Технологическая карта урока "Мир природы и человека" 3 класс для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
материал по окружающему миру (3 класс)

Букатина Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока "Животные зимой". Работа обучающегося в форме беседы. Заполнение таблицы "Третий лишний" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Мир природы и человека                                                Дата: 26.11.2024                                      

Класс: 3                                                                 Учитель: Букатина Т.Н.

Тема урока: Животные зимой        

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: Систематизировать знания о жизни диких животных зимой.

Задачи:

Образовательные:

•        устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;                                                                                    

•        учить соотносить время года и жизнь животных, способы их выживания;

•        учить определять способы помощи человека животным в дикой природе;

•        повторять названия животных, признаки зимы;

Коррекционно - развивающие:

•        работать над формированием связной речи, обогащать словарный запас;    

•        корригировать и развивать мышление, при выполнении сравнения изображений, поиска решения поставленных задач;  

•        развивать мелкую моторику, при выполнении заданий на карточках;                                                        

Воспитательные:

•        воспитание положительного отношения к изучению явлений природы;

•        воспитание бережного отношения к животным;

•        воспитание аккуратности, прилежности;

•        формирование экологической культуры.

Планируемые результаты:

Базовые учебные действия:

Личностные

Предметные

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к животному миру.

- узнавать и называть представителей животного мира;

- учится наблюдать за жизнью диких животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- различать диких животных по рисункам и в природе;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные:

-вступать в контакт (учитель-ученик); формировать готовность слушать учителя и вести диалог.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; знать общие правила поведения на уроке; владеть навыками учебной деятельности; уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; принимать оценку деятельности.

Познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа;

-выделять общие свойства времени года зима; уметь сравнивать животных по изображению;

-делать простейшие обобщения, сравнивать.

Межпредметные связи: речевая практика, чтение

Ресурсы для учителя: ноотбук, презентация.

Ресурсы для учащегося: учебник, картинки, карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

  1. Организационный этап.

Приветствует обучающегося, проверяет его готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Учитель рассматривает с учащимся составленное «Расписание уроков» предлагает ученику подготовиться к уроку «Мир природы и человека»: занять своё место; достать и положить на край стола пенал, дневник, учебник.

Готовится к уроку, занимает свое места.

Самоконтроль готовности, настрой на работу.

  1. Основная часть.
  1. Актуализация знаний, мотивация.

   Проверяет домашнее задание.

- Какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок мир природы и человека). (Слайд№1)

- О чём мы говорили  на этих уроках?  (мы говорим о живой и неживой природе).

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

Учитель озвучивает цель урока и тему.

О зиме, ее приметы.

Рассматривает картинки и отвечает на вопросы.

2.Постановка учебной задачи урока.

Дорогой друг, послушай, пожалуйста, стихотворение.

Под голубыми небесами (Слайд 3)                                                                                                                            Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- О каком времени года говориться в стихотворении?  

- По каким признакам вы узнали, что это зима?  

- Назовите зимние месяцы. (Слайд 4)

Отвечает полным предложением.

(В стихотворении говорится о зиме)

(снег лежит, иней на деревьях, на речке лёд).

Декабрь, январь, февраль.

3.Работа по теме (изучение нового материала, повторение, формирование и систематизация знаний.)

- Открой книгу на странице 26. Посмотри на рисунок и скажи, кто это?

(Слайд 5)

   - Сегодня мы с тобой будем изучать жизнь зверей зимой. (Слайд 6)

   - Прочитай текст на странице 26.

Ответь на вопросы.

-Как живется зверям зимой в лесу? (трудно им живется в лесу зимой.Холодно и голодно.)

- Куда стараются перебраться зимой птицы? (Слайд 7) (поближе к человеческому жилью, там легче найти пищу).

4. Обобщение и закрепление материала.      (Слайд 8)

  - Отгадай загадку.

    «Летом – серый,

      Зимой – белый.»

   (по щелчку мыши – картинка и название)      

     - Какая шерсть у зайца зимой?    (Слайд 9)

по щелчку мыши – ответ на слайде)

   - Зимняя шерсть у зайца густая и тёплая.                  (Слайд 10)

   - Отгадай загадку.

   «Летом в лесу гуляет,

    Зимой в берлоге отдыхает»

      (по щелчку мыши – картинка и название)    

(Слайд 11)

  - Отгадай загадку.

   «Кто по веткам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы?»

      (по щелчку мыши – картинка и название)

   Ребята, белочка хочет порезвиться с вами.

Просмотр презентации

- Лиса, волк, лось.

- Это животные.

- Это звери.

-Я прочитал текст.

- Ответы (находит и читает предложения из текста).

- Заяц.

 Заяц – дикое животное, живёт в лесу. Дома у зайца нет. Врагов у зайца много. Его выручают нос, уши, быстрые ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Кормится он по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.  Хотя снег в лесу глубокий, заяц легко передвигается.

- Медведь.

Медведь живёт в лесу. Перед зимней спячкой медведи линяют, меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета, тёмно – коричневого. Зимой медведю трудно найти пищу, поэтому он спит в берлоге, выкопанной под корнями деревьев, которую выстилает травой ещё до первого снега. Зимой медведь пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

- Белка.

На дереве у белки  домик – дупло. К зиме она выстилает его мхом и сухими листьями, вход закрывает мхом, поэтому там тепло. На зиму заготавливает орехи, желуди, шишки, грибы. Летом белка - рыжая, к зиме линяет, становится серебристо - серая.

4. Физкультминутка

Слайд 12   - Физкультминутка.

    (по щелчку мыши – текст физкультминутки)

   «С неба падают снежинки,

      Как на сказочной картинке.

      Будем их ловить руками,

      А потом покажем маме»

    (Слайд 13)

    «А вокруг лежат сугробы,

     Снегом замело дороги.

     Не завязнуть в поле чтобы,

     Поднимаем выше ноги».

Выполняет упражнения:

Учащийся читает текст и поднимает руки над головой,  

делает хватательные движения,

словно ловит снежинки.

Потягивает руки в стороны,  

ходьба на месте,

колени высоко поднимает.

5. Применение (отработка) знаний и умений.

Вопросы и задания.

-  Давай вспомним, как готовятся и зимуют дикие животные?

а) Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

- В чём разница у этих животных?

б) Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?

- Чем они питаются зимой?

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадай загадку и ты сумеешь

ответить на поставленный вопрос.

Трав копытами касаясь                                  (Слайд 14 )

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

 Рога, раскинув широко.

- Почему трудно лосю зимой?

 - Как лесники помогают животным?

  (по щелчку мыши – ответ на слайде)

    (Слайд 15)

 Работа с учебником.

-Рассмотрите внимательно следы на с. 27

 Игра-загадка «Сосчитай волков».

 (Слайд 16)

  - Здравствуйте! Узнали меня? Я в лесу не один…

   

(Слайд 17)

   - Сосчитай, сколько нас?

(Учащемуся предлагается найти и сосчитать волков на картинке.)

   

 (Слайд 18)

Проверка полученного результата.

   

Продолжение работы. Собрать картинки с животными (белка, лиса, волк): выбери тех животных, о которых мы говорили.

Меняют окраску меха)

Белка делает запасы, а заяц нет.

 У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет

Не готовятся.

Охотятся на кабанов, лосей.

(Лось).      

Все покрыто снегом

 -Лесники и охотники подкармливают животных.

- Ответы ученика

- Ответы ученика (находит и читает предложения из текста).

Собирает картинки с животными                  

  1. Итог занятия. Рефлексия деятельности

Домашнее задание: стр.26-27, читать. На вопросы отвечать (устно).

      - Что ты делал на уроке?

А теперь заполним таблицу (Кто лишний?)

   - Что интересного и нового ты узнал на сегодняшнем уроке?

      - Подумай и скажи, каким для тебя был урок: интересный, увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.

   (Слайд 20)

   - Сегодня на уроке ты работал хорошо .Молодец!.

        Послушай оценку свою.

        Урок окончен.

 Выбери смайлик.

 С каким настроением ты уходишь с урока?

Отвечает на вопросы.

 - Мы читали, я отвечал на вопросы и отгадывал загадки.

- работа с таблицей

- Ответы ученика

- Я думаю, интересный.

- Урок был увлекательный.

Выбирает смайлик 

Отвечает на вопрос.

 Домашнее задание. Стр. 27-28, читать.

Приложение №1   Животные зимой (лишнее вычеркнуть)

Вопросы.

Животные впадающие в спячку.

Животные, которые делают запасы на зиму

Как отличается шерсть зверей зимой и летом.

Животные, которые зимой и летом ведут активный образ жизни.

 Медведь

 Белка

 Меняет окрас зимой

 

 Заяц

 

 Ежик  

 Бобер

 

 Лиса

 

 

 

 Мышь

 

 

 Волк

Кабан

Лось

 

  Заяц

  Лиса

выпадает

 Медведь

Самоанализ урока

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР Тема: Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь

Урок для учащихся с ТМНР по предмету "Окружающий природный мир". Целью урокаставилось формирование у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития деятельностных способностей к с...

Методическая разработка по теме "Уход за посудой: мытьё чашек и стаканов." 3 класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка по предмету окружающий социальный мир для обучающихся 3 класса с умеренной умственной отсталостью. ( 8 вид 2 вариант)...

Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

"Математические представления" 1 класс, для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Конспект урока по предмету«Математические представления»Класс: 1 VIII видУчитель: Романова Ю.В.Цель урока: познакомить с числом и цифрой 3....

Технологическая карта урока природоведения в 3 классе ( для детей с легкой умственной отсталостью) по теме "Зимующие птицы. Дятел".

Технологическая карта комбинированного урока природоведения в 3 классе для детей с легкой умственной отсталостью  поможет педагогам провести урок по теме: "Зимующие птицы. Дятел."...