урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Olga@bk.ru

 Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Зона пустынь

Цели деятельности учителя:организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира

Планируемые результаты:

Предметные:уметьназывать особенности зоны пустынь, находить зону пустынь на географической карте, уметь приводить примеры растений и животных пустыни, уметь объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;

Личностные:уметь оценивать собственную деятельность, уметь вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, ПНШ, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, карточки с заданиями, презентация.


Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

#1069;тап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Самоопределение (Л);

#1040;ктуализация знаний и мотивация

Практический, упражнение

5 мин.

Самостоятельная работа, проверка пройденного

Перед тем как начать новую тему, давайте повторим уже пройденное.

Заполните кроссворд, ответив на вопросы:

  1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость?(листопад)
  2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами?(тундра)
  3. Отличительная особенность зоны степей?(безлесье)
  4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом?(степь)
  5. Главная беда лесной зоны?(пожары)
  6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах?(лишайники)
  7. Растительность преобладающая в зоне степей?(травянистая)

Отвечать на вопросы.

Называть полезные свойства лекарственных растений

Контроль (Р);

Коррекция(Р);

#1055;остановка учебной задачи

Словесный, беседа

Наглядный, иллюстрация

3 мин.

Какое слово мы получили, заполнив кроссворд? (пустыня)

О чем мы с вами будем сегодня говорить? (о пустыне)

Сегодняшняя тема урока: Зона пустынь.

Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим?

  • Познакомиться с новой климатической зоной – пустыней
  • Узнать расположение пустынь в России
  • Узнать об особенностях растений и животных пустынь

Определять тему урока

Ставить цели на урок

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

#1054;ткрытие нового знания

Работа с книгой, чтение

Наглядный, демонстрация

Словесный, рассказ

Словесный, беседа

Видеометод, просмотр

Словесный, беседа

Словесный, рассказ

Практический, упражнение

18 мин

2 мин.

Сегодня я каждому из вас предлагаю побыть в роли учителя и научить своих одноклассников чему то новому.

Каждая группа получит часть информации о пустыни и небольшое задание по ней. После того, как все группы поработают с информацией. Представители от каждой группы выйдут и расскажут ее всему классу.

Но вы будете выполнять не просто задания, вы будете собирать книгу знаний, в которую мы занесем основные сведения о пустыне.

Инструктаж

Прочитать текст

Ответить на вопросы после текста

Заполнить страницу книгу знаний и использовать ее при ответе как опору

Выбрать тех, кто будет представлять новый материал классу

Послушайте мой рассказ о географическом положении пустынь, он будет служить вам примером при ответе.

В России полупустыни и пустыни занимают сравнительно небольшую площадь. Пустыня – это огромное, почти безжизненное пространство, расположенное около Каспийского моря и на юге Восточной Сибири и примыкают к степной зоне. Недостаток влаги и песчаная или глинистая поверхность почвы – отличительные особенности этих мест.

В пустыне есть прекрасные места, которые носят название Оазис. Это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. Оазисы могут различаться по величине, некоторые из них могут снабжать водой целый город с сельскохозяйственной деятельностью. И только в пустыне можно увидеть барханы – песчаные холмы, наметенные ветром.

1. Где расположена пустыня на территории России;

2. Что такое пустыня;

3. Отличительные особенности пустыни;

Обратите внимание, что вопросы служили мне планом при ответе, а страница, которую я заполнила заранее помогала в нем ориентироваться.

Работа в группах

Материал для самостоятельной работы:

Климат

В Пустыне Солнце поднимается высоко над горизонтом и почти никогда не закрывается облаками. Пасмурный день – редкое явление. Осадков здесь выпадает очень мало. И, как правило, лишь зимой и весной. Зима в пустыне очень короткая, но холодная, температура достигает -20. Весна еще короче, чем в степи, и очень скоро сменяется летом.

Лето жаркое и сухое. Бывает, что за все лето не выпадает ни капли дождя. Поверхность земли днем нагревается до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше +45. К вечеру, когда солнце заходит, глина и песок быстро остывают. А вслед за этим охлаждается и воздух. Поэтому ночи в пустыне прохладные.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Количество осадков и основное время года их выпадения

2. Какая зима в пустыне

3. Какое лето в пустыне

4. Почему ночи в пустыне прохладные

Растения

Растения пустыни приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. Некоторые, например саксаул и верблюжья колючка, имеют очень длинные корни и достают воды большой глубины (18-20 м). Чтобы меньше испарять воды, у всех растений пустынь или очень мелкие листья, или листья колючки, или, как у саксаула, в виде мелких бесцветных чешуек или бугорков. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. Растения в пустыне низкорослые и появляются только во время дождей.

Ценный растения пустыни – колосняк (1), джузгун(2), саксаул (3). Корни этих растений укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Как растения приспособились к жизни в пустыне

2. Когда появляются растения в пустыне

3. Как растения помогают укрепить пески

Животные и их способы борьбы с жарой

Проблема, которая преследует животных в пустынях и полупустынях – палящие лучи солнца. Поэтому многие из них ведут ночной образ жизни. Например, мелкие пустынные зверьки – тушканчики, песчанки, некоторые ящерицы – хорошо видят в сумерках, и это позволяет им кормиться по ночам. А малые размеры и формы тела помогают днем укрыться от жары в самых узких щелях-норках или зарыться в песок. Кожа ящериц, змей и черепах покрыта твердыми щитками, защищающими от жары и испарения.

