Урок окружающего мира в 4 Классе "Мир глазами географа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Разработка урока по окружающему миру,4 класс.УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Программа: Школа России
Класс: 4
Тема: «Мир глазами географа».
Цель: Познакомить учащихся с наукой географией.
Задачи:
. Сформировать представление о глобусе и географической карте.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий, .
Ход урока
I. Организационный момент.
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться..
Сегодня на уроке мы узнаем много нового.
II. Проверка домашнего задания
Но сначала мы провери,то как вы выполнили домашнее задание.
Сообщения детей о планетах солнечной системы.
III. Работа над новой темой
Учитель: слово география образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу.
И как вы уже догадались тема нашего урока: «Мир глазами географа» Что же изучает наука «география»?
Прочитайтетекст с.16 учебника и ответьте на этот вопрос..
- Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.
Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?
Ученики. Географ – это специалист по географии.
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Дети находят информацию в словарях.
География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
- Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)
-Вы получаете конверты в которых находится ответ на вопрос, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.
Два ребенка получают конверты с загадками и читают их классу.
Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет.
(Глобус.)
Моря есть –
плавать нельзя,
дороги есть –
ехать нельзя,
земля есть –
пахать нельзя.
Что это?
(Географическая карта.)
Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.
Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.
– Какую форму имеет глобус?
Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.
Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.
- Какую он имеет окраску? И почему?
Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.
Учитель: Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.
Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.
Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 17 вашего учебника.
IV. Работа по учебнику.
Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.
-Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?
-Как назвал он свое изобретение?
Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».
-
V. Работа над темой «Географическая карта».
-Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. -Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
Ученики высказывают свои предположения.
- Значит, нужен другой помощник. Что это?
Ученики. Это географическая карта.
- А что же такое «географическая карта»?
Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.
- Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
- С какими видами географических карт вы уже знакомы?
Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.
- Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.
Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.
Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)
-. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.
Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) - Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?
Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.
Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
-Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.
Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.
VII. Закрепление. Самостоятельная работа в группах.
-Напомните правила работы в группах.
Распределите кто какую часть работы выполняет и приступайте.
VIII. Итог урока.
Выставление оценок.
Рефлексия .
Давайте подведем итоги вашего личного участия в открытиях .У вас на партах лежат смайлики.Поднимите тот смайлик,который соответсвует вашему настроению в конце урока.
Домашнее задание
1. Нарисовать один любой географический объект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...
Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....
Урок окружающего мира Тема: Береги глаза
Урок создан по технологии индивидуализированного обучения по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"
Структура и ход урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...
Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"
Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"...
Урок окружающего мира "Взгляд на глаз"
Задачи урока:Провести практическую работу с проведением наблюдений, опытов, переработкой и предоставлением информации по заданной теме, используя различные источники- познакомить уча...