Окружаюший мир
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Ирина Анатольевна Сутурина

Класс

4 класс

Тема и номер урока

Изучение нового материала.  Урок №1.( в разделе « Рукотворная природа» 11 урок)

Базовый учебник

Окружающий мир А.А Вахрушев, Д.Д Данилов 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока43.05 КБ
Office presentation icon презентация 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

ФИО (полностью)

Сутурина Ирина Анатольевна

Место работы

МОУ-СОШ №6  г. Петровска-Забайкальского

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Тема и номер урока

Изучение нового материала.  Урок №1.( в разделе « Рукотворная природа» 11 урок)

Базовый учебник

Окружающий мир А.А Вахрушев, Д.Д Данилов

  1. Цель  урока:
  2. По первой линии развития (умение объяснять мир): сформировать представление о  свойствах звука и света.
  3.  По второй линии развития ( отношение к миру): сформировать понятия о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека.

9. Ожидаемые результаты:

Личностные: 

Принимать и осваивать социальную роль обрушающегося, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения учебной задачи; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины.

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать(учителя одноклассников), решая ее;Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно следственные связи делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД: Осознавать высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять  терпимость по отношению к высказываемым другим точка зрения; Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Предметные:  Знать  свойства света и звука;

Уметь  делать выводы о свойствах звука и света.

Тип урока: Урок « открытия» нового знания.

Формы работы учащихся:  коллективная, групповая, фронтальная

  1. Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, стакан с водой , карандаш, камертон, музыкальный инструмент треугольник, барабан, толковый словарь
  2. Структура и ход  урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цель, реальный результат каждого этапа. Формируемые УУД

Организационный момент

Установление психологического комфорта.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

           Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех

- Ребята,  я предлагаю наш  урок организовать в форме заседания Учёного совета.

- Как вы думаете, кто входит в «Учёный совет»  А какой работай занимаются учёные?

- Что вы ждёте от урока

С чего начнём урок?

А вы готовы?

   Сегодня мы будем работать в группах. Повторим правила при совместной работе. Чем дружнее и сплочённее ваша группа, тем лучше вы справитесь с работой.

Учёные исследователи.

Мы будем открывать что-то новое.

С повторения

Каждая группа прочитывает правила

И работу в каждой группе.( распределите обязанности)

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе на уроке

Показатели реального результата цели этапа: полная готовность класса и оборудования, быстрое переключение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД

Л : формирование личностной заинтересованности

Р: ставят цель: получение новых знаний.

Актуализация знаний и проблемная ситуация

( блицопрос)

Вспоминаем то, что знаем. И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ. ( Блиц - опрос)

Вопросы:

1Как называется движение воздуха?

2Межзвёздное пространство – это….

(-Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве?)

3Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда?

4Что предшествует грому?

 5Из чего состоят все тела?

- Какое слово у вас получилось? Это слово будет ключевым на уроке.

-А что такое волны? Где вы встречали?

А сейчас  давайте посмотрим значение слова  «волна»  в толковом словаре.

Ситуация: У наших героев Лены  и Миши состоялся диалог на берегу реки.

- О чём разговаривают ребята?

Какой возник вопрос?

- Как называется тема нашего урока?  

 - Давайте попробуем организовать свою деятельность. Какие задачи поставим на уроке

-Сформулируйте тему.

Нет. В нём нет почти никакого вещества( кроме межзвёздной пыли)

Дети работают с кроссвордом, идёт параллельно с заполнением

ВОЛНЫ.

Ответы детей ( это колебания воды, возникающие под действием например ветра)

Словарях. ( дети зачитывают)

Где ещё встречаются волны и как их почувствовать?

Чудо - волны

      1)Какие бывают волны

      2) Где встречаются волны

      3)  Как их почувствовать

ЧУДО_ ВОЛНЫ

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

К : умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, обсуждение

П. умение работать с информацией

 Р: сверяют и корректируют по эталону  

Совместное открытие знаний

Приступаем к эксперименту

Проблемная ситуация 

Закройте глаза. ( с помощью муз инстр идёт звук

- Что вы слышите? А что такое звук?

- Давайте проведём опыт.

 Слайд с камертоном. (В руках у учителя камертон для наглядного показа). Это – камертон, источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по стержню камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.

- Что мы слышим?

- Как мы его слышим?  

- Что мы видим?  

- А если зажать металлический стержень пальцами, что произойдёт? (

 - Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем.

Работа в группах:

- возьмите из конверта вопросы, которые написаны на зелёной  бумаге.

-На какой вопрос вы будете искать информацию?

1 группа.  Страница 112, 1 абзац, рис.1

Вопрос:  что такое звук, звуковые волны?

2 группа.  Страница 112, 2 абзац , рис. 2,3.

Вопрос: как распространяются  звуковые волны?

