Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью
/*-->*/ /*-->*/ знакомства учащихся с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosa_lesa_2_klass.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА ТЕМУ:
«ГОЛОСА ЛЕСА»
Разработал учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 61»
Тищенко О.В.
г.Саратов
Тема: Голоса леса.
Цели: познакомить учащихся с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных птиц, кассета с записью голосов птиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Знакомство с новым материалом.
Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить прогулку по лесу.
(включается запись «Голоса леса»)
-Ребята, чьи голоса вы слышали? (Поют птицы)
- Как вы думаете, зачем поют птицы? (Ответы детей)
-Когда птицы весной возвращаются домой, пение для них –очень серьезное и важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь домой из теплых стран, маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку!»
-Кстати, лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
(На доске плакат с изображением деревьев, кустарников, цветов, травы. По ходу урока учитель прикрепляет разных птиц на свои этажи.)
3. Жители первых этажей: глухарь, козодой.
- На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой.
(Учитель вывешивает изображения птиц на доску)
-Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полет у него очень тяжелый и шумный.
1-ый ученик: весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья. Там и ночуют.
2-ой ученик: Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, причем очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели птенцов и самки от рук людей.
- А вот еще одна интересная птица – жительница первого этажа – птица козодой.
3-ий ученик: У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
4.Жители вторых и третьих этажей
-Теперь мы поднимаемся выше и посмотрим, кто живет на вторых и третьих этажах леса. Для этого послушаем голоса этих птиц.
(Включается запись, в которой ученики узнают дятла; учитель вывешивает иллюстрацию с дятлом)
-Чей голос вы слышали? Почему вы так решили?
- Один из голосов действительно голос дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук».
4-ый ученик: Целыми днями дятел стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкойи устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достает языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку – летит за другой.
В народе считают дятла лесным доктором. Стучит дятел – значит будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить.
Инсценирование (Включается запись голоса сороки)
Выходит девочка, изображающая сороку.
Сорока: Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, узнали мой прекрасный голосок. Я сорока-белобока.
Учитель: Здравствуй сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы встретились, расскажи нам, где твоя квартира.
Сорока: о, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну, в которой живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными, а также люблю различные ягоды, фрукты, злаки. Ой, а еще мне нравятся всякие блестящие штучки.
Учитель: знаем, знаем. У тебя есть привычка брать и прятать эти блестящие штучки.
Сорока: ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили. Ну, ладно заболталась тут я с вами. У меня дела. Полетела я, до свидания.
- Ребята, а ведь действительно есть произведения народного фольклора про сороку-белобоку. Назовите, какие из них вы знаете?
-Стихотворение об этой лесной щебетунье нам расскажет Света.
5-ый ученик рассказывает стихотворение про сороку.
- Ребята, а какие еще приметы связаны с сорокой? Стихотворение А.С.Пушкина прочитает нам Саша.
5. Жители верхних этажей: канюк, ястреб, иволга.
-Выше всех строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.
(учитель вывешивает иллюстрацию ястреба)
6-ой ученик: ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закругленными крыльями. Это дерзкая и хищная птица, но в пылу погони совершенно теряющая голову. Преследуя добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в автомобили, поезда и вертолеты..
-Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов. Давайте послушаем, как чудесно поет эта птица.
(Включается запись голоса иволги)
-Ребята, кто догадался, кому принадлежит этот замечательный голосок.?
-Это иволга.
7-ой ученик: Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.
- На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой.
6. Динамическая пауза
7. Актуализация знаний
-А какие еще забавные птицы живут в лесу вы узнаете , отгадав загадки.
«Угадай лесных птиц»
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Ответ: Синица
Пташка ходит по тропинке,
Ищет корм себе в травинках.
И трясётся хвостик узкий
Вверх и вниз у … (трясогузки)
Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … (свиристели)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ...
(кукушка)
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Игра «Угадай птиц по описанию». Класс делится на 2 команды. Одна команда описывает птицу, не называя ее, другая отгадывает ее название. Затем команды меняются ролями.
Игра «Кто быстрее» соберет птицу и угадает, как она называется.
8. Итог урока
- Перечислите, какие жители леса сегодня нам повстречались во время прогулки.
Урок закончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
Тест по окружающему миру "Зона лесов"
Тестовая работа при изучении темы "Природные зоны"....
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"
На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов....