Конспект урока по окружающему миру на тему "Пресмыкающиеся - обители леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Диляра Ринатовна Янбекова

Конспект урока по окружающему миру на тему "Пресмыкающиеся - обители леса" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 Б

Тема урока: Пресмыкающиеся – обители леса

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с семейством ужиных, их отличительными свойствами.

Задачи:

Дидактические: способствовать ознакомлению с видом семейства ужиных;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

Воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении семейства ужиных; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию

Планируемые результаты:

Личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; объективно оценивают свои достижения на уроке.

Метапредметные: 

коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника  (об особенностях семейства ужиных, их отличиях);

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий (самоорганизация); понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок (самоконтроль).

Предметные: Знают, какие животные относятся к семейству ужиных, что их отличает друг от друга и от других семейств.

Организация пространства:

Ресурсы: учебник, радаточный материал, презентация, ноутбук.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Структура урока

  1. Организационные этап (приветствие, знакомство)

- Здравствуйте, ребята, садитесь.  Меня зовут Диляра Ринатовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Как ваше настроение? (хорошо) Я очень рада, что у вас все хорошо.

(эмоциональный настрой к уроку)

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Учебник, тетради, пенал. Все ли у вас на месте? (да) Тогда уберите все лишнее с парт.  Сядьте правильно, выпрямите спинки, руки на парту. Теперь можем приступить к уроку.

-Давайте сейчас настроимся на наш урок. Представьте, что у вас в руках есть одуванчик, и в нем все самые-самые лучшие человеческие качества. Какие качества вы можете назвать? Отлично, в наших одуванчиках доброта, счастье, позитив и другие хорошие качества. Давайте изо всех сил дунем на одуванчик, пусть семечки разлетятся по всему кабинету, и он весь заполниться этими замечательными качествами. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

  1. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)
  2. Проверка уровня сформированности общеучебных умений

-Наш урок я хотела бы начать с такой пословицы. Кто мне ее прочитает? (Дорогу осилит идущий) Хорошо, а как вы думаете, что она обозначает? (если стараться, то все получиться) Спасибо за ваши ответы. Верно, если стараться, делать какие-то шаги к своей цели, то мы обязательно ее достигнем. А мы с вами будем стараться на нашем уроке? (Да) Отлично!

-Ребята, к нам на урок пришел гость, а чтобы узнать, кто он, вам нужно отгадать загадку.

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить готова я,

Потому что я…(змея)

-Верно, ребята, к нам с вами в гости пришла Змея. Давайте расскажем ей, чем мы с вами занимаемся на уроках окружающего мира. (узнаем что-то новое о природе и животных) Молодцы! А давайте мы откроем тетради запишем дату встречи с змеей, это сегодняшняя дата, и классная работа. Сегодня у нас 14 марта.  И так же спишите пословицу.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

-Ребята, посмотрите на экран, кого вы видите? (ящерица, змея, черепаха, крокодил) Верно, а вы знаете к какой группе они принадлежат? А к какому семейству?

        -Я принимаю ваши ответы, а теперь предположите, какая будет тема нашего урока. Спасибо за ваши ответы, а тема нашего урока будет называться «Пресмыкающиеся – обители леса. Семейство ужиных.»

Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

        -Итак, а какую цель урока мы с вами можем поставить? Цель: познакомиться поближе с семейством ужиных.

  1. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
  1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

-А для того, чтобы достичь цели, нам с вами нужно составить план действий. Давайте посмотрим на экран, и составим пункты правильно.

1.Узнаем, (кто относится к пресмыкающимся)

2.Рассмотрим, (семейство ужиных)

3.Научимся (уберегать себя от встречи с змеей)

        -Ребята, у вас на столах есть желтые листочки, это листы самооценивания. По ходу урока мы с вами будет к ним обращаться.

