Конспект урока по окружающему миру на тему: "Значение лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «б»
Тема: «Значение лесов»
Цель: организовать деятельность обучающихся на выяснение значения леса в жизни человека и природы;
Планируемы результаты:
- предметные:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- личностные:
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник О.Н. Федотова «Окружающий мир», 3 кл., 2ч., презентация, конверты, карточки для схем.
№ п/п | Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Орг. момент.. | 2 мин | Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас. Теперь, давайте поприветствуем друг друга, таким образом: Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: • желаю (соприкасаются большими пальцами); • успеха (указательными); • большого (средними); • во всём (безымянными); • и везде (мизинцами); • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) На ваших партах лежат стикекры. В ходе урока на стикерах вы записывает вопросы, которые вам были не понятны, и в конце урока все стикеры с вопросами приклеиваем на доску. И на следующем уроке мы начнём урок с того, что обсудим те вопросы в которых у вас возникли затруднения. | Словесный: слово учителя | Проверять готовность к уроку. Приветствовать друг друга. Усваивать правила приёма «парковки» (Сингапур). | Л: принять образа хорошего ученика. |
2. | Мотивацион-ный этап | 8 мин | Какую большую главу мы с вами закончили изучать на прошлом уроке? (Природное сообщество.) Работа в группах: Сейчас мы работаем в группах, разделимся на четыре группы по шесть человек. Обратите внимание, перед нами представлено 4 природных сообщества. Какого природного сообщества которое мы с вами уже изучили, нам не хватает (Природное сообщество: Лес и его обитатели.) 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
| Словесный: инструктаж | Отвечать на вопросы. Делиться на группы. Работать в группах. Составлять схему. Выступать. | Л:самоопределять К:планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация опорных знаний. | 5 мин | Давайте все вместе построим схему природного сообщества: Лес и его обитатели.
1(верхний) ярус – высокие деревья; 2 ( ниже) ярус – низкорослых деревьев; 3 (ещё ниже) – кустарники и травы; 4 (самый нижний) – мхи и лишайники.
Схема:
1 ярус. – высокие деревья; 2 ярус. – низкорослые деревья; 3 ярус. – кустарники и травы; 4 ярус. – мхи и лишайники.
Молодцы! Мы справились с заданием» | Словесный: задает вопросы | Составлять схему. | П:строить речевое высказывание Р: принимать и сохранять учебную задачу |
4. | Постановка учебной задачи и её решение | 2 мин | Постановка темы - Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»? – А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое? Исходя из данной пословицы и задания, которое мы выполнили все вместе, сформулируйте тему урока: «значение лесов». Тема сегодняшнего урока «Человек и природные сообщества. Значение лесов». Поставьте цель урока:
| Словесный: слово учителя, беседа | Слушать. Отвечать на вопросы. Называть тему урока. Ставить цели. | П: строить речевое высказывание М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться в своей системе знаний. Л:самоопреде-лять |
5. | Решение частных задач | 10 мин | Итак, ребята, сегодня мы с вам будем работать в группах: Напоминаю правила работы в группе: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Делимся на группы по рядам. Работа в группах: 1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд. (По учебнику с. 69-70 до вопроса) в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ. Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.
2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд. (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса) раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблему. (
3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд. (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца) освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. (Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.) | Словесный: Задает вопросы. Практический: работа с книгой Словесный: беседа. Словесный: инструктаж | Напоминать правило работы в группах. Делиться на группы. Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы | П: осознанно строить речевое высказывание. П: осмысленно слушать. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться в своей системе знаний. Л:самоопреде-лять |
6. | Физминутка | 2 мин | Видео фрагмент | Показывает движения. | Повторять | |
7. | 15 | Выступления групп: Выступление представителей 1-ой группы. 1 группа
Выступление представителей 2-ой группы. 2 группа
Выступление представителей 3-ей группы. 3 группа Людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц. Опрос: А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Ребята, а что наносит вред лесу? Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. Примерное правило поведения:
Ребята, прочитайте стихотворение с экрана о призыве ко всем людям планеты, и давайте всегда будем помнить о нем. Читает ученик: Человек! Ты царь природы! | Словесный: беседа, инструктаж Практический: работа с книгой . | Выходить к доске, представлять свою работы. Выходить к доске, представлять свою работы. Выходить к доске, представлять свою работы. Отвечать на вопросы. Формулировать правила поведения в природе. Читать стихотворение. | П: строить речевое высказывание П: строить рассуждения К: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. П: строить речевое высказывание М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться в своей системе знаний. Л:самоопреде-лять | |
8. | Итог урока. Оценивание работы учащихся | 5 мин | Наш закончился урок, Подведем ему итог.