Самые многочисленные животные пустыни – ящерицы, змеи, насекомые (жуки и муравьи).

В дневную жару ящерица-круглоголовка прячется на ветках кустарников, где температура ниже, чем в раскаленном песке. Однако в момент опасности это не мешает круглоголовке мгновенно в него зарыться. Песчаный удавчик проникает в глубь песка, во влажный слой. А черепаха впадает в спячку.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Какие животные самые многочисленные в пустыне

2. Какой образ жизни ведут мелкие пустынные зверьки

3. Как защищаются ящерицы, змеи и черепахи

4. Опишите, какими еще способами животные спасаются от жары

Животные и их способы борьбы с недостатком воды

Одна из проблем животных в полупустынях и пустынях – недостаток воды. По-разному приспособились животные этих зон добывать воду. Некоторые, например верблюды, могут 4-5 дней обходиться без воды. Во время пути по пустыне верблюд не пьет. Зато на привале выпивает сразу до 100 л воды. Скорпионы, черепахи, тушканчики, песчанки, суслики, а также ящерицы и змеи никогда не пьют. Они получают влагу вместе с пищей. Насекомые и грызуны, которых здесь очень много, добывают влагу из семян, листьев и стеблей растений. В свою очередь мелкие животные сами служат источником влаги для хищников.

Быстроногие – сайгаки и джейраны – пробегают в поисках воды огромные расстояния от одного водоема к другому.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Как верблюды решают проблему с нехваткой воды

2. Какие животные никогда не пьют и почему

3. Как решают проблему быстроногие животные

Жизнь человека в пустыне

Пустыни и полупустыни – зоны с недостаточным количеством влаги. Земледелие здесь развито слабо. Оно возможно только при строительстве оросительных каналов или в оазисах. Оазис - это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. На орошаемых землях возделывают поля, сады, виноградники. На полях выращивают хлопчатник, на бахчах – арбузы, а в садах – сочные яблоки и груши.

Для получения мяса, молока, шерсти, меха здесь разводят овец и коз.

Но главное домашнее животное в пустыне – верблюд. Круглый год верблюдицы дают молоко. Из тонкой и длинной шерсти этих животных ткут ткани для одежды.

В еде верблюд неприхотлив. Он ест все, что растет в пустыне, даже колючки. А широкие копыта помогают ему передвигаться в сыпучих песках.

Верблюжьи караваны и в наши дни перевозят людей и грузы через огромные пустынные пространства.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Из-за чего слабо развито земледелие

2. Где возможно земледелие

3. Каких животных разводят

4. Почему верблюд главное домашнее животное

Последствия жизни человека в пустыне

Пустыни и полупустыни – зоны с большим недостатком влаги. Растения и животные этих зон уникальны. Только они смогли приспособиться к жизни в этих засушливых районах. Однако многие живые организмы, как пустынь, так и степей тоже оказались под угрозой исчезновения. Это, например, подземный житель полупустынь гигантский слепыш или хищный зверек. Погибают от рук браконьеров сайгаки.

Неумеренное орошение приводит к засолению почв. Минеральные соли выносятся водой на поверхность, вода быстро испаряется, а корка соли остается. На такой почве перестают расти не только культурные растения, но и растения пустынь – верблюжья колючка и саксаул.

Ваше задание:

Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее:

1. Почему уникальны животные и растения пустынь

2. Что угрожает животным

3. Как вредит неумеренное орошение

Читать текст учебника

Работать с картой.

Слушать объяснение

Работать в группах

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

#1055;ервичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа

3 мин.

Сейчас я вам придлагаю написать синквейн о пустыне в группе.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составить синквейн

Структурирование знаний (П);

Коррекция(Р);

Формирование границ «знания» и «незнания»(Л)

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой

7 мин.

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую

тему, предлагаю вам написать графический диктант

Графический диктант:

1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

#1059; растений ствол длиннее корня.(-) #1057;амая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) #1052;еста с довольно пышной растительностью называются барханы. (-) #1047;имой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) #1051;юди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+) #1042; пустыне только два времени года: зима и лето. (+) #1042;ерблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи.(-)

9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) 10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Выполним взаимопроверку, обменяйтесь работами с соседом по плечу.

Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, сегодня вы поработали на пять.

Встаньте те, у кого одна или две ошибки. Сегодня вы поработали на четыре, дома вам нужно будет еще раз уделить внимание пройденной теме.

Остальные, кто сделал три ошибки и больше, сегодня вы поработали недостаточно, дома вам нужно будет усердно поработать над этой темой.

Поставьте себе соответствующую оценку.

Работать самостоятельно

Выполнять самопроверку

Контроль (Р);

Коррекция(Р);

#1042;ключение в систему знаний

Словесный, беседа

1 мин.

О чем мы сегодня с вами говорили? (О зоне пустынь)

Какие характерные особенности есть у этой зоны (жаркий климат, недостаток влаги, глинистая или песчаная почва)

Ваше домашнее задание на слайде.

Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Структурирование знаний (П);

#1056;ефлексия деятельности

Словесный, объяснение

3 мин.

И в завершении урока проведем небольшой самоанализ работы на уроке. Для этого каждый по цепочке дополняет одно из предложений на слайде:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

На этом урок окончен.

Формулировать конечный результат своей работы на уроке

Самооценка (Л);

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...