Главные вкладки
Конспект урока с технологической картой
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока с технологической картой по окружающему миру в 4 классе на тему "Природные зоны России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны России
Класс: 4
Цель урока (содержательная и деятельностная): формирование представления у обучающихся о природных зонах России и отработка учебного действия по нахождению на карте природных зон России.
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания о разнообразии природы России;
- познакомить с природными зонами России;
- выявить причины происхождения смены природных зон России;
- научиться отличать природные зоны России по цветам на карте.
Развивающие: способствовать:
- развитию мыслительных операций (анализ учебной литературы о природных зонах России; выявление причинно-следственных связей между природными зонами России и их цветами на карте);
- развитию речи в области естествознания (оперирование названиями природных зон России; оперирование термином высотная поясность);
- развитию психических процессов (воображения, внимания, памяти).
Воспитательные: содействовать:
- формированию бережного отношения к природе;
- положительному отношению к рассматриваемому содержанию о природных зонах России, к знаниям, к самому процессу обучения естествознанию;
- воспитанию личностных качеств (уважительного отношения к сверстникам, учителю), оценки, самооценки;
- приобретения опыта адекватного взаимодействия с окружающими.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные |
1. Формирование представлений о природных зонах России; 2. Знание причины происхождения смены природных зон России; 3.Умение отличать природные зоны России по цветам на карте; | П:
| 1. Расширение словарного запаса детей в области естествознания, оперирование названиями природных зон России; оперирование термином высотная поясность. 2. Проявление интереса к изучению природных зон России; 3.Сформированность бережного отношения к природе. |
Р:
| ||
К: 1. умение продуктивно сотрудничать с учителем и сверстниками, 2. умение точно строить ответы на вопросы по теме «Природные зоны России»; 3. сформированность уважительного отношения к мнению других. |
Тип урока: открытия нового знания:
Характеристика этапов урока:
Этапы урока | Ме то ды и прие мы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Форма организации УД (Ф-фронталь ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактичес кие средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля и взаимоконт роля |
Организационный момент | Словесный, Рифмованное начало | Приветствует обучающихся! Напоминает о правилах поведения на уроке. | Приветствуют учителя, повторяют правила поведения на уроке. | Ф | Фронтальный устный | |
Мотивация к учебной деятельности | Словесный, афоризм | Готовит к учебной деятельности Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»: Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - В чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? (Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.) Учитель говорит о том, что на уроке они все вместе дружно и организованно будут открывать новые знания. И для того, чтобы урок получился продуктивным и успешным, необходимы определённые качества. На доске из предложенных слов необходимо выбрать нужные качества для работы на уроке: (усидчивость, любознательность, терпение, стремление, взаимопомощь) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации | Фронтальный устный |
Актуализация и пробное действие | Словесный | Проверяет домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту». Несколько учеников читают у доски свои сочинения. | Отвечают домашнее задание | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации | Фронтальный устный |
Выявление места и причин затруднения | Словесный, подводящий диалог, систематизация, Проблемный вопрос | Формулирует вместе с детьми тему урока. Учитель говорит о том, что если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные картины. На одних мы увидели бы суровую Арктику, на других -пышные джунгли, на третьих – пустыни, томящиеся от зноя. Учитель задаёт вопрос: Кто из художников прав? Учитель предлагает представить детям такую картину: Они совершают путешествие на самолете, пролетая над Землей с севера на юг. Внизу, сменяя друг друга, проплывают равнины, холмы, горы, леса, реки, моря… Меняется не только земная поверхность, меняется климат, меняется живая природа нашей планеты. Учитель задаёт вопрос: Почему наша Земля такая разная? Учитель говорит о том, что Одна из причин тому – шарообразность нашей планеты. Земля нагревается в разных местах по-разному. Учитель задаёт вопрос: От чего зависит различие живой природы? Учитель говорит о том, что в результате этого на Земле сложились разные природные зоны. Учитель спрашивает, как они думают, какова тема урока? Учитель говорит о том, что сегодня они познакомятся с теми природными зонами, которые есть на территории нашей страны. Учитель предлагает детям посмотреть на карту природных зон России на странице учебника 72-73. Учитель задаёт вопрос: Почему на карте природные зоны закрашены особым цветом? Учитель говорит о том, что в течении урока они ответят на этот вопрос. | Отвечают на вопросы. Формулируют вместе с учителем тему урока | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации | Фронтальный устный |
Построение проекта и решение проблемы | Словесный, слова-помощники, практический | Формулирует цель совместно с детьми Необходимо определить цели урока с помощью слов-помощников.
