Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Агапова Дарья Андреевна

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Тема: Зона лесов. II раздел «Природные зоны России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestviekonspekt.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Учитель: Уракова Анастасия Ивановна

Тема: Леса России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Личностные УУД

Осознавать уникальность природы зоны, ответственность человека за её состояние.

Регулятивные УУД

Понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

использовать карту, текст, презентацию и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды;

использовать знаково-символические средства (карта, схема, модель, условные знаки) при выполнении учебных заданий;

Познавательные УУД

Готовить групповое сообщение по теме урока, используя имеющиеся источники информации ( фотографии с изображением животных и растений, тексты ); при подготовке сообщения формулировать его тему, составлять план, выделять и фиксировать важные сведения для сообщения;

Коммуникативные УУД

Взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

    Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представления о лесной зоне.
  • Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом;
  • Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.
  • Развивать познавательную деятельность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, ТСО.
  • Воспитывать умение работать в группах,  любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку «Леса Росси», карточки для учащихся, учебники, рабочие тетради, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, карточки- помогайки, карточки с названиями растений, животных.

Ход урока

Этап I. Организационный этап

Учитель:   Приветствие учащихся. 

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Этап II. Проверка знаний и умений.

Фронтальная работа.

Учитель: Дорогие ребята, наша экспедиция по природным зонам продолжается. Для того чтобы двигаться дальше, нам нужно вспомнить те места, где мы с вами уже побывали.

Учитель: По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?  

Дети: По тундре.

Учитель: Что вы скажете о географическом положении тундры? Покажите  расположение тундры на карте.

 Дети: Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Учитель: В чём особенность климатических условий тундры?

Дети: Зима холодная, лето короткое, прохладное;

 полярная ночь – 2 месяца;

 летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.

Индивидуальная работа по карточкам.( три человека работают по карточкам)

1)      Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2)      Перечисли экологические проблемы тундры.

3)      Перечисли сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

Индивидуальная работа (СЛАЙД 1)

Учитель: У вас на парте лежат листочки, подвиньте их к себе поближе и запишите свою фамилию. Я буду вам  зачитывать  утверждения  , если вы согласны должны  поставить знак «+», если нет  знак «-».

Взаимопроверка. Ответы записаны за закрытой доской.(СЛАЙД 2)

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Больше 3 ошибок – надо подойти на пересдачу.

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей – ДА
  2. В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день – НЕТ
  3. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения – НЕТ
  4. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето – ДА
  5. Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя – ДА
  6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу – НЕТ

  Учитель:  У кого не было ошибок? Молодцы! Листочки с результатами передайте по партам. По  результатам теста  и вашему довольному лицу я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

Этап III.       Подготовительная работа к усвоению нового материала.

МУЗЫКА

Звучит запись «В лесу».

На фоне музыки читаю:

Здравствуй лес! Дремучий лес,
Полный сказочных чудес!
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Учитель:  В этом стихотворении спрятаны: тема и цели нашей научной экспедиции?

Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся?

Что мы будем изучать?

Дети:  «Леса России».  (СЛАЙД 4)

Учитель: Найдите на карте природную зону лесов. Что можете рассказать глядя на карту. Работа в парах по учебнику стр. 77  (СЛАЙД 5)

Карточка «помогайка» (на каждую парту).

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она расположена? Что характерно для этого пояса?

Какая земная поверхность в лесной зоне?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

 (СЛАЙД 6 )   КАРТА - СООБЩЕНИЕ. Лесная зона тянется от западных границ нашей страны нам восток. На карте зелёным цветом. Она находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает больше половины территории России.  ( СЛАЙД 7) Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены 4 времени года: холодная зима, теплое лето. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине, Западно-сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье. В лесной зоне 3 части ( СЛАЙД 8) самая большая – тайга- хвойные леса (тёмно-зелёным цветом), ещё есть смешанные леса (тоже зелёный, но светлее), широколиственные леса (светло-зелёный цвет) Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре.

Этап IV.     Приобретение новых знаний

 Учитель: Теперь вы понимаете куда отправляется наша экспедиция.

