Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Снисарь Людмила Викторовна

На уроке окружающего мира учащиеся познакомятся с кровеносной системой человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: « Кровеносная система».

Снисарь Людмила Викторовна

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Тип урока: урок изучения нового.

Целиурока:

  • дать представление о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»;
  • воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Планируемый результат:

Предметные:

-Иметь представление о крови  и строении кровеносной системы.

-Получить навыки элементарной грамотности в познании физиологических основ здорового образа жизни.

-Использовать научную терминологию при составлении ответа.

Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания;

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации) и применения их в знакомых и новых учебных ситуациях.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке (составлять план действий);

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые изменения в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- анализировать своё эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные:

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-проверять информацию; уметь ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания, используя учебник, дополнительные источники информации (сеть Интернет, СМИ, телевидение, энциклопедии, специальную литературу), свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, .

Коммуникативные:

- воспринимать информацию с учетом поставленной задачи;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

-совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (в том числе и во время работы в группах).

Оборудование:

- карточки, учебник «Окружающий мир» 4 класс; компьютер, интерактивная доска.

Основные понятия: кровь, сердце, сосуды, кровеносная система, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Организация пространства:

- фронтальная работа; работа в группах.

Этапурока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

ЛичностныеУУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

I. Организация начала урока.

Психологический настрой:

- Прозвенел звонок веселый

Все начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я желаю вам хорошего настроения и уважительного отношения друг к другу.

Смотрят на демонстрационные слайды под музыку.

Формирование положительного отношения к учебному процессу учения и приобретению новых знаний.

Стабилизация эмоционального состояния для решения учебных задач урока.

Предлагать помощь и сотрудничество.

II Целеполагание и мотивация

- Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что является главным в жизни каждого человека?

- Какой вывод можно сделать?

- Подумайте, из каких компонентов складывается здоровье?

.

-Слушают учителя.

- Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждения детей

- Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко, и работать. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а это значит – знать свой организм.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Мотивация учебной деятельности (социальная)

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формулировать собственное мнение.

Строить понятные высказывания.

III.. Актуализация знаний

I V Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

- Прежде чем мы начнем открывать новое о нашем организме,  давайте вспомним то, что мы уже знаем.

 Индивидуальные карточки для работы в группах.

1 группа – соедини линиями.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414025/img1.gif

2 группа – Зачем нужно знать свой организм?

(Чтобы сохранять и укреплять здоровье)

3 группа – Напишите, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение и слух?

  • Проверка. (1 группа – одного ученика спрашиваю у доски, проверка).
  • Возьмите красную пасту и исправьте допущенные ошибки.
  • 2 группа зачитывают ответ на вопрос «Зачем нужно знать свой организм»..
  • Третья группа зачитывает ответ на творческое задание. 

Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

По реке бежит вода,
Ярко – красная она.
Корабли по ней плывут,
Пищу органам везут,
Кислород они подвозят,
Углекислый газ увозят.
И умеют воевать – 
От микробов защищать. (
КРОВЬ)

  •  Опишите капельку крови.
  • Какие бы вы вопросы задали врачам о крови?
  • Сегодня, мы постараемся на некоторые вопросы найти ответы.

Работа в группах

  •  1 группа – соединяет линиями карточки.
  • Во время проверки берут  красную пасту и исправляют допущенные ошибки.

 2 группа (зачитывают, зачем нужно знать свой организм?

3 группа выполняет творческое задание: Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение и слух? (зачитывают).

Дети отгадывают загадку и определяют тему урока  - «Кровь. Кровеносная система».

Вопросы

Дети задают свои вопросы.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к предмету.

Осознание ответственности каждого за свое здоровье.

Строить рассуждения  в устной и письменной форм.

Контролировать правильность ответов одноклассников

Вести диалог в группе .

.V. Открытие нового знания

  • Бывает, что раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.
  • Какое значение имеет кровь в жизни человека? (Гипотезы (предположения)).
  • А сейчас постараемся выяснить значение крови для человека.

Дети выдвигают гипотизы (предположения)

 

Формирование взгляда на организм человека как на единое целое Социальная компетентность по теме урока.

Поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации Получение, передача информации устным и письменным способом.

Выделять и формулировать полученные знания.

Формулировать собственные мнения; умение задавать вопросы.

Работа со слайдами на интерактивной доске

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414025/image3254.jpg 

  • Прочитайте заголовок.
  • Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  • Проверяем. Зачитайте свои выводы.
  • Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?

Дополнительный материал. С этой информацией выступают заранее подготовленные учащиеся.

Кровь-кондиционер. Кровь переносит тепло. Нагреваясь в органах с высоким обменом веществ (мышцах, печени) кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно теплое.

Кровь-уборщик. Кровь – универсальный транспорт! От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества; от всех органов и мышц доставляет продукты распада к выделительным органам – почкам.

Кровь- жидкая подвижная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды – плазмы и взвешенных в ней клеток – лейкоцитов, эритроцитов  и тромбоцитов

Работа в группах.

Выскажите свои предположения о значении крови для организма человека.

Проверка своих предположений

. Осуществление межпредметных связей с уроками русского языка.

Социальная компетентность.

Узнавать,  называть состав крови  в соответствии с программой.

Применять полученные знания

Строить высказывания в устной и  письменной форме.

VII Первичное закрепление

  • Оказывается, кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток,  и каждая группа клеток имеет свои обязанности.
  • Может быть, кто-то знает, как называются эти клетки?

(Если кто-то скажет, я вывешиваю карточки – белые и красные тельца, или лейкоциты и т.д.)

