Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний о двух сторонах экономики – полезной для человека и опасной для планеты.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Вспомнить, какую пользу приносит экономическая деятельность человека;

2. Познакомить с экологическими проблемами, возникающими из-за деятельности человека;

3. Повторить изученные экономические понятия;

 

Развивающие:

1. Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;

2. Развивать познавательный интерес к предмету;

3. Развивать внимание при решении учебных заданий.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать положительный взгляд на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;

2. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;

3. Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.

  1.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экономика и экология36.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 19.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Тема урока: «Экономика и экология»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний о двух сторонах экономики – полезной для человека и опасной для планеты.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Вспомнить, какую пользу приносит экономическая деятельность человека;
  2. Познакомить с экологическими проблемами, возникающими из-за деятельности человека;
  3. Повторить изученные экономические понятия;

Развивающие:

  1. Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;
  2. Развивать познавательный интерес к предмету;
  3. Развивать внимание при решении учебных заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительный взгляд на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
  2. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
  3. Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.

Оборудование: Учебник  «Окружающий мир», Плешаков А.А. 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь, Плешаков А.А., 3 класс 2 часть,  учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

ф

Словесные: беседа

 Приветствует учащихся;

Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя;

Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,И

Словесные: учебный диалог

Учитель организует фронтальный опрос с целью актуализации знаний.

Ставит проблемную ситуацию.

- Долго составлял экономист

План расходов и доходов,

В чернилах весь его манжет.

Зато готов для всех…

- Ребята, что мы проходили на прошлом уроке?

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего он нужен?

- Какие виды доходов может получать семья?

- Какие могут быть расходы?

- А может ли быть другой бюджет, кроме семейного?

- Мы много обсуждали с вами, зачем нужна экономика, и какую пользу она приносит. Но как вы думаете, есть ли от неё вред?

Участвуют диалоге.

Решают проблемную ситуацию.

- Бюджет.

- Семейный бюджет.

- План расходов и доходов семьи.

- Чтобы контролировать деньги.

- Зарплата, стипендия, пенсия.

- На еду, квартиру, транспорт и т.п.

- Государственный.

- Да.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса (Р);

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф Словесные: подводящий диалог

Подведение к теме, постановке цели, составлению плана.

 

- Какая же сегодня тема урока?

- Какую цель мы можем поставить? Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока?  

- Верно.

Рассуждая подходят к теме, цели и плану.

- Экономика и экология.

- Узнать, как экономика влияет на экологию.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Учебный диалог

«Открытие» нового знания.

– Ребята, что изображено на рисунках?

 - А почему там разные цвета?

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! А как вы думаете, все ценят эти богатства?

- Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее?

- Да, сейчас из-под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором?

 - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе. Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир?

-Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок?

 - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе?

 - Кто виноват в такой катастрофе?

- Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. Практически 30 лет назад, а именно 26 апреля 1986 г., на территории нынешней Украины случилась самая крупная атомная авария в мире, последствия которой ощущает планета и до нашего времени. На электростанции в городе Чернобыле взорвался атомный реактор четвертого энергоблока. В воздух одновременно было выброшено огромное количество смертельно опасных радиоактивных веществ. Сейчас уже подсчитано, что только за три первых месяца, начиная с 26 апреля 1986 года, от радиационного излучения буквально на месте погиб 31 человек. Позже 134 человека были направлены в специализированные клиники для интенсивного лечения от лучевой болезни, а еще 80 в муках умерли от заражения кожных покровов, крови и дыхательных путей. Шлейф радиации покрыл не только огромную часть СССР, но и Восточную Европу, и Скандинавские страны, но больше всего чернобыльская трагедия 26 апреля 1986 г. затронула Белорусскую и Украинскую ССР. Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа?

- Как называются такие ситуации?

- Кто виноват в такой катастрофе?

-Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека.

«Открывают» новые знания.

- Планета Земля - полушария

- Это вода, лес, пустыня и горы

- Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе.

- Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники.

- Сжигаем, собираем его в мешки и выбрасываем.

- Мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики.

- Погибнут растения и животные

- Пострадали птицы, рыбы, растения, люди

- Человек

Ответы учеников.

- Экологические катастрофы

- Человек

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

- Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения.

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

И, Ф

Словесные: беседа, работа с книгой

Обсуждение и работа по учебнику.

- Для чего нам нужна экономика?

- Из каких отраслей состоит экономика?

- Что даёт людям сельское хозяйство?

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона сельского хозяйства?

- Что даёт людям металлургия?

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82.

- Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных?

- Как экономить воду?

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле?

- Какой вред человек наносит почве?

- Как нужно охранять почву?

- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? Какие?

Диалог и работа с учебником.

- Для удовлетворения потребностей.

- Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность

- Продукты питания

- В загрязнении почвы, ядохимикатами

- Металл.

- Загрязнение воздуха и воды.

- Без воды жизнь на Земле невозможна.

- Ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов

- На земле выращивают растения

- Вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов

- Не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов

-У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции

П: уметь работать с открытым знанием;

 

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практические: работа в карточках

Наглядные: проверка по эталону

Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельную работу:

 1.Что такое окружающая среда:

а) всё, что нас окружает;

б) дом;

в) школа.

2. Экология- это…

а) наука о животных;

б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой;

в) наука о растениях.

3. Экономика- это…

а) потребности людей;

б) товары и услуги;

в) наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства.

4. Сколько сторон имеет экономика?

а) 2

б) 3

в)1

5. Кто виноват в экологической катастрофе?

а) рыбы

б)деревья

в)человек

- Обменяйтесь карточками, проверьте друг друга по эталону.

Проведение самостоятельной работы.

- 1-а

2-б

3-в

4-а

5-в

М: уметь проводить самоанализ;

П: знание о том, как связаны экология и экономика

Карточки, учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

Закрепление изученного материала в рабочей тетради.

- Выполним задание из рабочей тетради. Откройте страницу 51, найдите задание №1. Прочитайте его.

Найдите в учебнике ответ и впишите его.

Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь: стр. 51 №2,3.

Закрепляют выполнением упражнения в рабочих тетрадях

Записывают домашнее задание.

П: знать, какой вред человек наносит природе;

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Рабочие тетради

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

Подведение итогов. Организация рефлексии.

- Какая была тема нашего урока?

-Как связаны между собой экономика и экология?

-Какие стороны экономики существуют?

-В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона?

Продолжите фразу:

– Было интересно узнать, что …

– Меня удивило …

– Было трудно…

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

Оценивают свою работу на уроке.

- Экономика и экология.

-  Влияют друг на друга.

- Опасная и полезная.

- Полезная приносит пользу людям, опасная вредит природе.

Продолжают фразы.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Экономика и экология»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о задачах экономики и эк...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...