3 группа.  Страница 112, 3 абзац, рис. 4,5

Вопрос: как распространяются  звуковые волны?

4 группа Страница 113,   Рис. 6,7.

Вопрос:  Что влияет на прохождение звука?

5 группа. Страница 113, последний абзац.

Вопрос: как люди применяют звук?

При ответе начните с вопроса.

-  Очень хорошо!  Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни.  

Эта тема очень важна.

- А сейчас мы немного отдохнём.  

Звук

Затрудняются

провести опыт.

звук

Мы слышим звук при помощи уха.    Ничего

Звук перестанет распространяться)

 

Дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос

.

Оценка группы1

Цель этапа: Создать условия для формулирования детьми темы, задачи урока, цели.

К : приходят к общему мнению, выслушивают мнение другого, высказывают и объясняют свою точку зрения.

Ставят цель

Формирующие УУД:

Р:Умение осознавать и формулировать тему, цель, урока, с помощью учителя

К:Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Первичное закрепление

      Что вы узнали о звуке?

 Где встречаются  звуковые волны ? А могут ли они встречаться в космосе?

      3)  Как их почувствовать

Среда нужна звуку.

Физминутка

Зарядка для глаз.

Цель : снять статическое напряжение

- Есть ли другие колебания в природе? «Свет».  

- Что такое свет?  

Давайте обратимся к учебнику. И к другим источникам информации  как это объясняет  словарь значения слова СВЕТ.

Работа в группах:

- возьмите вопросы на  розовой бумаге.

1 и 2 группы отвечает на вопрос  «Что излучает свет ,что отражает?»

3 и 4 группы – «Как распространяется свет?

5 группы.  Найдите в словарях понятия « свет» (или в компьютере)  

 « Фары».

 - Молодцы. Хорошо.  

Ставят цель конкретного задания.

Планируют деятельность.

Дети высказывают своё мнение

работа со словарём

К : высказывать своё мнение, корректировать свою деятельность.

5,1 и 2 группы отвечает (Объясняют)

 Давайте с вами проведём опыт.  

- Что вы видите у себя на столе?  

- Поставьте в него карандаш.

- Что видите?  

- Правильно.

4и 5 группы объясняют

  Слайд с призмой.  

-  Что произошло с белым солнечным лучом?

- Какое явление в природе вам  это напоминает?

- Когда мы наблюдаем радугу?

- Это разложение  света. В результате образуется яркая цветная дуга.

 Кто объяснит это явление ?

Как вы работали в группах?

 самооценивания. 

Дети проводят  опыт

стакан с водой

карандаш кажется сломанным.  

Вывод:

Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка  изменяют своё направление, преломляются.

Опыт с призмой

 Вывод:

он преломился и стал разноцветным

радугу.    

после дождя  

Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами.  

Оценивания работы в группах.

планирование деятельности

Умение сравнивать и корректировать деятельность в соответствии с эталоном.

Самостоятельное применение знаний и использование полученных знаний

Сравним звуковые и световые волны.

свет

звук

видим  

слышим

не нуждается в среде                            

нуждается в среде

                   

- Молодцы.  

- Выполните задание 1

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось ли тебе выполнить эту работу?

- Ты выполнил все правильно, или были недочеты?

-Ты составил все сам или с чье-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.

Дети выполняют

Сверяют с эталоном. ( программый уровень)

Максимальный уровень ( 5 превосходно)                                                                                                                  

Р : постановка учебной цели

Планирование деятельности

Умение сверять и корректировать деятельность с эталоном.

Р : постановка учебной цели

Планирование деятельности

Умение сверять и корректировать деятельность с эталоном.

Итог урока

Рефлексия.

  Как называлась наша тема?  (Чудо-волны)

Какие задачи мы себе поставили .

-Что нового вы узнали на уроке?

- Почему тема названа Чудо- волны?

- Молодцы. Хорошо.

ОЦЕНКА работы группы

Ваши самооценки и самостоятельные работы вы мне сдадите и я посмотрю и следующий урок мы начнём с ваших результатов

Заносится в журнал и дневник.

-Оцените каждый свою работу: если вы считаете , что вам на уроке было легко выполнять все задания –прикрепите около своей фамилии весёлый смайлик,если во время урока вы справлялись с заданиями, но допускали неточности-прикрепите к нейтральному  смайлику точно такой  же, а если вам сложно было выполнять задания на уроке- прикрепите смайлик к грустному смайлику.

Предполагаемые ответы детей:  потому что мы слышим  звуки, видим цвета …)

Человек изучив волны и создал различные приборы.

Отвечая   на вопросы,  анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания  и  незнание…

Высказывают свое мнение

Дети отмечают каждый пункт

+ или –

Ставят отметку.

Цель этапа: умение анализировать результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть)

Показатели реального результата цели этапа:

Дети делают вывод о работе с помощью диалога с учителем.

