Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «карта», «план местности», «масштаб»;

2. Выработать умения читать план с помощью условных знаков.

Предметные:

1. Знать терминологию: карта, план местности, масштаб;

2. Уметь составлять план местности.

Развивающие:

1. Развивать память и речь;

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять интерес к изучению новой темы;

2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 30.09.2022

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс:

Урок: 2

Время: 8:55 - 9:35   Кабинет: 222

Студент: Латмарина М.А.

Группа: 46

Учитель: Трашкова Е.В.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план.»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «карта», «план местности», «масштаб»;

2. Выработать умения читать план с помощью условных знаков.

Предметные:

1. Знать терминологию: карта, план местности, масштаб;

2. Уметь составлять план местности.

Развивающие:

1. Развивать память и речь;

2. Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1. Проявлять интерес к изучению новой темы;

2. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

УМК: УМК «Э-Д»; учебник: Окружающий мир: 3кл: Е.В.Чудинова, рабочая тетрадь: Окружающий мир: 3кл: Е.В.Чудинова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-  Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть! Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише мальчики. Сегодня я проведу в вас урок окружающего мира. Меня зовут Марина Александровна. Приступаем к работе.

Организуют своё рабочее место.

УУКД:

планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления и осознание потребности

к построению нового способа действий

Формы:

фронтальная

групповая

Словесный метод: беседа

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

-Какие стороны света вы знаете?

-Какой прибор помогает определить направление сторон света?

-Как изменяются видимые размеры удаляющихся предметов?

-Хорошо, а сейчас измерьте длину и ширину своей парты. Какой инструмент вам понадобится?

- Возьмите листы формата А4 и начертите план парты в натуральную величину. Работайте в группах.

- Смогли ли вы выполнить это задание? Почему?

- Какой вопрос у вас возникает?

-А сейчас посмотрите на экран, что вы увидели?

-Север, Юг, Запад, Восток.

-Компас.

-Они уменьшаются.

-Нам понадобиться линейка.

-Как нарисовать на одном листе А4 целую парту в натуральную

величину.

-Карта России.
 

УУПД:

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

УУРД:

составлять план действий;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

-Хорошо ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем что

такое картосхема, какие бывают условные знаки, узнаем

что такое масштаб, карта, план. И выполним упражнения

связанные с нашей темой.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

УУКД:

уметь выражать свои мысли.

УУРД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

«Открытие» детьми новых знаний

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

  Практический: ответы на вопросы; работа с планом парты.

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде

Организует парную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы.

-Посмотрите на доску, что вы видите?

–Кто знает, что такое карта?

-Ребята, карта - это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками. Чтобы понять, во сколько раз уменьшено изображение, нужно посмотреть масштаб карты. А картосхема- это

уменьшенный вид местности сверху, изображена с помощью условных знаков.

-Ребята, давайте вернемся к нашим измерениям парты.

Какой результат у вас получился?

-Такие размеры мы с вами не сможем разместить на листе бумаги, поэтому

уменьшим наши данные в 10 раз. Что у нас получилось?

-Хорошо, а такие результаты мы сможем разместить на листе бумаги А4?

-Итак на рисунке мы с вами изобразили план. Как вы думаете, что такое план?

-Как вы думаете, при изображении плана объём будет важен или нет?

-План - это уменьшенное и обобщенное изображение поверхности. Чем выше мы поднимаемся, тем мельче кажутся нам предметы на земле. Это правило, мы

используем при составлении планов местности. Изображая план стола, мы с вами воспользовались масштабом. Кто знает, что такое масштаб?

- Да ребята, масштаб -  это условная мера, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов. Его можно увидеть на полях плана. Масштаб говорит о том, что 1 см на изображении соответствует определённому расстоянию на местности.

- Вернемся к изображению нашей парты. Как вы думаете, какой масштаб нашего рисунка по сравнению с настоящим  предметом?

–Итак, а сейчас мы с вами сравним вид местности и план местности. Посмотрите на экран. Назовите, чем они

отличаются.

- Ребята вы правы, а на плане местности,  местность изображена видом сверху, с помощью условных знаков, зная условные знаки легко понять, что изображено на плане местности, река или дорога, лес или сад, и т.д.

Стрелка на плане указывает направление С - северная, Ю - южная.  Пользуясь масштабом, мы можем определить, на

каком расстоянии находятся предметы.

План- местности нужен строителям, агрономам, геологам, туристам. Их, используют даже при строительстве дома, школы, дороги или т.п.

Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения.

- Карту нашей Земли.

- Это изображение поверхности Земли.

- ширина – 70 см, а длина 140 см.

-У нас получилось ширина 7 см, а длина 14 см.

-Да, сможем.

-План – это уменьшенное и обобщенное строение какой-либо поверхности.

- Нет, изображая стол ,мы

изобразили только его

поверхность.

-Масштаб - показывает во сколько

раз уменьшено расстояние и

размеры предметов.

- 1 см : 10 см.

-На рисунке мы видим местность  такой, какая она есть, ближние предметы выглядят крупнее, а дальние мельче. Нельзя определить стороны горизонта, нельзя точно измерить расстояние между предметами.

УУПД:

выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений.

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД:

составлять план действий.

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: составление плана местности

Форма контроля: самопроверка

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-А сейчас ребята мы с вами вместе попробуем составить план местности по описанию, вам надо нарисовать предмет на нужном месте плана. Не забудь на плане указать стороны горизонта. Вы можете пользоваться условными знаками, которые лежат у вас на столах.

Работа в парах.

Змей Горыныч ищет меч – кладенец.

Чтобы его найти, нужно пройти через смешанный лес на востоке, дальше перейти по мосту через реку, которая течет севернее леса и выйти на луг. По

тропинке пойти через луг на запад и пройтись по фруктовому саду. Далее – по грунтовой дороге пойти на юго-запад. По обеим сторонам дороги находятся смешанные леса. Выйти на шоссе и на юг пойти до школы. Во дворе школы и будет зарыт меч – кладенец.

- Посмотрите на экран и сравните с образцом. Поднимите

руку те, у кого получилось изобразить план местности.

Молодцы!

Объясняют выполнение своей работы.

Составляют план местности по описанию.

Проводят самоанализ.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

УУРД:

составлять план и последовательность действий.

Учебная презентация

Слайд №8

Физкультминутка (1 минута)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: работа в раздаточном материале

Форма контроля: взаимопроверка

Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

– Ребята, незнайка собрался в гости к бабушке, а чтобы ему дойти до бабушки, ему надо прочитать письмо, в котором она написала, как ему добраться до неё, но вот незадача, важные слова она заменила условными значениями. Давайте поможем незнайке добраться до

бабушки. Наш гость оставил нам подсказки, посмотрите у

вас на партах лежат листочки с условными обозначениями, вы можете ими воспользоваться при решении задания.

Тебе надо зайти в магазин и купить яблок для компота.

Как тебе до меня добраться. Для начала нужно пройти  (1) , затем  (2) , после которого надо выйти на  (3) , идти по ней через (4) . На пути тебе встретиться река, тебе надо пройти по  (5) . Потом тебе нужно идти по (6), а через некоторое время пройти через (7) . Там ты увидишь (8). Тебе нужно пройти их. И ты попадешь в  (9) , где пройдешь (10) . И наконец, ты увидишь (11). Там я буду ждать тебя. Твоя любимая бабушка.

-Закончили, поменяйтесь листочками. Проверяем по цепочке. Вот мы и помогли незнайке, теперь он доберется до своей бабушки, и она сделает ему вкусный компот.

Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки.

Помогают незнайки расшифровать письмо.

1)школа

2)хвойный лес

3)тропа

4)луг

5)мост

6)тропа

7)ж/д станция

8)кустарники

9) лиственный лес

10)колодец

11)дом лесника

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:  презентация

Форма контроля: внешний

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Возьмите в руки карточки и подпишите названия условных обозначений.

- Давайте вместе с вами проверим, что у вас получилось. Проверяем по цепочке.

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник страницы 41-47 читать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь страницы 18-19. Просмотрите задания, если что-то непонятно, задавайте вопросы.

Выполняют предложенные задания.

1)луг

2)колодец

3)болото

4)школа

5)тропа

6)хвойный лес

7)озеро

8)мост

9)кустарники

УУКД:

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

УУРД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Рефлексия деятельности

(2-3 минут)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: ответы на вопросы учителя

Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Вы узнали что такое карта? План местности? Картосхема?

- Определили для чего нужны условные обозначения?

-Вы теперь знаете условные знаки?

- Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке.
 Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

УУПД:

осуществлять анализ объектов.

 

УУКД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

УУРД:

адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока русского языка «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия», 3 класс, УМК "Система Эльконина-Давыдова"

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действияЗадачи урокаДидактические:1) Закрепить знания об общих орфографически...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова», 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)ф...