Конспект - сценарий урока окружающего мира по теме "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный урок – это урок – открытие новых знаний о своём родном крае. Он спланирован на основе деятельностного подхода, который положен в основу разработанных стандартов второго поколения. Урок построен как урок - проект по созданию экспозиции мини – музея «Наш край». На уроке формируются разносторонние представления у школьников о Владимирской области.
В основе урока групповая исследовательская работа детей с представлением одноклассникам продукта своего исследования, в результате чего будет создана экспозиция мини – музея «Мой родной край», рассказывающая о географическом положении Владимирской области, полезных ископаемых, многообразии растительного и животного мира, экологической ситуации и достопримечательностях нашего края.
Работа каждой группы нацелена на изучение дополнительного материала, создание творческого проекта в предложенной форме: карте края, выставке полезных ископаемых, коллаже «Зелёный наряд», киноленте « Животный мир нашего края», письме - ответу о решении экологических проблем, туристической маршрутной карте.
Каждый ученик включён в активную работу на уроке, что способствует развитию познавательного интереса к предмету «Окружающий мир», к изучению своего края. Через формирование знаний об уникальности родного края, осознание возможности узнавать и объяснять окружающий мир у детей формируются основы гражданской идентичности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_uroka_nash_kray_4_kl_umk_shkola_rossii.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий урока окружающего мира по теме « Наш край» 4 «б» класс
Пояснительная записка.
Данный урок – это урок – открытие новых знаний о своём родном крае. Он спланирован на основе деятельностного подхода, который положен в основу разработанных стандартов второго поколения. Урок построен как урок - проект по созданию экспозиции мини – музея «Наш край». На уроке формируются разносторонние представления у школьников о Владимирской области.
В основе урока групповая исследовательская работа детей с представлением одноклассникам продукта своего исследования, в результате чего будет создана экспозиция мини – музея «Мой родной край», рассказывающая о географическом положении Владимирской области, полезных ископаемых, многообразии растительного и животного мира, экологической ситуации и достопримечательностях нашего края.
Работа каждой группы нацелена на изучение дополнительного материала, создание творческого проекта в предложенной форме: карте края, выставке полезных ископаемых, коллаже «Зелёный наряд», киноленте « Животный мир нашего края», письме - ответу о решении экологических проблем, туристической маршрутной карте.
Каждый ученик включён в активную работу на уроке, что способствует развитию познавательного интереса к предмету «Окружающий мир», к изучению своего края. Через формирование знаний об уникальности родного края, осознание возможности узнавать и объяснять окружающий мир у детей формируются основы гражданской идентичности.
Цель урока. Изучить особенности географического положения Владимирской области, её административное строение, геральдику, природные богатства края, многообразие животного и растительного мира, экологическую ситуацию в области, её достопримечательности.
Задачи урока: учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие познавательного интереса учащихся; развитие умений самостоятельного приобретения знаний и практических умений; формирование научного мировоззрения на основе изучения географического положения области, его природных ресурсов, экологической значимости, культурного наследия.
учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умений организации групповой учебной деятельности: постановка целей, планирование и оценка результатов деятельности своей группы и личных результатов; развитие умения находить информацию из текста, карты, иллюстраций, представленными образцами полезных ископаемых.
- развитие умений строить логические суждения по заданному направлению исследования, анализировать, делать выводы, оформлять полученные знания в виде экспозиции мини – музея и проводить презентацию полученного продукта перед одноклассниками.
-формирование умения строить взаимодействие в группе.
учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- определять географическое положение края, административное строение Владимирской области, объяснять особенности геральдики края
- сравнивать образцы полезных ископаемых, вычленять полезные ископаемые нашего края, оформлять визитную карточку полезного ископаемого.
- выявлять разнообразие и значимость растительного и животного мира нашего края.
- определять имеющиеся экологические проблемы и намечать пути их решения.
- выяснять ценность исторического наследия области и современных культурных объектов.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Твой родной край», административная карта России; карта Владимирской обл.
Материал для групповой работы: тексты с информацией по направлению исследования каждой группы учащихся, карта «Животный мир Владимирской области», карта «Растительный мир Владимирской области», образцы полезных ископаемых, карточки – задания для каждой группы, плакаты для создания экспозиции.