Формулирует вместе с детьми задачи урока. Для того чтобы достичь цель, необходимо составить план работы. Для этого необходимо восстановить правильную последовательность действий.
Учитель предлагает подумать ученикам, что же такое природная зона? Природная зона (географическая) — относительно крупная часть “географического пояса”, характеризующаяся господством какого-либо одного зонального типа ландшафта. (Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.) | Формулируют цель совместно с учителем Формулируют вместе с учителем задачи урока Дети выстраивают определение «Природная зона» | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации | Фронтальный устный |
Реализация сформированной модели | Словесный (рассказ), практический, упражнение | Предлагает выполнит задание в тетради с.38 №5. Учитель обращает внимание на то, что в конце в листе самооценки по этому заданию ученики оценят себя: ответили ли они на все свои вопросы или были затруднения. Учитель говорит ученикам, что на территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. Мы проследим, как будет меняться картина природы, и подумаем, почему это происходит. Учитель задаёт вопрос: Что вы уже знаете о многообразии природы нашей страны? Учитель предлагает ученикам открыть карту на странице 72-73. Рассмотреть её. Учитель задаёт вопрос: Что обозначают разные цвета на карте? Учитель предлагает ученикам перечислить на какие природные зоны поделена Россия. Первая задача урока выполнена. Учитель раздаёт листы самооценки, в которых ученики на протяжении всего урока будут оценивать свою деятельность Учитель предлагает детям отправиться в путешествие по природным зонам России начиная с севера на юг. В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон: арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. Причём это только основные зоны. Природа меняется постепенно. Поэтому между основными природными зонами есть промежуточные: между тундрой и лесами — лесотундра; между лесами и степями — лесостепь; между степями и пустынями — полупустыни. Учитель спрашивает у детей: Какая зона на карте самая северная и с какой мы начнём путешествие? Прибыли на станцию Арктические пустыни Арктические пустыни Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Арктические пустыни обозначены на карте голубым цветом? Учитель спрашивает: В какую зону они отправятся дальше? Прибыли на станцию Тундра Тундра Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Тундра обозначена на карте фиолетовым цветом? Учитель спрашивает, куда они отправляются дальше. Прибыли на станцию Лесотундра Лесотундра Она находится на участках земли, которые чередуются лесом и тундрой, а также болотистыми местностями и озерами. Лесотундра относится к наиболее южному виду тундры, из-за этого её часто называют «южной». Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Лесотундра обозначена на карте светло-коричневым цветом? Учитель спрашивает, куда они отправляются дальше. Прибыли на станцию Тайга, Смешанные и широколиственные леса Тайга В основном местность практически нетронута человеком. Таежная зима холодная, средняя температура составляет -29° С. В тайге основные деревья – хвойные. Смешанные и широколиственные леса Богат и разнообразен животный мир. В смешанных лесах растут хвойные и мелколиственные деревья, в широколиственных растут деревья с крупной листовой пластинкой. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Тайга, Смешанные и Широколиственные леса обозначены на карте зелёным цветом? Учитель спрашивает, куда они отправляются дальше. Прибыли на станцию Лесостепи и Степи Лесостепи Это переходная зона, в которой небольшие лесные участки перемежаются открытыми степными участками. Степи Эта природная зона представляет собой открытые участки с травянистой растительностью. Климатические условия благоприятные, сказывается недостаточное увлажнение. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Лесостепи и Степи обозначены на карте жёлтым цветом? Учитель спрашивает, куда они отправляются дальше. Прибыли на станцию Полупустынь и Пустынь Полупустыни и пустыни Это открытые пространства со скудной травянистой растительностью. Лето жаркое: земля нагревается до +70. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Полупустыни и пустыни обозначены на карте ярко-жёлтым цветом? Учитель спрашивает, куда они отправляются дальше. Прибыли на станцию Субтропические леса Субтропические леса Она расположена неширокой полосой по Черноморскому побережью Кавказа. Есть сухие и влажные субтропики. Растут широколиственные деревья, вечнозелёные кустарники. Учитель задаёт вопрос: Почему же тогда Субтропические леса обозначены на карте тёмно-зелёным цветом? Путешествие заканчивается, дети делятся своими впечатлениями. Учитель обращает внимание на то, что на карте есть такое место, в котором мы не побывали. Учитель спрашивает у детей: А что же изображено розовым цветом? Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса — высокогорными лугами, а ещё выше расположен пояс льдов и снегов. Выполнения задания в карточках в парах. (Написать каким цветом обозначена определённая природная зона) Напоминает правила работы в парах Вторая задача выполнена. Физкультминутка Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо, и налево К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. Выполняется третья задача урока: Почему же происходит смена природных зон? Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли. Рассмотрите схему. На ней видно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы. Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников. - Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли? Выполнена 3 задача | Ученики рассматривают карту. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос По очереди читают сноску с природными зонами Проверяют выполнена ли первая поставленная задача. Ученики оценивают свою деятельность на этом этапе. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Делятся впечатлениями Выполняют задание Дети проверяют выполнена ли вторая задача. Оцениваю свою деятельность на этом этапе. Выполняют физкультминутку Ученики проверяют выполнена ли 3 задача Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф, П | Интерактивная доска, слайды презентации, фильм, раздаточный материал | Фронтальный устный, фронтальный письменный |
Первичное закрепление с проговариванием вслух | Словесный, практический, упражнение | Учитель объясняет, как выполнять задание в раб. Тетради № 2 с.36-37 После выполнения происходит проверка, некоторые ученики демонстрируют выполнение задания, остальные проверяют | Выполняют задание Проверяют Оценивают своё понимание | И | Интерактивная доска, слайды презентации, рабочая тетрадь | Фронтальный устный |
Самостоятельная работа с самоконтролем | Практический, упражнение | Проверяет результативность освоения темы урока. Просит выполнить самостоятельно упражнение. Самостоятельное выполнение задания №3 (с.38) в рабочей тетради. Проверяют, обмениваясь тетрадями | Выполняют задание Проверяют Оценивают своё понимание | И | Интерактивная доска, слайды презентации, рабочая тетрадь | Взаимоконтроль |
Включение в систему знаний и повторений | Словесный | Проверяет результативность темы урока. Контролирует выполнение задания и проводит проверку совместно с детьми. Задание на угадывание природной зоны по описанию. Учитель описывает природную зону, а ученики отгадывают. 1.Она расположена неширокой полосой по Черноморскому побережью Кавказа. Есть сухие и влажные субтропики. Растут широколиственные деревья, вечнозелёные кустарники. (Субтропические леса) 2. Эта природная зона представляет собой открытые участки с травянистой растительностью. Климатические условия благоприятные, сказывается недостаточное увлажнение. (Степи) 3. В основном местность практически нетронута человеком. Зима холодная, средняя температура составляет -29° С. Основные деревья – хвойные. (Тайга) 4. Она находится на участках земли, которые чередуются лесом и тундрой, а также болотистыми местностями и озерами. Относится к наиболее южному виду тундры, из-за этого её часто называют «южной». (Лесотундра) 5. Это открытые пространства со скудной травянистой растительностью. Лето жаркое: земля нагревается до +70. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня) Соотнесите слова с нужные колонки После выполнения работы проверка с эталоном на доске | Угадывают природную зону | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации, | Фронтальный устный |
Рефлексия учебной деятельности | Словесный | Контролирует выполнение целей Возвращаются к цели Подводит итоги урока. Учитель говорит о том, что сегодня ученики узнали больше о разнообразии нашей страны. Учитель задаёт вопросы: Почему определёнными цветами обозначены природные зоны? С какими природными зонами России мы сегодня познакомились? Кто сможет перечислить природные зоны по расположению с севера на юг? (отвечают несколько учеников) Что такое высотная поясность? Почему происходит смена природных зон? Учитель проверяет листы самооценки, спрашивает о продуктивности на уроке. Прощается в учениками. | Проверяют достигнута ли цель Отвечают на вопросы Оценивают свою работу в целом в листе самооценки | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации | Фронтальный устный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"
Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....
Конспект урока с технологической картой по теме: "Нахождение неизвестного слагаемого.Уравнение"
Учащиеся самостоятельно выбирали уровень сложности контрольного задания, осуществляли выбор оснований и критериев для сравнения. Планировали деятельность, проводили самоопределение с целью...
Конспект урока с технологической картой по окружающему миру
Окружающий мир, 1 класс, "Что у нас под ногами?"...
конспект урока с технологической картой
Урок русского языка по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов"...
Конспект урока с технологической картой по английскому языку по теме "Время" 4 класс
Технологическая карта урока с презентацией и раздаточным материалом...
Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются образ...