Ребята, давайте подведем итог. Каково значение леса в природе? - Лес – «легкие нашей планеты». – Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха. – Лес – источник древесины. – Лес – место для отдыха человека. – Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений. – Лес – дом для растений, животных и грибов! | Словесный: Беседа | Отвечать на вопросы. | П:строить речевое высказывание П:строить рассуждения П: осуществлять синтез Р:осуществлять итоговый контроль |
9. | Рефлексия | 3 мин | Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите «зелёный карандаш» - не было затруднений, отлично усвоили материал. «Жёлтый/оранжевый карандаш» - в ходе урока возникали некоторые трудности, хорошо усвоили материал. «Красный»- были затруднения, материал усвоили не очень плотно. На уроке поработали хорошо, ученики:____________________. Домашнее задание:_____________________________________________________________________________________________________. На этом наш урок окончен. Спасибо за урок! | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. | Осущест-влять: самооценку. Формули-ровать конечный результат своей работы на уроке | П: Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Р: Корректировать результаты своей деятельности. |
1 группа
| 2 группа
|
3 группа
| 4 группа
|
1 группа
- Что такое луг?
- Сколько ярусов у луговой почвы?
- Назовите растения луга.
- Какие животные встречаются на лугу?
2 группа
- Что такое поле?
- Перечислите культуры.
- Назовите растения поля.
- Какие животные встречаются на поле?
3 группа
- Что такое водоем?
- Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
- Назовите растения пресного водоёма.
- Каких обитателей можно встретить на водоёме?
4 группа
- Что такое болото?
- Перечисли свойства «мха сфагнума».
- Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
- Назовите растения болота.
Луг это – безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.
Луг это - безлесная равнина, пространство.
Луг это - Большая площадь земли, заросшая деревьями.
У луговой почвы 5 ярусов:
- Первый ярус
- Второй ярус
- Третий ярус
- Четвёртый ярус
- Пятый ярус
У луговой почвы 3 яруса:
- Верхний ярус
- Второй ярус
- Третий ярус
Растения луга:
Василёк, тимофеевка, клевер, мятлик и др.
Растения луга:
Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, и др.
Растения луга:
Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.
Животные, которых можно встретить на лугу:
Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.
Животные, которых можно встретить на лугу:
Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.
Поле – это природное сообщество, безлесная равнина.
Поле – это безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.
Поле- это большая площадь земли, заросшая деревьями.
Культурные растения поля:
- Зерновые
- Кормовые
- Прядильные
- Декоративные
- Масличные
- Овощные
Культурные растения поля:
- Зерновые
- Овощные
- Текстильные
Растения поля:
Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, пастушья сумка, пырей и др.
Растения поля:
Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.
Растения поля:
Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.
Животные, которых можно встретить на поле:
Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.
Животные, которых можно встретить на поле:
Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.
Водоём – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.
Водоём – образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.
Водоём - это большая площадь земли, заросшая деревьями.
Водоёмы:
Естественные: | Искусственные: |
Океан, море, озеро, ручей. | Пруд, канал, водохранилище. |
Водоёмы:
Естественные: | Искусственные: |
Океан, пруд, озеро, ручей. | Море, канал, водохранилище. |
Растения пресного водоёма:
Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.
Растения пресного водоёма:
Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка и др.
Растения пресного водоёма:
Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.
Обитатели, которых можно встретить на водоёме:
Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.
Обитатели, которых можно встретить на водоёме:
Окуни, щуки, лягушки, цапли, лоси, мышки полёвки, тритоны и др.
Болото - образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.
Болото – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.
Болото - это большая площадь земли, заросшая деревьями.
Свойства «Мха сфагнума»:
- Впитывает много воды;
- Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.
- Отмершие части превращаются в торф.
- Толщина торфа может достигать 3 -4 метра и более.
- На этой торфяной подушке, живут другие обитатели болот.
- Сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода.
Свойства «Мха сфагнума»:
• Не впитывает воду;
• Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.
• Отмершие части превращаются в торф.
• Толщина торфа может достигать 5 -7 метра и более.
• На этой торфяной подушке, не живут никакие обитатели болот.
• Сильно насыщен водой и содержит кислорода.
Обитатели болота:
Лягушка, бобры, водяные крысы, ужи, болотные гадюки, кулик, цапли, белые куропатки и др.
Обитатели болота:
Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.
Растения болота:
Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка, мох сфагнум и др.
Растения болота:
Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.
Растения болота:
Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.
1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд.
(По учебнику с. 69-70 до вопроса)
Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.
2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд.
(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)
Ваша задача: Раскрыть проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблемы.
3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд.
(По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)
Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью знакомства учащихся...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Значение леса"
Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о значении леса для природы и жизни человека, мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу), воспитание...
Проект урока по окружающему миру по теме "Значение лесов" с применением системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
окружающий мир 4 класс...
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс. ПНШ...
План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».
План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона лесов"
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Тема: Зона лесов. II раздел «Природные зоны России»....