На доске: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414025/img2.gif

  • А теперь мы подробнее узнаем о работе этих клеток и проверим ваши предварительные выводы о значении крови для человека по учебнику.

С.34 – 35 – читаем.

Смотреть Приложение.

  • Какие предположения подтвердились? (описание клеток и т.д.)
  • Что же это за белые и красные клетки?

(Вывешиваю на доску – таблички)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414025/img3.gif

. Работа в группах – 4 группы.

  • Я вас разделю на 4 группы, вы будете выступать в роли:
  • – кровяной  плазмы ,
  • – красных  кровяных  телец (клеток), или эритроцитов,
  • – белых кровяных телец ( клеток), или лейкоцитов,
  • – кровяных пластинок, или тромбоцитов.

Задание: - Каждой группе даю карточки, вы выбираете, только те, которые вам нужны, чтобы рассказать какую работу выполняют эти группы: 1) плазма, 2) эритроциты, 3) лейкоциты, 4) тромбоциты.

(Вопрос вывешиваю на доску. Какую работу выполняют?)

(Слова: лейкоциты; эритроциты; тромбоциты; плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробов; иммунитет; свертывание крови.)

  • Проверяем. .
  • В такой маленькой капельке крови много эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и каждая из них выполняет важную роль.
  • Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
  • Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови)
  • А как мы узнаем состав крови? (сдаем анализ крови)
  • Анализ крови – один из наиболее распространенных методов диагностики состояние человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определенное количество раз, а затем помещается на стекло счетной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После несложных расчетов удается определить число различных кровяных клеток на единицу объема крови.

(Раздаю детям бланк анализа крови с нормами – табличка.)

  • Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определенные нормы, и если показатели не совпадают с нормами, то сигнал обратить внимание на свое здоровье.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.
Время ножкам побежать.
Спинке бодро разогнуться.
Ручкам кверху потянуться,

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела,
Чтоб здоровье сохранять,
Сердце будем укреплять.

-

Дети говорят названия кровяных телец – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Описание клеток

Лейкоциты, эритроциты

тромбоциты

Дети работают в четырёх группах –

  • – кровяная плазма
  • – красные кровяные клетки, или эритроциты,
  • – белые кровяные клетки, или лейкоциты,
  • – кровяные пластинки, или тромбоциты

Плазма – вода и растворенные в ней вещества; иммунитет; борются с инфекциями, ядами.

Эритроциты – кислород; углекислый газ.

Лейкоциты – борются с инфекциями, ядами; убивают микробов.

Тромбоциты – свертывание крови.

Умение делать краткое сообщение по теме.

Целостный взгляд на кровеносную систему человека.

Применять полученные знания.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос

В нашем теле кровь качает,

Никогда не отдыхает?

Ответ: Сердце

 Показ муляжа – сердца.

  • Как вы думаете, что это? (сердце)
  • Тема нашего урока – кровеносная система, а зачем я принесла на урок муляж сердца? (сердце качает кровь).
  • Сердце человека – это плотный мышечный мешок величиной с кулак, при сокращении которого кровь движется внутри организма.
  • Как движется кровь внутри организма? (по кровеносным сосудам)
  • Кровь движется по кровеносным сосудам – специальным трубкам, предназначенным для протекания крови внутри организма.
  • Движение крови в организме называется кровообращением – это тема нашего следующего урока.

Ответы детей.

Дети высказывают свои предположения.

Выступления заранее подготовленных детей.

Расположение сердца в организме человека и его строение.

Работа и значение сердца, как главного органа человека (функции сердца)

Применять полученные знания

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

 I X/ Итог урока.

  • Какова роль крови в организме? (на доске таблица, рассказать по таблице)

-Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ответили на поставленный вопрос?

-Что было сложным на уроке? Что требует разъяснений?

- Какие знания были полезными для вас?

Написание синквейна

Дополнение кластера «Организм человека»  названием органа человка – кровеносная система.

Кровь играет роль транспорта веществ от органов к каждой клетке. Она переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ. 

1.Кровь.

2.Жидкая, красная.

3.Разносит кислород, борется с микробами.

4.Кровь- это жизнь

Сосуды и сердце- кровеносная система организма

Строить монологическое высказывани

X. Рефлексия

.

  • Легко ли вы справились со всеми заданиями?
  • Где испытывали затруднения?
  • Чего мы не знали вчера, а узнали сегодня?

Ответы детей.

.

.

Социальная компетентность.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Предвидетьуровень усвоения знаний.

Формулировать собственное мнение.

Строить понятные высказывания.

е.

XI. Информация о домашнем задании

Задание по выбору

- Мальчик поранил руку. Почему кровь не вылилась вся, а остановилась?

- Почему у человека краснеет и бледнеет лицо?

Найдите в Интернете ответ на вопрос, сколько комаров должно впиться в тело человека и на протяжении какого времени, чтобы выпить из него всю кровь? Были ли случаи смертельных исходов от укусов комаров?

Получают дифференцированное задание

Устанавливают осознанность ситуации.

Социальная компетентность.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Предвидеть уровень усвоения знаний.

Формулировать собственное мнение.

Строить понятные высказывания

Строить монологическое высказывание.

Приложение 1.

http://www.galatreya.ru/photo/1203860221.gif

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)

Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Значение кровеносной системы. Кровь."

Данный материал предназначается для урока по окружающему миру в 4 классе....

Технологическая карта урока окружающего мира - "Точность измерения" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Точность измерения» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения точно измерять с помощью линейкиЗада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, рас...