Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга).
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «карта», «план местности», «масштаб»; 2. Выработать умения читать план с помощью условных знаков. | Предметные: 1. Знать терминологию: карта, план местности, масштаб; 2. Уметь составлять план местности. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoshema_-_vid_mestnosti_sverhu_uslovnye_oboznacheniya._masshtab._karta_i_plan.docx | 100.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 30.09.2022 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 3б Урок: 2 Время: 8:55 - 9:35 Кабинет: 222 | Студент: Латмарина М.А. Группа: 46 Учитель: Трашкова Е.В. Методист: Пометун Н.Н. |
Тема урока «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план.»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга).
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «карта», «план местности», «масштаб»; 2. Выработать умения читать план с помощью условных знаков. | Предметные: 1. Знать терминологию: карта, план местности, масштаб; 2. Уметь составлять план местности. |
Развивающие: 1. Развивать память и речь; 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы; 2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах; 2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
УМК: УМК «Э-Д»; учебник: Окружающий мир: 3кл: Е.В.Чудинова, рабочая тетрадь: Окружающий мир: 3кл: Е.В.Чудинова.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма: фронтальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть! Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише мальчики. Сегодня я проведу в вас урок окружающего мира. Меня зовут Марина Александровна. Приступаем к работе. | Организуют своё рабочее место. | УУКД: планировать учебное сотрудничество | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная групповая Словесный метод: беседа | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. -Какие стороны света вы знаете? -Какой прибор помогает определить направление сторон света? -Как изменяются видимые размеры удаляющихся предметов? -Хорошо, а сейчас измерьте длину и ширину своей парты. Какой инструмент вам понадобится? - Возьмите листы формата А4 и начертите план парты в натуральную величину. Работайте в группах. - Смогли ли вы выполнить это задание? Почему? - Какой вопрос у вас возникает? -А сейчас посмотрите на экран, что вы увидели? | -Север, Юг, Запад, Восток. -Компас. -Они уменьшаются. -Нам понадобиться линейка. -Как нарисовать на одном листе А4 целую парту в натуральную величину. -Карта России. | УУПД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
УУРД: составлять план действий; делать выбор и брать ответственность за решение. | |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. -Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. -Хорошо ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое картосхема, какие бывают условные знаки, узнаем что такое масштаб, карта, план. И выполним упражнения связанные с нашей темой. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. | УУКД: уметь выражать свои мысли. УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
«Открытие» детьми новых знаний (7-8 минут) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический: ответы на вопросы; работа с планом парты. Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде | Организует парную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы. -Посмотрите на доску, что вы видите? –Кто знает, что такое карта? -Ребята, карта - это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками. Чтобы понять, во сколько раз уменьшено изображение, нужно посмотреть масштаб карты. А картосхема- это уменьшенный вид местности сверху, изображена с помощью условных знаков. -Ребята, давайте вернемся к нашим измерениям парты. Какой результат у вас получился? -Такие размеры мы с вами не сможем разместить на листе бумаги, поэтому уменьшим наши данные в 10 раз. Что у нас получилось? -Хорошо, а такие результаты мы сможем разместить на листе бумаги А4? -Итак на рисунке мы с вами изобразили план. Как вы думаете, что такое план? -Как вы думаете, при изображении плана объём будет важен или нет? -План - это уменьшенное и обобщенное изображение поверхности. Чем выше мы поднимаемся, тем мельче кажутся нам предметы на земле. Это правило, мы используем при составлении планов местности. Изображая план стола, мы с вами воспользовались масштабом. Кто знает, что такое масштаб? - Да ребята, масштаб - это условная мера, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов. Его можно увидеть на полях плана. Масштаб говорит о том, что 1 см на изображении соответствует определённому расстоянию на местности. - Вернемся к изображению нашей парты. Как вы думаете, какой масштаб нашего рисунка по сравнению с настоящим предметом? –Итак, а сейчас мы с вами сравним вид местности и план местности. Посмотрите на экран. Назовите, чем они отличаются. - Ребята вы правы, а на плане местности, местность изображена видом сверху, с помощью условных знаков, зная условные знаки легко понять, что изображено на плане местности, река или дорога, лес или сад, и т.д. Стрелка на плане указывает направление С - северная, Ю - южная. Пользуясь масштабом, мы можем определить, на каком расстоянии находятся предметы. План- местности нужен строителям, агрономам, геологам, туристам. Их, используют даже при строительстве дома, школы, дороги или т.п. | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. - Карту нашей Земли. - Это изображение поверхности Земли. - ширина – 70 см, а длина 140 см. -У нас получилось ширина 7 см, а длина 14 см. -Да, сможем. -План – это уменьшенное и обобщенное строение какой-либо поверхности. - Нет, изображая стол ,мы изобразили только его поверхность. -Масштаб - показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов. - 1 см : 10 см. -На рисунке мы видим местность такой, какая она есть, ближние предметы выглядят крупнее, а дальние мельче. Нельзя определить стороны горизонта, нельзя точно измерить расстояние между предметами. | УУПД: выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений. УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. УУРД: составлять план действий. | |