2. Поиск решения («Открытие» нового знания)

        -Ребята, для начала нам с вами нужно узнать, кто такие пресмыкающиеся. У вас есть какие-либо предположения? Спасибо, а теперь давайте обратимся к словарю Ожегова, чтобы узнать точное определение. «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - класс позвоночных животных, передвигающихся преимущ. ползком или волоча брюхо по земле.» Что вы поняли из этого определения? Верно, пресмыкающиеся – это те, кто ползают. А кого вы можете назвать? А для того, чтобы узнать, какие животные относятся к этому виду давайте мы с вами отгадаем загадки.

С последней буквы алфавита Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

(Ящерица.)

Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка.

(Змея.)

Вот лентяй

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лежа.

(Крокодил.)

Живу на суше и в воде,

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

(Черепаха.)

        -Ребята, вот мы с вами и узнали, кто относится к пресмыкающимся, а теперь давайте мы с вами узнаем о них побольше. Для этого мы с вами поработаем в группах. У нас с вами будет 4 группы. Внимательно рассмотрите картинку, которая вам дана, и подготовьте ответ о животном. Под картинкой у вас дан текст, ваша задача вставить пропущенные буквы. На эту работу вам дается 3 минуты.

Пример карточки

*фотография*

  1. Рассмотрите животное, назовите его.
  2.  Определите, чем покрыто его тело (чешуйками, панцирем, пластинками)
  3.  Есть ли у животного ноги?
  4.  Назовите способ передвижения животного.

Мы рассматривали модель _________________________.

Его (ее) тело покрыто _____________________. У ___________________ есть ноги / нет ног.

Он (она) летает / ползает по земле / порхает по воздуху / плавает в воде.

-Отлично, я вижу, что вы закончили, а теперь давайте проверим ваши ответы. Отлично, мы с вами познакомились с пресмыкающимися. Возьмите листочки самооценивания и отметьте на них 1 пункт. Но если мы взглянем на второй пункт плана, то еще одна наша задача – познакомиться с семейством ужиных. Как вы думаете, кто входит в семейство ужиных? Верно, в него входят змеи. Сейчас я предлагаю вам открыть страницу 74 учебника, и прочитать информацию об этом семействе, которая вам дается.

        -Хорошо, я вижу, что вы прочитали. Что нового вы для себя узнали из этого текста? Верно, мы узнали, как отличить ядовитую змею от не ядовитой. Это можно сделать по точкам, которые расположены на голове. Если точек не, то эта змея опасна.

        -Поставьте закладку на эту страницу и давайте проверим, как внимательно вы читали текст. Сейчас нам нужно узнать, чем питается змея. На экране у нас с вами есть продукты. Я буду называть их по очереди, и если змея питается этим, то ваша задача – хлопать, а если не питается, то топать. Все поняли задание? (питается: лягушки, головастики, насекомые, мыши; не питаются: хлеб, лиса, цветы, помидоры) Хорошо, вижу, что вы внимательно читали текст, данный в учебнике. Возьмите листочки самооценивания и отметьте на них второй пункт плана.

-А сейчас давайте мы с вами немного отдохнем, и выполним физкультминутку.

-Отлично, мы с вами отдохнули, а теперь можем дальше продолжать работать.

-Давайте представим, что мы пошли в лес. Что мы с вами можем собрать в лесу? Верно, мы с вами можем собирать в лесу много различных полезных вещей, например, ягоды, грибы, полезные травы, красивые цветы и много другого. Вот мы с вами собираем грибы и вдруг к нам выползает змея. Что вы будете делать?

-Хорошо, я услышала много правильных ответов, молодцы! А сейчас давайте посмотрим на экран, и узнаем правила поведения, если вы встретили в лесу змею.

1. По лесу нужно ходить с палкой.

2.Не шуми, не кричи, не делай резких движений.

3.Уходи быстро, но тихо.

4.Ничего не бросай на землю

5.Не пытайся ловить змею.

