Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний о двух сторонах экономики – полезной для человека и опасной для планеты.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Вспомнить, какую пользу приносит экономическая деятельность человека;
2. Познакомить с экологическими проблемами, возникающими из-за деятельности человека;
3. Повторить изученные экономические понятия;
Развивающие:
1. Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;
2. Развивать познавательный интерес к предмету;
3. Развивать внимание при решении учебных заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительный взгляд на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
2. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
3. Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экономика и экология | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
Тема урока: «Экономика и экология»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний о двух сторонах экономики – полезной для человека и опасной для планеты.
Задачи урока:
Дидактические:
- Вспомнить, какую пользу приносит экономическая деятельность человека;
- Познакомить с экологическими проблемами, возникающими из-за деятельности человека;
- Повторить изученные экономические понятия;
Развивающие:
- Развивать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;
- Развивать познавательный интерес к предмету;
- Развивать внимание при решении учебных заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать положительный взгляд на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
- Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
- Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А. 3 класс 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь, Плешаков А.А., 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | ф Словесные: беседа | Приветствует учащихся; Проверяет готовность учащихся к уроку; - Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя; Показывают готовность к уроку; | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф,И Словесные: учебный диалог | Учитель организует фронтальный опрос с целью актуализации знаний. Ставит проблемную ситуацию. - Долго составлял экономист План расходов и доходов, В чернилах весь его манжет. Зато готов для всех… - Ребята, что мы проходили на прошлом уроке? - Что такое семейный бюджет? - Для чего он нужен? - Какие виды доходов может получать семья? - Какие могут быть расходы? - А может ли быть другой бюджет, кроме семейного? - Мы много обсуждали с вами, зачем нужна экономика, и какую пользу она приносит. Но как вы думаете, есть ли от неё вред? | Участвуют диалоге. Решают проблемную ситуацию. - Бюджет. - Семейный бюджет. - План расходов и доходов семьи. - Чтобы контролировать деньги. - Зарплата, стипендия, пенсия. - На еду, квартиру, транспорт и т.п. - Государственный. - Да. | М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса (Р); Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: подводящий диалог | Подведение к теме, постановке цели, составлению плана.
- Какая же сегодня тема урока? - Какую цель мы можем поставить? Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока? - Верно. | Рассуждая подходят к теме, цели и плану. - Экономика и экология. - Узнать, как экономика влияет на экологию. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Учебный диалог | «Открытие» нового знания. – Ребята, что изображено на рисунках? - А почему там разные цвета? - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! А как вы думаете, все ценят эти богатства? - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? - Да, сейчас из-под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе. Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? -Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? - Кто виноват в такой катастрофе? - Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. Практически 30 лет назад, а именно 26 апреля 1986 г., на территории нынешней Украины случилась самая крупная атомная авария в мире, последствия которой ощущает планета и до нашего времени. На электростанции в городе Чернобыле взорвался атомный реактор четвертого энергоблока. В воздух одновременно было выброшено огромное количество смертельно опасных радиоактивных веществ. Сейчас уже подсчитано, что только за три первых месяца, начиная с 26 апреля 1986 года, от радиационного излучения буквально на месте погиб 31 человек. Позже 134 человека были направлены в специализированные клиники для интенсивного лечения от лучевой болезни, а еще 80 в муках умерли от заражения кожных покровов, крови и дыхательных путей. Шлейф радиации покрыл не только огромную часть СССР, но и Восточную Европу, и Скандинавские страны, но больше всего чернобыльская трагедия 26 апреля 1986 г. затронула Белорусскую и Украинскую ССР. Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа? - Как называются такие ситуации? - Кто виноват в такой катастрофе? -Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека. | «Открывают» новые знания. - Планета Земля - полушария - Это вода, лес, пустыня и горы - Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. - Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники. - Сжигаем, собираем его в мешки и выбрасываем. - Мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики. - Погибнут растения и животные - Пострадали птицы, рыбы, растения, люди - Человек Ответы учеников. - Экологические катастрофы - Человек | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Ф Практические: выполнение физических упражнений | Учитель организует динамическую паузу. - Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют упражнения. | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя | |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | И, Ф Словесные: беседа, работа с книгой | Обсуждение и работа по учебнику. - Для чего нам нужна экономика? - Из каких отраслей состоит экономика? - Что даёт людям сельское хозяйство? - Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона сельского хозяйства? - Что даёт людям металлургия? - Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82. - Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? - Как экономить воду? - Какое значение имеет почва для жизни на Земле? - Какой вред человек наносит почве? - Как нужно охранять почву? - Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? Какие? | Диалог и работа с учебником. - Для удовлетворения потребностей. - Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность - Продукты питания - В загрязнении почвы, ядохимикатами - Металл. - Загрязнение воздуха и воды. - Без воды жизнь на Земле невозможна. - Ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов - На земле выращивают растения - Вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов - Не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов -У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции | П: уметь работать с открытым знанием;
| Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, П Практические: работа в карточках Наглядные: проверка по эталону | Самостоятельная работа. - Выполните самостоятельную работу: 1.Что такое окружающая среда: а) всё, что нас окружает; б) дом; в) школа. 2. Экология- это… а) наука о животных; б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой; в) наука о растениях. 3. Экономика- это… а) потребности людей; б) товары и услуги; в) наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства. 4. Сколько сторон имеет экономика? а) 2 б) 3 в)1 5. Кто виноват в экологической катастрофе? а) рыбы б)деревья в)человек - Обменяйтесь карточками, проверьте друг друга по эталону. | Проведение самостоятельной работы. - 1-а 2-б 3-в 4-а 5-в | М: уметь проводить самоанализ; П: знание о том, как связаны экология и экономика | Карточки, учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | Закрепление изученного материала в рабочей тетради. - Выполним задание из рабочей тетради. Откройте страницу 51, найдите задание №1. Прочитайте его. Найдите в учебнике ответ и впишите его. Домашнее задание. - Рабочая тетрадь: стр. 51 №2,3. | Закрепляют выполнением упражнения в рабочих тетрадях Записывают домашнее задание. | П: знать, какой вред человек наносит природе; М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Рабочие тетради |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | Подведение итогов. Организация рефлексии. - Какая была тема нашего урока? -Как связаны между собой экономика и экология? -Какие стороны экономики существуют? -В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона? Продолжите фразу: – Было интересно узнать, что … – Меня удивило … – Было трудно… - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | Оценивают свою работу на уроке. - Экономика и экология. - Влияют друг на друга. - Опасная и полезная. - Полезная приносит пользу людям, опасная вредит природе. Продолжают фразы. | М: рефлексия способов и условий действия (П); | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Экономика и экология»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о задачах экономики и эк...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...