Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, вариант 3.2
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Шелухина Ирена Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру, для незрячего обучающегося массовой школы, 4 класс, вариант 3.2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 24

(МАОУ СОШ № 24)

                   

                                               

                                                                   

Адаптированная рабочая программа

для слепых обучающихся

(обучение на дому)

(«Окружающий мир» , 4 класс,

 на основе Примерной программы «Окружающий мир»;
УМК под ред. А.А. Плешакова/

                                       Составитель:

                                                                         Шелухина., учитель начальных    
                                                                        классов МАОУ СОШ №24,

                                                                         1 категория

Калининград

2024

Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основании действующих нормативных документов. 

Цель курса «Окружающий мир» в начальной школе формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая  характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

При составлении рабочей программы учитывались психофизические особенности обучающихся.  Слепые младшие школьники, обучающиеся по варианту 3.2, имеют общее развитие, сопоставимое, в целом, с возрастной нормой развития нормально видящих сверстников. В тоже время у слепых отмечаются трудности самообслуживания, эффективного использования всех сохранных анализаторов и остаточного зрения при обследовании и восприятии предметов, отсутствует опыт взаимодействия в коллективе и т.п.

Эффективность реализации программы и, как следствие, качество обучения слепых, во многом зависит от знания особенностей данной категории обучающихся, учета их возможностей (развитости осязательных навыков, кожной чувствительности, пространственной ориентировки, количества и качества представлений о предметах окружающего мира, способности к самообслуживанию и т.п.), особых образовательных потребностей, реализации специальных методик, приемов и способов обучения.

В процессе обучения должен соблюдаться ряд общих требований:

  1. Требования к организации процесса обучения

- систематическое и целенаправленное развитие сохранных органов чувств;

- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания) слепыми обучающимися;

- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих, такие как:

- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;

- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты; части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;

- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;

- приемы сочетания письменной и устной работы;

- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;

- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);

- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;

- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;

- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;

- приемы конкретизации речи педагога;

- введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;

- введение - дополнительной физкультминутки;

- введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);

- соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок;

- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

- рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

- учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;

- постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях;

- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

2. Требования к доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:

использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;

наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;

обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).

3. Требования к организации рабочего места 

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).

Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

4. Требования к техническим средствам обучения

Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.

5. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. специальные учебники:

созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;

  1. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;
  2. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
  3. приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник» и др.);

5) специальные учебные принадлежности: брайлевские  приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

6) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

   В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю (34 ч. в год). Очная форма обучения (в классе) занимает 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные

 результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Предметные результаты:

Четвероклассник научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  • У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Обучающиеся к концу 4 класса должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;
  • соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
  • работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.

Содержание учебного предмета

Человек и общество:

 Конституция  — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации  — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа:

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце  — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

 Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни:

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Тематическое планирование

уроков по   окружающему миру  для   4  класса

Учебник, автор, издательство, год: А.А. Плешаков, Окружающий мир. 4класс. Учебник в  2-х частях, Просвещение, 2022.

Рассчитано на 34 часа

Контрольных работ – 4
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
https://m.edsoo.ru/7f412850

№ п/п

Название раздела программы, тема, тема урока

Кол-во часов на раздел, тему

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Раздел «Человек и природа»

Методы познания окружающей природы. Солнечная система  

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6109/train/224677/

Входная контрольная работа

Смена дня и ночи на Земле и смена времён года. 

1

Мир глазами географа. Мир глазами историка.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5720/start/158081/

Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Экологические проблемы взаимодействия человека и природы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3920/start/158175/

Раздел «Правила безопасной жизнедеятельности»

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

О вредных для здоровья привычках

1

Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие  

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика)

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5721/main/158272/

Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте). 

1

Формы земной поверхности (на примере родного края).

1

Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Водоёмы  России. Река как водный поток. Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте. Водоёмы и реки родного края.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5716/start/57887/

Контрольная работа  за полугодие

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Характеристика природных зон России: тундра. Характеристика природных зон России: тайга. Характеристика природных зон России: смешанный лес. Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/start/158422/

Раздел «Человек и общество»

Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков.

1

Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Охрана историко-культурного наследия. Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение.

1

История Отечества. «Лента времени» и историческая карта

Историческое время. Что такое «лента времени»? Государство Русь. Во времена  Древней Руси..

1

Страна городов.

1

Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.

1

Куликовская битва.

Иван Третий.

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

1

Патриоты России.

1

Пётр Великий.

1

Отечественная война 1812 года.

1

Страницы истории XIХ века. Россия вступает в ХХ век.

1

Страницы истории 1920-1930 годов

1

Великая Отечественная  война и Великая Победа.

1

ВПР по окружающему миру.

Наша родина - Российская Федерация

Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России.

1

Основной закон Росси. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка

1

Славные символы России

1

Такие разные праздники. Праздники в жизни общества и человека. Праздники и памятные даты своего региона

1

https://1l1.su/W29Q

Города России. Города-герои. Страницы истории.

1

Промежуточная аттестация

1

Описание материально-технического обеспечения

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.: М., Просвещение, 2022г.
  2. учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
  3. «озвученные» учебники, фонические материалы; специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых);
  4. адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций;
  5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru),  info@metodkabinet.eu 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1(2) класс, вариант 4.2

Рабочая программа по окружающему миру разработана для обучающихся 1 класса второго года обучения, вариант 4.2....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по окружающему миру

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 дополнительный, 1 – 3 классы (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...