Основные понятия: Владимирская область, областной центр, район, герб области, полезные ископаемые, торф, песок, известняк, растительный мир, животный мир, Мещёра, осушение болот, достопримечательности, культурные центры, туристический маршрут.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД | |
I Мотивационно – ориентировочный этап | ||||
I.I | Этап актуализации | - Добрый день. Мы проводим урок окружающего мира. -Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия. - Начать наш урок я хочу с просмотра небольшого фильма.( Просмотр фильма о нашем крае) -Поделитесь своим мнением, о чем шла речь в фильме? -Что вам понравилось в фильме, какое настроение у вас? -Кто догадался, какая тема нашего урока? - Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! Объявление темы урока «Наш край». (На доске записывается тема урока: «Наш край».) | Дети отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу, демонстрируют готовность к уроку. Высказываются о фильме, отмечают, что понравилось, делятся позитивным настроением. | Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: мотивация познавательной деятельности, осознание красоты, ценности и уникальности родного края. Регулятивные: умения соотносить известные и неизвестные факты, сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать тему урока. Коммуникативные: умения слушать, общаться с партнёром, вступать в диалог, вырабатывать общую точку зрения |
1.1 | Этап проблематизации | Выясняет, владеют ли учащиеся знаниями о географическом положении Владимирской области, её административном строении. Учитель стимулирует анализировать имеющиеся знания, формулировать вопросы по изучению темы урока. - Как называется наша страна? Назовите столицу России. -Как называется область, в которой мы живём? Какой город является главным в нашей области? В каком городе мы живём? В каком районе Владимирской области он расположен? Как ещё называют наш край? (Мещера) - Мы считаем свой край любимым, уникальным, как вы думаете, что делает его неповторимым? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании проблемы и задач урока. Дети называют административные единицы: республика (РФ), область (Владимирская), район (Гусь-Хрустальный). На основе имеющихся знаний называют свой край Мещёрой, определяют административное название своей малой родины. Дети формулируют проблему: что делает наш край уникальным, родным? Дети формулируют цель урока: - узнать, что делает наш край неповторимым | Личностные: осознание необходимости получения новых знаний. Предметные: рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте; рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
1.3 | Этап целеполагания | Предлагает сформулировать задачи урока, используя приём «Дерево предположений». - Какая цель может быть поставлена в связи с темой? - Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей) Учитель предлагает предположить, какие вопросы можно рассмотреть при изучении темы «Родной край», определить цели исследования. Учитель помогает при затруднении детям сформулировать вопросы, оформляет «Дерево предположений» -Сформулируйте задачи урока. Используем приём «Дерево предположений», в качестве помощника используйте учебник стр.138 (Смотри цифру 3) Слайд | Дети выдвигают предположения, какие вопросы будут изучены на уроке -Как называется наш край, его города? -Какие богатства есть в нашем крае? -Кто здесь живёт, чем занимаются люди? -Какие есть достопримечательности? -Какие растения растут на территории нашего края? -Какие живут животные? -Что делают люди, чтобы сохранить природу своего края? Дети формулируют задачи урока: -Определить географическое положение нашего края. -Выяснить особенности природы и её охраны, экономики. -Выявить экологические проблемы. -Познакомиться с некоторыми достопримечательностями края. Дети определяют направления поисковой деятельности: географическое положение края, административное строение, особенности растительного и животного мира, природные богатства (ресурсы) края, охрана природы, культурные ценности края, достопримечательности. | Регулятивные: выявлять необходимые знания для достижения конечного результата, целеполагание. Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.. |
II Операционно-исполнительский этап | ||||
2.1 | Этап моделирования | Учитель предлагает детям на уроке создать мини - музей родного края, создав экспозиции, работая в группах (мотивирует детей на активную работу на уроке). - Я предлагаю вам сегодня провести необычный урок, мы станем исследователями, изучающими родной край и создать наш маленький музей родного края, где будет представлено несколько экспозиций по темам, выбранным вами в дереве предположений. Работать мы будем в группах:
Учитель нацеливает детей на активную работу в группе. В ходе выполнения задания направляет и корректирует работу детей, отвечает на возникшие вопросы. | Дети планируют деятельность в группе в соответствии с темой мини - исследования, распределяют роли в группе, намечают способы выполнения учебной задачи. | Предметные: поиск необходимой информации, умение строить ответы, опираясь на текст. Коммуникативные: умения слушать, строить диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимание личной ответственности за результат |
2.2 | Этап конструирования | Организует работу учащихся в группах, обеспечивает материалом для выполнения проекта: карточкой – заданием, текстом с необходимой информацией, картами, образцами полезных ископаемых, иллюстративным материалом. Работа в группах: Группа 1. Географы. Рассмотрите карту, прочтите текст. Ответьте на вопросы в карточке –задании, выполните оформление своего стенда и приготовьте выступление. Карточка – задание. Оформите для нашего мини- музея карту нашего края. 1.Рассмотрите административную карту Владимирской области. 2.Прочтите фрагмент рассказа «Наш край -Владимирская область». 3. Вставьте пропущенные слова в предложенный текст «Владимирская область глазами географа». 4. Нанесите на контурную карту географические объекты: город Владимир, г. Гусь-Хрустальный и наш родной город Курлово. 5. Выберите из предложенного перечня герб Владимирской области, города Гусь- Хрустальный, города Курлово и приклейте их на контурную карту. 6. Подготовьте выступление о выполненном задании. Оформите стенд Группа 2. Геологи. Рассмотрите карту, прочтите текст. Ответьте на вопросы в карточке –задании , выполните оформление визитных карточек полезных ископаемых и приготовьте выступление. Карточка - задание: 1.Найдите на карте «Полезные ископаемые Владимирской области» три основных полезных ископаемых, которые добывают в нашем районе. 2.Выберите из представленных на столе образцов перечисленные полезные ископаемы 3.Подберите к нему соответствующую визитную карточку . 4.Создайте коллекцию «Дары земли». 5.Оформите экспозицию из образцов полезных ископаемых и их визитных карточек) Группа 3.Ботаники. Рассмотрите карту, прочтите текст. Ответьте на вопросы в карточке –задании, выполните оформление своего стенда и приготовьте выступление. Карточка - задание: 1.Создайте из представленных рисунков растений коллаж «Зелёный наряд Мещёры» 2. Найдите в фрагментах предложенных текстов интересные загадки и факты об этих растениях . (Ель, сосна, малина, можжевельник, ландыш, мать- и -мачеха) 3. Представьте одноклассникам свой коллаж, предложите отгадать по 1 -2 загадки о растениях, расскажите один интересный факт. Группа 4. Зоологи. Рассмотрите карту, прочтите текст. Ответьте на вопросы в карточке – опоре, выполните оформление своего стенда и приготовьте выступление. Карточка – задание. 1.Рассмотрите карту «Животный мир Владимирской области», прочтите фрагмент текста из учебного пособия «География Владимирской области» о животных нашего края. 2.Оформите киноленту «Животный мир нашего края» для музея об этих животных. 3. Представьте свою работу. Группа 5. Экологи. Рассмотрите карту, прочтите «Письмо - жалобу чёрного аиста». Ответьте на вопросы в карточке – опоре, выполните оформление своего стенда и приготовьте выступление. Карточка – задание. - Прочитайте письмо – жалобу Чёрного аиста. -На что жалуется чёрный аист? Почему его жизнь стала очень тяжёлой? - Какие экологические проблемы Гусь-Хрустального района вы можете назвать, опираясь на это письмо? -Почему необходимо сохранять леса, болота, луга? -Как человек недооценил значение болот? -Как люди борются за сохранение природных богатств? -- Подготовьте письмо-ответ аисту. Группа 6.Туристы. Рассмотрите карту, прочтите текст. Ответьте на вопросы в карточке – задании, выполните оформление своего стенда и приготовьте выступление. Карточка – задание. 1.Прочитайте текст « Жемчужная краса Владимирского края». 2.Нанесите на карту Владимирской области некоторые достопримечательности нашей земли. 3.Составьте и нанесите маркером свой туристический маршрут мест, которые вы хотели бы посетить. 4.Расскажите, чем интересен вам этот маршрут. Вопросы для обсуждения: -Какие исторические памятники есть на территории Владимирской области? -Какие достопримечательности нашей земли вы знаете? -Составьте маршрут путешествия по нашему краю, чтобы туристы всего мира могли оценить красоту и культурную ценность нашей области. | Группа 1. Географы. Работают с физической и административной картой Владимирской области, вписывают информацию в план ответа, наносят на контурную карту области заданные административные и физические объекты, приклеивают герб Владимирской области, готовят выступление по работе своей группы. Группа 2. Геологи. Рассматривают карту «Полезные ископаемые Владимирской области», читают текст с информацией о полезных ископаемых и заполняют «Визитную карточку полезного ископаемого» для трёх отобранных образцов, готовят представление своей выставки «Дары земли» одноклассникам. Группа 3. Ботаники. Отбирают из представленных иллюстраций изображения растений нашего края, выполняют коллаж «Зелёный наряд Мещёры», из предложенных текстов подбирают интересные факты о растениях, произрастающих в нашем крае, готовят представление своей работы одноклассникам. Группа 4. Зоологи. Рассматривают карту «Животный мир Владимирской области», читают фрагмент текста, составленного по материалам учебного пособия «Владимирская область» о животных нашего края, оформляют стенд в виде киноленты «Они живут рядом с нами». Группа 5. Экологи. Рассматривают карту Читают «Письмо жалобу чёрного аиста», готовят выступление – ответ чёрному аисту «Мы должны помочь природе родного края» Группа 6.Туристы. Читают текст «Жемчужная краса Владимирского края», отбирают иллюстрационный материал об исторических и культурных достопримечательностях Владимирской области, оформляют туристический маршрут, готовят представление «Туристической карты Владимирской области» перед одноклассниками. | Личностные: продолжить воспитание экологической грамотности и интереса к изучению родного края. Предметные: поиск необходимой информации, выделение существенных признаков объекта, умения логически рассуждать, делать выводы, выявлять сходства, различия. Регулятивные: продолжить формирование навыков работы с текстом, картой, коллекцией полезных ископаемых, набором иллюстраций растительного, животного мира Владимирской области, набора иллюстраций достопримечательностей края. Коммуникативные: умения слушать, строить диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
III Рефлексивно – оценочный этап | ||||
2.3 | Этап презентации | Учитель координирует выступления групп, при необходимости исправляет или дополняет ответы. поощряет старание и инициативность детей. | Дети представляют результат своего исследования. | Предметные: воспринимать информацию, делать выводы, Коммуникативные: умения договариваться о совместных действиях, принимать решения в группе. Личностные: воспитание ответственного отношения к родной природе. |
Оценивание работы в группах. (Лист оценки продвижения групп). | Учитель выясняет, как участники группы оценили свою работу, какой этап работы вызвал затруднение, что удалось сделать успешно. | Дети заполняют «Таблицу оценки продвижения группы», подводят итоги работы группы. | Личностные: оценивание достижений группы, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях Предметные: нахождение логической связи между понятиями и их содержанием. Коммуникативные: умения сотрудничать со сверстниками и учителем. | |
Первичное закрепление знаний. Акция «Подарок музею» | Учитель демонстрирует торфяной горшочек и задаёт детям проблемный вопрос: «В подарок нашему мини-музею я принесла вот такой экспонат. Кто знает, что это? Как вы думаете, почему в подарок музею я принесла этот горшочек? «(Это торфяной горшочек. Дети рассказывают, что торф – основное полезное ископаемое нашего края, так как используется как топливо, удобрение в сельском хозяйстве, сырьё для химической и строительной отрасли.) Учитель предлагает детям подарить свои экспонаты для мини – музея Владимирского края. | Дети рассуждают, какую ценность представляют предложенный учителем экспонат. Дети рассказывают о своих подарках музею, о том, какое значение имеет представленный экспонат для природы, хозяйства или культуры нашего края. 1) Камень известняк. Этот камень – прекрасный строительный материал, именно из него построено большинство храмов и исторических зданий во Владимире и Владимирском крае. 2) Сосновая и еловая шишка. - У меня в руках - одно из главных богатств – леса нашего края. В каждой такой шишке находится до ста семян хвойного дерева. Леса являются источником кислорода, являются местом обитания для птиц, животных, растений, грибов. Древесина является прекрасным строительным материалом. 3) Береста – это верхний слой коры берёзы. Издавна русские люди из бересты изготавливали детские игрушки, шкатулки, браслеты, заколки, короба, туеса для хранения круп и доже молока, ведь береста и в самый жаркий день сохраняет прохладу. Бересту подстилали под доски кровли, подоконники, перекрытия, чтобы уберечь дом от гниения. | Предметные: нахождение взаимосвязи между предметом, веществом из которого он состоит и природными богатствами края. Умение обосновать свой выбор экспоната, используя имеющиеся знания, и презентовать его одноклассникам. Личностные: воспитание ответственного отношения к родной природе, формирование чувства гордости за свой край. | |
Рефлексия. | Учитель предлагает детям провести индивидуальную оценку своей работы через характеристику своей деятельности, используя приём три момента. (Приём «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента (три действия), которые у них получились хорошо в процессе урока. | Ученики высказываются о виде работы на уроке, который им удался и вызвал интерес. | Личностные: оценивание личных достижений, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях Предметные: Нахождение логической связи между понятиями и их содержанием. Коммуникативные: умения сотрудничать со сверстниками и учителем. | |
Домашнее задание | Учитель предлагает в качестве домашнего задания составить небольшой рассказ «Я люблю родной край». | Ученики принимают задание | Коммуникативные: умение слушать. | |
Заключение. | Учитель благодарит детей за работу на уроке, в результате которой была оформлена экспозиция мини – музея «Наш край» и читает строки из стихотворения «Гимн Мещёре» Ирины Седовой. | Ученики ещё раз осматривают экспозицию, созданную своими руками, слушают стихотворение о родном крае. | Личностные: воспитание ответственного отношения к родной природе, формирование чувства гордости за свой край. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"
Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...
Разработка урока окружающего мира "Водоёмы Приморского края", 4 класс
Предлагаю разработку урока по теме "Водоёмы Приморского края"...
Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...
Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"
Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация...
Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"
Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
Презентация к уроку окружающего мира "Водоемы нашего края"
Наш город раскинулся вдоль берега Волги. О красоте этой реки сложено много стихов, песен. Кроме Волги, в нашем саратовском крае, много других водоемов. О них вы узнаете из презентации....