-А теперь давайте разберем эти правила. Как вы думаете, почему по лесу нужно ходить с палкой? Если палкой стучать по тропинке, где вы идете, то змея спрячется. Змеи чувствуют даже самую малейшую вибрацию, исходящую от земли. Для них это признак опасности, и они уйдут как можно дальше от вибрации.

        -Почему нельзя шуметь, кричать и делать резких движений, как вы думайте? Эти действия могут напугать змею, она почувствует в вас противника и нападет.

        -А как вы понимаете 3 пункт? Тихо и быстро уходить нужно для того, чтобы змея на вас не напала.

        -Почему ничего не нужно бросать на землю? Если вы бросите какой-либо предмет в змею, то она почует в вас противника и начнет зачищаться, выпуская свой яд.

        -А ловить змею не нужно потому, что змеи – животные дикие, и им лучше жить на свободе.

        -А сейчас запишите эти правила себе в тетрадку. Давайте возьмем наши листочки самооценивания и отметим в них третий пункт плана.

-У нас в Татарстане есть два самых распатроненных вида змей – гадюка и уж. Сейчас я предлагаю поработать вам в парах. У вас есть листочки под номером 2. На них есть таблица и короткие текста про ужа и гадюку. Ваша задача разделить роли, один человек читает текст об уже и заполняет таблицу о нем, а второй человек читает информацию о гадюке и заполняет информацию о ней.

Гадюка

Уж

Гадюка – ядовитая змея. На спине у нее длинная полоска в виде зигзага. Укус гадюки очень опасен, она выпускает яд, который может быть смертельным для человека. Гадюка является опасной змеей. Так же ест мышей и вредителей леса.

Уж – не ядовитая змея. По бокам головы у ужа есть желтые пятна, которые помогают отличать ее от других змей. Уж в огородах ест разных вредителей, таких как мыши, кроты. Если вы встретите ужа, то ведите себя осторожно, так как этот вид змей боится вас самих больше, чем вы их,

Уж

Гадюка

Ядовитая змея?

 Какое отличие от других змей?

В чем польза этой змеи?

        -Я вижу, что многие из вас уже закончили, давайте послушаем одну из пар. Отлично, у всех такие варианты? Скоро наш с вами урок подойдет к концу, и давайте мы с вами возьмем зеленые листочки и проверим, насколько хорошо вы запомнили материал нашего урока.

Вариант 1

Фамилия, имя:___________________

1.Кто относится к пресмыкающемся?

А) корова

Б) ящерица

В) крыса

2.Выбери одно верное правило при встрече с змеей:

А) ударить змею палкой

Б) уходить быстро и тихо

В) поймать змею

3.Напиши 1 отличие гадюки от ужа:

________________________________

________________________________

4.Чем питаются змеи?

А) картошка

Б) лягушки

В) волк

5.Чем НЕ питаются змеи?

А) мышки

Б) хлеб

В) насекомые

Вариант 2

Фамилия, имя:___________________

1.Кто относится к пресмыкающемся?

А) змея

Б) мышка

В) гусь

2.Выбери одно верное правило при встрече с змеей:

А) ходить по лесу нужно с палкой

Б) кричать, чтобы напугать змею

В) поймать змею

3.Напиши 1 отличие ужа от гадюки:

________________________________

________________________________

4.Чем питаются змеи?

А) хлеб

Б) мышки

В) суп

5.Чем НЕ питаются змеи?

А) лягушки

Б) насекомые

В) картошка

        -Отлично, я вижу, что вы закончили выполнять задание. А теперь вы на доске видите правильные варианты ответа. Проверьте себя.

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Передайте пожалуйста листочки на первую парту.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленными целями (презентация).

- Какая была цель нашего урока? Ребята, добились ли мы ее? (да). Через что мы добились цели? (через план действий).

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

- Что нового вы узнали?

- Что было самым интересным?

- Что было трудным и непонятным?

- Мне бы хотелось отметить активных учеников

VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"

Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью знакомства учащихся...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона лесов"

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Тема: Зона лесов. II раздел «Природные зоны России»....