Первичное закрепление (4-5 минут) | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: составление плана местности Форма контроля: самопроверка | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. -А сейчас ребята мы с вами вместе попробуем составить план местности по описанию, вам надо нарисовать предмет на нужном месте плана. Не забудь на плане указать стороны горизонта. Вы можете пользоваться условными знаками, которые лежат у вас на столах. Работа в парах. Змей Горыныч ищет меч – кладенец. Чтобы его найти, нужно пройти через смешанный лес на востоке, дальше перейти по мосту через реку, которая течет севернее леса и выйти на луг. По тропинке пойти через луг на запад и пройтись по фруктовому саду. Далее – по грунтовой дороге пойти на юго-запад. По обеим сторонам дороги находятся смешанные леса. Выйти на шоссе и на юг пойти до школы. Во дворе школы и будет зарыт меч – кладенец. - Посмотрите на экран и сравните с образцом. Поднимите руку те, у кого получилось изобразить план местности. Молодцы! | Объясняют выполнение своей работы. Составляют план местности по описанию. Проводят самоанализ. | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию УУРД: составлять план и последовательность действий. | Учебная презентация Слайд №8 |
Физкультминутка (1 минута) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: работа в раздаточном материале Форма контроля: взаимопроверка | Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. – Ребята, незнайка собрался в гости к бабушке, а чтобы ему дойти до бабушки, ему надо прочитать письмо, в котором она написала, как ему добраться до неё, но вот незадача, важные слова она заменила условными значениями. Давайте поможем незнайке добраться до бабушки. Наш гость оставил нам подсказки, посмотрите у вас на партах лежат листочки с условными обозначениями, вы можете ими воспользоваться при решении задания. Тебе надо зайти в магазин и купить яблок для компота. Как тебе до меня добраться. Для начала нужно пройти (1) , затем (2) , после которого надо выйти на (3) , идти по ней через (4) . На пути тебе встретиться река, тебе надо пройти по (5) . Потом тебе нужно идти по (6), а через некоторое время пройти через (7) . Там ты увидишь (8). Тебе нужно пройти их. И ты попадешь в (9) , где пройдешь (10) . И наконец, ты увидишь (11). Там я буду ждать тебя. Твоя любимая бабушка. -Закончили, поменяйтесь листочками. Проверяем по цепочке. Вот мы и помогли незнайке, теперь он доберется до своей бабушки, и она сделает ему вкусный компот. | Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки. Помогают незнайки расшифровать письмо. 1)школа 2)хвойный лес 3)тропа 4)луг 5)мост 6)тропа 7)ж/д станция 8)кустарники 9) лиственный лес 10)колодец 11)дом лесника | УУПД: Выявлять причинно-следственные связи. УУКД: формулировать собственное мнение и позицию | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация Форма контроля: внешний | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Возьмите в руки карточки и подпишите названия условных обозначений. - Давайте вместе с вами проверим, что у вас получилось. Проверяем по цепочке. Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. - А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник страницы 41-47 читать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь страницы 18-19. Просмотрите задания, если что-то непонятно, задавайте вопросы. | Выполняют предложенные задания. 1)луг 2)колодец 3)болото 4)школа 5)тропа 6)хвойный лес 7)озеро 8)мост 9)кустарники | УУКД: Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. УУРД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |
Рефлексия деятельности (2-3 минут) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: ответы на вопросы учителя | Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Вы узнали что такое карта? План местности? Картосхема? - Определили для чего нужны условные обозначения? -Вы теперь знаете условные знаки? - Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке. - Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок, до свидания! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат | УУПД: осуществлять анализ объектов.
УУКД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. УУРД: адекватно воспринимать оценку учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока русского языка «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия», 3 класс, УМК "Система Эльконина-Давыдова"
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действияЗадачи урокаДидактические:1) Закрепить знания об общих орфографически...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова», 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)ф...