Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, вариант 3.2
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру, для незрячего обучающегося массовой школы, 4 класс, вариант 3.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Адаптированная рабочая программа
для слепых обучающихся
(обучение на дому)
(«Окружающий мир» , 4 класс,
на основе Примерной программы «Окружающий мир»;
УМК под ред. А.А. Плешакова/
Составитель:
Шелухина., учитель начальных
классов МАОУ СОШ №24,
1 категория
Калининград
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основании действующих нормативных документов.
Цель курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
При составлении рабочей программы учитывались психофизические особенности обучающихся. Слепые младшие школьники, обучающиеся по варианту 3.2, имеют общее развитие, сопоставимое, в целом, с возрастной нормой развития нормально видящих сверстников. В тоже время у слепых отмечаются трудности самообслуживания, эффективного использования всех сохранных анализаторов и остаточного зрения при обследовании и восприятии предметов, отсутствует опыт взаимодействия в коллективе и т.п.
Эффективность реализации программы и, как следствие, качество обучения слепых, во многом зависит от знания особенностей данной категории обучающихся, учета их возможностей (развитости осязательных навыков, кожной чувствительности, пространственной ориентировки, количества и качества представлений о предметах окружающего мира, способности к самообслуживанию и т.п.), особых образовательных потребностей, реализации специальных методик, приемов и способов обучения.
В процессе обучения должен соблюдаться ряд общих требований:
- Требования к организации процесса обучения
- систематическое и целенаправленное развитие сохранных органов чувств;
- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания) слепыми обучающимися;
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих, такие как:
- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;
- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты; части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;
- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;
- приемы сочетания письменной и устной работы;
- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;
- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);
- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;
- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;
- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;
- приемы конкретизации речи педагога;
- введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;
- введение - дополнительной физкультминутки;
- введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);
- соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
- рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;
- постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях;
- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
2. Требования к доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:
использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;
обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).
3. Требования к организации рабочего места
Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).
Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
4. Требования к техническим средствам обучения
Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.
5. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- специальные учебники:
созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;
- тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;
- принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
- приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник» и др.);
5) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;
6) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю (34 ч. в год). Очная форма обучения (в классе) занимает 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Предметные результаты:
Четвероклассник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Обучающиеся к концу 4 класса должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;
- соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
- работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.
Содержание учебного предмета
Человек и общество:
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа:
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни:
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Тематическое планирование
уроков по окружающему миру для 4 класса
Учебник, автор, издательство, год: А.А. Плешаков, Окружающий мир. 4класс. Учебник в 2-х частях, Просвещение, 2022.
Рассчитано на 34 часа
Контрольных работ – 4
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: https://m.edsoo.ru/7f412850
№ п/п | Название раздела программы, тема, тема урока | Кол-во часов на раздел, тему | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел «Человек и природа» | |||
Методы познания окружающей природы. Солнечная система Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. | 1 | ||
Входная контрольная работа | |||
Смена дня и ночи на Земле и смена времён года. | 1 | ||
Мир глазами географа. Мир глазами историка. | 1 | ||
Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
Экологические проблемы взаимодействия человека и природы. | 1 | ||
Раздел «Правила безопасной жизнедеятельности» | |||
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
О вредных для здоровья привычках | 1 | ||
Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика) | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5721/main/158272/ | |
Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте). | 1 | ||
Формы земной поверхности (на примере родного края). | 1 | ||
Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Водоёмы России. Река как водный поток. Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте. Водоёмы и реки родного края. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5716/start/57887/ | |
Контрольная работа за полугодие | |||
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Характеристика природных зон России: тундра. Характеристика природных зон России: тайга. Характеристика природных зон России: смешанный лес. Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/start/158422/ | |
Раздел «Человек и общество» | |||
Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |||
Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | ||
Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. | |||
Охрана историко-культурного наследия. Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение. | 1 | ||
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | |||
Историческое время. Что такое «лента времени»? Государство Русь. Во времена Древней Руси.. | 1 | ||
Страна городов. | 1 | ||
Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. | 1 | ||
Куликовская битва. | |||
Иван Третий. | |||
Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. | 1 | ||
Патриоты России. | 1 | ||
Пётр Великий. | 1 | ||
Отечественная война 1812 года. | 1 | ||
Страницы истории XIХ века. Россия вступает в ХХ век. | 1 | ||
Страницы истории 1920-1930 годов | 1 | ||
Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | ||
ВПР по окружающему миру. | |||
Наша родина - Российская Федерация | |||
Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России. | 1 | ||
Основной закон Росси. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка | 1 | ||
Славные символы России | 1 | ||
Такие разные праздники. Праздники в жизни общества и человека. Праздники и памятные даты своего региона | 1 | ||
Города России. Города-герои. Страницы истории. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 |
Описание материально-технического обеспечения
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.: М., Просвещение, 2022г.
- учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
- «озвученные» учебники, фонические материалы; специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых);
- адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций;
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru), info@metodkabinet.eu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1(2) класс, вариант 4.2
Рабочая программа по окружающему миру разработана для обучающихся 1 класса второго года обучения, вариант 4.2....
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по окружающему миру
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 дополнительный, 1 – 3 классы (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...