Урок - путешествие по предмету мир природы: "Мир растений весной"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Оксана Николаевна Туманова

Материал для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mir_rasteniy_vesnoy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - путешествие

по предмету мир природы:

"Мир растений весной"

Цели урока:

  1. познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); лекарственными, ядовитыми растениями.

Задачи:

Образовательные: учить детей различать травянистые и древесные формы растений;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки); коррекция зрительного и слухового восприятия

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация, дидактические материалы: плакаты, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

- Какие признаки весны мы называли?

- Как весной светит солнце?

- Что такое ледоход?

-  Расскажите о правилах безопасности вблизи водоемов, покрытых льдом?

- Назовите весенние месяцы?

- Какие изменения в жизни природы мы видим в марте?

- Апреле?

- Мае?

– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно,

– Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,  

Чудеса увидишь в нем. (ЛЕС)

2. Основная часть.

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу.  Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

- В путешествии будет несколько остановок.

1.Остановка "Загадочная"

- Много в окружающем мире загадочного и интересного, вот и я хочу начать наш урок с загадок. Отгадайте тему нашего урока.

1)Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник).

2) Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ... (сирени)

3) Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок. (мать-и-мачеха)

- Как мы назовём одним словом эти отгадки?

- Растения.

–Правильно, а точнее растения в какое время года?                

Весной!

Молодцы! Тема нашего урока "Мир растений весной"(сообщение темы урока) на слайде

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года –

 Это всё вокруг … (природа)                                              

– На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

Слайд – Разделите объекты на 2 группы: сирень, белка, ландыш, солнце, луна, синица.

– А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы?

(Животные, растения, человек)                                          

2 Остановка  Проверь себя

- Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

-Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части.

-Подземная часть образована? .... корнями.

- Для чего нужны корни? (Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)

Работа по карточкам:

– Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками напишите название части растения. Сдаем.

                                                                                                 

3.Актуализация знаний

– Определите, о каком растении идёт речь:

У него зелёные листья. Что это может быть?(трава, деревья, кустарники, цветы)

У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?

У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?

(Дерево).

-Молодцы!

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол,   покрытый корой, от которого отходят ветви).

– Назовите главные признаки, которые помогут вам определить кустарник. (несколько маленьких стволов)

- Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

– Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники.

 – Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? (Травы, кустарники, деревья).

– Продолжим наше путешествие.

3. Остановка Лекарственная                                         

В лесу мы можем встретить различные растения. Некоторые растения называются лекарственные? Почему? (помогают лечить различные заболевания)

Слайды (чтение сообщений о лекарственных травах)

Слайд Правила обращения с растениями в природе

                                                                                             

4. Остановка Физкультурная

4. Физминутка

Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз.     (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки     (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться.   (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,
     (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!!
 (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз)          

-Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:

5. Остановка  Осторожная!!!

- Ребята, на этой остановке мы поговорим о каких растениях? ядовитых

-Чем они опасны? (содержат яд)

Плакат с ядовитыми растениями на доске, определяем растения по загадкам

1. Ягоды этой лесной красавицы похожи на красную смородину, но они очень опасны!

(жимолость лесная)

2. Ягодки с горох, но они опасны,
Незрелые - зелёные и красные.

Лишь созревшие чёрными бывают.
Если съел ты этих ягод, будешь не прощён,
Может отравить тебя растение…(паслён)

3. Белые горошки

На зеленой ножке.

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

                                 (Ландыш)

4. Четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,
Есть её опасно, не рвите никогда.
Очень зло глядит на нас,
Из травы…(вороний глаз)

5. Это - гигант дикорастущий,
Не приближайся к его кУщам.
Листьями, соком, цветами и даже пыльцой
Очень опасен – ты рядом не стой.
Любезничать ни с кем он не привык,
Во всём опасен очень…(борщевик).

6. Грязно-белые цветки
До краёв с отравой чёрной.
Яд её – не пустяки,
Смертелен он, бесспорно.
Есть её нельзя, страшна
И опасна…(белена
)

7. Кустарник красивый, но небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко)

Слайд  Ядовитые растения

6. Остановка Красная книга

Слайд

- Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких.

5 Подведение итогов

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

- О каких растениях мы говорили сегодня?

- Что надо запомнить?

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения.

Любите природу!

 Храните природу!

 Не жгите траву!

 Не ломайте кусты!

 Не сыпьте на землю всякую гадость.

 И даст вам природа здоровье и радость.

6. Рефлексия

- За работу на уроке хотела бы отметить ...

- Если урок понравился поднимаем зеленый смайл, если было трудно желтый, если очень трудно и не понятно красный.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Окружающий мир» на тему: «Какие растения весной цвести торопятся»

План-конспект урока «Окружающий мир» 1 класс программа «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока по предмету «Живой мир» Тема: «Растения осенью»

Конспект урокапо предмету «Живой мир»Тема: «Растения осенью»...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школе по теме " Растения сада".

Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школепо теме " Растения сада"....

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе на тему: «Растения весной»

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в  3 классе школа VII вида на тему: «Растения весной»...