Программа по окружаюшему миру для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Коновалова Лариса Ивановна

Программа предназначена для УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okr_mir_4_kl.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

            Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир 1-4 классы» Поглазовой О.Т. (Смоленск, Ассоциация 21 века, 2012г./ ОС «Гармония»).

            В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).

           Цель курса – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно- этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.    

          Основными задачами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

  • продолжение разностороннего развития  личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание)  развитие интегративного,  экологического,   вариативного мышления;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

2. Общая характеристика учебного предмета (курса).

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. В процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания).

При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край».

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по

общению. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире. Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Формированию универсальных учебных умений способствует и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и приро-

ды, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

3. Описание места учебного предмета (курса)

в учебном плане.

           В учебном плане для изучения предмета в 4 классе выделено 68 часов, из расчёта (34 учебные недели, 2 часа в неделю); содержание реализовано в учебнике «Окружающий мир» Поглазова О.Т..    

4. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета (курса).

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
  • Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
  • Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
  • Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
  • В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
  • Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения дру-гих, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
  • Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
  • Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
  • Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
  • Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
  • Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».

5.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса).

Предметные

Ученик научится:

Раздел «Человек и природа»

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Раздел «Человек и общество»

  • воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
  • показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
  • описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
  • рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
  • объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Раздел  «Правила безопасной жизни»

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

Ученик получит возможность научиться:

Раздел «Человек и природа»

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  • готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  • пользоваться масштабом при чтении карт;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

Раздел «Человек и общество»

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • составлять родословную своей семьи;
  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
  • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
  • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

Раздел  «Правила безопасной жизни»

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

6. Содержание учебного предмета (курса).

Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.

Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

        Движения Земли, Луны и счёт времени.  Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени.

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.

Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч.

       Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира.

      Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

      Изображение Земли. Глобус -  модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. 

     Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.

Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.

Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.

Природные богатства России – 8 ч.

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве.

 Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.

Природные зоны и природные сообщества – 11 ч.

        Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особен-ности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.

        Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ.

Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников

с целью сохранения природных сообществ.

         Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения

Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч.

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

       Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. 

      Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.

    Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

      Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимо-

сти, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

      Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза.

Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин.

Начало Новой России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств.

Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера).

Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.

Материки, океаны, страны и народы Земли - 12 ч.

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов

в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема

сохранения природных богатств Земли. Международная Красная

книга.

       Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

8. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

1. Учебно-методический комплекс.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

  • Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В двух частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2013 и послед.
  • Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Тетради №1 и № 2 – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2013 и послед.

Пособия для учителя

Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2013 и послед. Электронная версия на сайте издательства

2. Печатные пособия.

           Дополнительная литература

  1. Энциклопедия «Древо познания», М., 2002
  2. Энциклопедия «Я познаю мир», М, 2003
  3. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
    Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
    Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
    Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2006
    Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2006
    Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
  4.       Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.
          Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2004
          Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. М., Просвещение, 1985г

4. Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса).

Электронные презентации по темам «Живая и неживая природа», «Как человек познает мир», «Режим дня школьника», «Грибы съедобные и несъедобные», «Многообразие растений», «Культурные растения», «Домашние и дикие животные», «Рыбы», «Птицы», «Насекомые», «Как укрепить здоровье», «Наш город», «Букварь безопасности», «Изделия народных мастеров», «Здоровое питание».

5. Демонстрационные пособия.

Лаборатория в чемодане для начальной школы «Наблюдение за погодой».

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Модель «Торс человека», «Скелет человека».

Модель «Части растений».

Комнатные растения с табличками-определителями.

7. Игры и игрушки.

«Волшебный поясок»

Тематическое лото

8. Оборудование класса.

  • Ученические столы регулируемые по высоте 2 местные с комплектом стульев 15 шт.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружаюшего мира 1 класс Тема: К нам пришла весна

   Урок по программе «Начальная школа XIIвека».  На уроке закрепляются и расширяются знания и представления детей о весенних явлениях, об изменениях в природе.   Весна...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Урок по окружаюшему миру 2 класс "Круговорот воды в природе"

Без чего немыслима жизнь живых организмов на нашей планете?                                Три состояния воды. Процессы ...

Олимпиада по окружаюшему миру 2 класс

Олимпиады проводятся не только для воспитания интереса к предмету, но и для качественного отбора наиболее способных учеников в разные школы. В таком случае цель — проверить математические способности ...

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой. По учебнику А. А. Плешакова 2 кл...

Рабочая программа предмета "Окружаюший мир", ! -4 класс, "Школа России"

Рабочая программа содержит планируемые предметные результаты, содержание учебного предмета и тематическое планирование....