 Сегодня я прошу вас на время урока забыть, что вы простые ученики 4 класса. А представьте, вы ученые, профессионалы в сфере , ботаники, зоологии. Вы прибыли на экспедицию ученых, для того что бы осветить вопросы  «Растительного, животного мира, хозяйственной деятельности, и природоохраны в зоне лесов России. Но, чтобы вам было легко принять участие в этой экспедиции , давайте поделим наш класс на 3 микрогруппы исследователей природы. Для этого проведем жеребьевку. У вас на каждой спинке стула сзади, прикреплена этикетка с названием вашей научной специальности, возьмите ее и сядьте за столы. ( Ребята садятся по группам. На столах для каждой группы разложены карточки с заданиями и нужными материалами для выполнения заданий. ) 

Задания:  через 12 минут работы в группах вы должны  представить от своей группы отчет на тему, которая у вас прописана в карточке – помогайке . Для того чтобы работать плодотворно и был результат вашей экспедиции ,вам нужно распределить материал между друг другом, так чтобы каждый подготовил ответ на один вопрос. Чтобы ответить на вопросы используйте материалы, которые вам представили для работы. Ответ на вопрос должен содержать от 3до 4 предложений. Затем вы свои ответы соедините и получите текст доклада .

Работа по группам по карточкам.

(3 группы, на столах разложены карточки с заданиями, и с текстом, рисунками) 12 – 15 минут, работа в группах самостоятельная. (единый доклад)

«Хранитель времени», «докладчик»

А как вы думаете какие растения будут расти в зоне тайги? Об этом нам расскажет

1.первая группа ботаников (ботаника - наука о растения)

Вам помогут учебники стр.98-103, книга «От земли до неба», дополнительный материал, который вы готовили к уроку, карточки – «помогайки»

Что называют тайгой?

Природные условия тайги;

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге?

ТАЙГА.

Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу.

Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника.

В еловом лесе растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые- опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи. В тайге хлодостойкие растения.

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны .Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация ( СЛАЙД 9-14)

А что растёт в смешанных лесах и широколиственных лесах расскажет

2. вторая группа ботаников

Расположение смешанных и широколиственных лесов;

Природные условия этих лесов;

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах.

СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

Смешанные леса растут южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти. Южнее расположенышироколиственные леса, которые образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Они теплолюбивые растения.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация. (СЛАЙД 15- 24)

3.третья группа зоологов (наука о животных) расскажут нам о животном мире лесной зоны.

Им поможет учебник стр. 100-101, книги, дополнительный материал, карточка-«помогайка»

Птицы тайги, что их объединяет;

Животные тайги, что их объединяет;

Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).

Животный мир.

Животный мир лесной полосы очень разнообразен. Из птиц встречаются растительноядные – сойка, снегирь клест; насекомоядные – синица, дятел, кукушка; хищные- ястреб, сова.

Из млекопитающих травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные – волк, лиса, рысь, куница; насекомоядные – крот; всеядные – кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи.

В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

В лесах благоприятные условия для жизни животных:

  • достаточно корма
  • нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору
  • густой подшерсток, плотное оперенье
  • подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы

Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация. (СЛАЙД  25-26)

Физминутка двигательная

Этап V. Закрепление полученных знаний

Выступление детей, которое сопровождается презентацией.( результат работы получается виден на доске)

Учитель: Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?  Спасибо, уважаемые учёные. Вы замечательно справились с вашим заданием.

Учитель :О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много здесь разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

- Не только мы с вами восхищаемся красотой леса, но и многие поэты, композиторы, художники в своих произведениях показали красоту и величие лесов. Послушайте одну историю…

 (СЛАЙД 27)Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” - рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки… Полюбовался художник на картину и уехал, а когда приехал - увидел…(СЛАЙД 28) о, боже! Лес зачах! (Картина зачахшего леса.)

Как вы думаете, почему это произошло? (СЛАЙД 29 - 30)

-А всегда ли человек справедлив к лесу?

- Совершенно верно, в природе все взаимосвязано!

Нашей экспедиции пора возвращаться назад, но чтобы ничего не забыть, давайте  вспомним:

1. Какие части выделим в лесной зоне?

2.Используя учебник (стр. 100-101) скажи  цепь питания характерную для леса (растения-заяц-рысь; растения – мышь-соболь;

Этап VI.   Итог урока.

 Домашнее задание.

Ребята, а какие деревья растут в нашей местности? приготовьте сообщения о животном или растительном мире нашей республики,  используя и дополнительную литературу и и интернет ресурсы.

 Рефлексия

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд презентации и дополните каждую фразу устно: (СЛАЙД 31)

Что нового я узнал на уроке ________________________________

Что мне понравилось______________________________________

Поблагодарить за урок. (СЛАЙД 32)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"

Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью знакомства учащихся...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру ....

Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...