" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Московский Кремль» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникальног...