Технологическая карта урока по предмету "Окружающий природный мир" "Вода не имеет запаха" для обучающихся с ОВЗ (детское экспериментирование)
опыты и эксперименты по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Данный урок способствует формированию экологического мировоззрения у обучающихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент,  который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вода не имеет запаха»

Цель: Создание условий для овладения навыками экспериментирования.

Задачи

Образовательная: Формировать представления, что вода не имеет запаха.

Развивающая: Развивать внимание, мышление, речь в доступных для детей пределах, эмоциональный отклик.

Воспитательная: Формировать навыки самоконтроля, элементы трудовой деятельности.

Оборудование

 Демонстрационное:  1 прозрачных стакан, 1 ватный диск, 1 бутылка с водой, флакон с духами, клеёнка на стол, салфетка для рук, картинка жёлтого одуванчика, картинка белого одуванчика.

Раздаточное: По количеству детей. 1 прозрачных стакан, 1 ватный диск, 1 бутылка с водой, питьевая трубочка, клеёнка на стол, салфетка для рук, лист альбомного листа, гуашь зелёная и белая, кисточки № 3 (мягкая), №5 (щетина).

Характеристика этапов занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма организации

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный – (5 минут)

1.1

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию

Прозвенел звонок, начался урок!

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим!

Стимули-рование положительной мотивации.

Словесно-практический

Фронт.

Инд.

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока  Проверка психологической готовности класса к занятию.

Сидят за партами,  выполняют движения согласно тексту, по показу педагога

1.2

Создать целевую установку на предстоящую деятельность

На нашем занятии  мы продолжим изучать  самую обыкновенную воду и в тоже время самое загадочное вещество на нашей планете.   Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и бельё постирать. Посмотрите на план - карту и вспомните первое свойство воды. Вода, не имеет цвета, она прозрачна. Продолжим разгадывать тайны воды.  В этом нам помогут простые опыты с водой.

Эвристическая 

беседа;

 Наглядный метод (с использованием зрительного и слухового анализатора);

Фронт.

Инд.

Включает презентацию. Задаёт вопросы, побуждает к логическим умозаключениям.

Смотрят на экран

2 этап. Основной – (30 минут)

2.1

Повторить и закрепить правила поведения,  при работе с водой

Чтобы проводить настоящие опыты мы должны вспомнить правила поведения,  при работе с водой. Нам помогут карточки-помощники, (приложение 2). Посмотрите на карточку. На карточке нарисованы руки человека, которые бережно охраняют каждую капельку воды. Это первое правило – береги воду, не разбрызгивай её. Посмотрите на карточку. Здесь руки человека бережно и аккуратно сжимают стакан с водой. Это второе правило - аккуратно пользуйся ёмкостью для воды.

Посмотрите на третью карточку, что на ней нарисовано? На картинке нарисована тряпочка. Что это означает? Это третье правило - своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на пол и стол воду.

Наглядный метод (зрительный);

 

Фрон.

Индив.

Концентрирует внимание учащихся на  мнемокарточки, учит их работать с карточками

Концентрируют внимание на карточках, работают с карточками.

2.2

Создать

игровую

ситуацию

Чтобы разгадать следующие тайны воды нужно прочистить наш носик, приготовились!

«Кто самый громкий?» - телесноориентированное упражнение (приложение 5)

Молодцы!

 

Гностический (проблемно-поисковый)

Активизация

УПД

(организация игрового момента)

Фрон.

Инд.

Даёт инструкцию к действиям; Контроль за качеством выполнения

 

Самостоятельно (с помощью взрослого) выполняют действия согласно инструкции педагога

2.3

Проведение опыта с водой

Посмотрите, у каждого на столе, стоит пустой стакан, покажите его. Найдите ватный диск, покажите его, молодцы! Возьмите в руки пустой стакан и понюхайте его. Есть ли запах? Запаха нет.   Возьмите в руки ватный диск и понюхайте его. Есть ли запах? Запаха нет. Теперь я капну на ватный диск капельку духов. Понюхайте, есть ли запах? Запах есть. Возьмите бутылочку с водой и налейте воду в стакан. Есть ли запах? Запаха нет.

Какой делаем вывод?

Вода не имеет запаха.

Перцептивный (наглядный, практический)

 

Фрон.

Инд.

Раздаёт самостоятельно (с помощью дежурных) оборудование для опыта (пустой стакан, бутылочку с водой и ватный диск). Каждому ребёнку на ватный диск капает духи.

Даёт алгоритм действий.

Самостоятельно (с помощью взрослого) выполняют указания педагога; Делают выводы

2.4 Эмоциональная разгрузка

Наступила минутка отдыха!

«Это Я!» - динамическая пауза (приложение 3)

Игровой метод

Фрон.

Индив.

Читает стихи, контролирует действия учащихся.

Выполняют движения по тексту самостоятельно (с помощью взрослого)

2.5 Продуктивная деятельность, изготовление карточки - ответа

Мы разгадали вторую тайну воды. Вода не имеет запаха. Про какой цветок можно сказать? Был я солнышком лучистым (показывает картинку жёлтого одуванчика), стал я облачком пушистым, (показывает картинку белого одуванчика). Правильно, это одуванчик. Когда он жёлтый он пахнет, а когда становиться белым он перестаёт пахнуть и не имеет запаха, как вода. Предлагаю сделать вторую карточку – ответ. Нарисуем одуванчик, который превратился в белое облачко.

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное. Молодцы! У нас получилась вторая карточка – ответ, которая показывает, что у воды нет запаха. Эту карточку положите в папку наблюдений. Внимание на экран!  Я заменю квадрат с цифрой два на такую же карточку в нашей  план – карте (слайд 7).

Метод практического обучения; метод демонстраций

Фрон.

Инд.

Раздаёт  учащимся  Лист для рисования, краски, кисточки. Контролирует действия учащихся, четко проговаривая каждое действие.

Слушают учителя, эмоционально реагируют на речь педагога; Рисуют красками. На листе жёлтого цвета, зелёной краской   рисуют  стебель цветка, затем,  техникой сухой кисти, белой краской рисуют цветок.

2.6

Объединение знаний полученных в процессе опытов

Внимание на экран! (слайд 7, 8).

 Повторим,  какие свойства воды мы уже открыли  и, что отображает каждая картинка на план - карте? Первая карточка, где показа рыбка в аквариуме, означает, что вода бесцветная, а карточка с одуванчиком говорит нам, что вода не имеет запаха.  Молодцы!

Наглядный метод (просмотр презентации)  

Фрон.

Инд.

Включает презентацию, выделяя картинку «Вода универсальный растворитель»

Работают с каждой картинкой, повторяя свойства воды,

3 этап. Заключительный – (5 минут)

3.1

Сформулировать основной итог занятия

Наше занятие подошло к концу, мы многое успели сделать, вспомнили, первое свойство воды, мы знаем, что вода прозрачна. Сегодня мы доказали, что вода это жидкость, которая не имеет запаха.

Самоонализ и самооценка

Фрон.

Инд.

Подводит итог занятия, формирует яркие устойчивые образы

3.2

Оценить достигнутые результаты

Перед вами лежат весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного (Учащиеся, самостоятельно,  оценивают достигнутые результаты). Спасибо за работу!

Рефлексия:

самоконтроль, использование смайликов

Фронт.

Инд.

Подводит итог занятия. Побуждает детей самостоятельно дать оценку занятию, благодарит за работу

Эмоциональная оценка занятия и достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Природное сообщество – поле».

Технологическая карта открытого урока № 63 окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» по теме "Природное сообщество - поле".Цель урока :создать условия для изучения соо...

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....