Формируемые УУД:

Р: Развитие умения анализировать учебную цель

Л: Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность

К: Воспитание чувства классной общности как целого

Домашнее задание

По желанию подготовить сообщение о волнах.

Теперь мы разомнемся.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись.

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

 

девизом нашего урока.

   Вместе не трудно,

    Вместе не тесно,

    Вместе легко

    И всегда интересно.

Таблица 2.

Приложение к плану-конспекту урока по теме: «Многозначные слова»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Амфора чернофигурная

(N 212490)

Иллюстрация

Демонстрация иллюстрации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2de54b94-a7f4-4428-9681-898150448cd4/Amfora_Gerakl_s_nemeiskim_lvom.jpg 

2.

Интерактивный рисунок (многозначное слово). Вариант 2 (N 110460) Шляпка (головной убор) и шляпка (гриба)

[Карточка ресурса]

Интерактивное задание

Демонстрация интерактивного рисунка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/547e7052-39a8-4d54-b45b-d26fcad57b42/%5BRUS5_057%5D_%5BIM_009A%5D.swf

3.

Интерактивный рисунок (многозначное слово). Вариант 3 (N 110383)

Класс (группа детей) и класс (помещение) [Карточка ресурса]

Интерактивное задание

Демонстрация интерактивного рисунка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65ab7eea-8b23-495b-98a8-d8be410c608f/%5BRUS5_057%5D_%5BIM_009B%5D.swf

4.

Слайд «Лиса» (N181389)

Фотография

Демонстрация фотографии

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/548ababd-a40d-4a17-adf7-5f8e175913cf/lisa.jpg

5.

Словарь Ожегова

Статья  -толкование слов

Чтение статьи    (лук1)

http://www.ozhegov.org/words/14880.shtml

6.

Словарь Ожегова

Статья - толкование слов

Чтение статьи  (лук2)

http://www.ozhegov.org/words/14881.shtml 

7.

Индивидуальный контрольный тест на проверку всех изученных проверяемых орфограмм - 529 (N 107507)

Интерактивное задание

Тренинг

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84fb54e4-7661-11da-8cd6-0800200c9a66/object_155_5.swf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Где ещё встречаются волны?

Слайд 3

ВОЛНА, -ы, мн. волны, волн, волнам и волнам, ж. 1. Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. Шум волн. Гребень волны. Цвет морской волны (зеленовато-голубой). 2. Колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения. Звуковая в. Передача на короткой волн... В словаре Ожегова слово «волна » толкуется так:

Слайд 4

Какой возникает вопрос? Где ещё встречаются волны и как их почувствовать? Тема урока О чём разговаривают ребята? Что вы слышали о волнах? Миш, смотри: камешек такой маленький, а волны- по всему озеру! Волны так всегда ведут себя. И ВСЮДУ нас окружают.

Слайд 5

Чудо - волны Тема урока:

Слайд 6

Камертон - представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Камертон – изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

свет Глаз - орган зрения, который позволяет нам видеть мир. Что такое свет?

Слайд 11

Свет тоже представляет собой колебания, но не частиц окружающей среды, а специальных частиц, несущих свет – фотонов. Поэтому свет проходит через пустоту, причем именно в пустоте он достигает самой большой скорости 300 000 км/ч.

Слайд 12

Направление света

Слайд 14

Преломление света

Слайд 15

Когда мы наблюдаем радугу? Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах. В результате образуется яркая цветная дуга.

Слайд 16

Чем выше точка зрения, тем радуга полнее — с горы или самолёта можно увидеть и целую окружность . радуга с самолета

Слайд 17

ПРОВЕРЬ Свет Видим не нуждается в среде Звук слышим нуждается в среде

Слайд 18

Оцени свою работу КРИТЕРИИ САМООЦЕНКА Задания выполнил(а) правильно и полностью самостоятельно Частично успешно ( с незначительной ошибкой или с посторонней помощью) Не справился

Слайд 19

всё понял на уроке. частично понял. не понял. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружаюшего мира. Тема "Осторожно,-животные!

Урок окружающего мира  с применением мультимедийных средств в 3 классе. УМК "Школа 2100"...

Урок окружаюшего мира 1 класс Тема: К нам пришла весна

   Урок по программе «Начальная школа XIIвека».  На уроке закрепляются и расширяются знания и представления детей о весенних явлениях, об изменениях в природе.   Весна...

урок окружаюший мир

Наше питание....

Программа по окружаюшему миру для 4 класса

Программа предназначена для УМК "Гармония"...

Урок по окружаюшему миру 2 класс "Круговорот воды в природе"

Без чего немыслима жизнь живых организмов на нашей планете?                                Три состояния воды. Процессы ...

Олимпиада по окружаюшему миру 2 класс

Олимпиады проводятся не только для воспитания интереса к предмету, но и для качественного отбора наиболее способных учеников в разные школы. В таком случае цель — проверить математические способности ...