Урок
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Кейс-урок окружающий мир 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_okruzh._mir_4_klass_zona_pustyn.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
Класс: 4
Программа: Школа России
Авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова
Тема урока: Зона пустынь
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
- иметь представление о местоположении пустынь и полупустынь на территории России;
- находить и показывать их на карте природных зон России;
- знать представителей флоры и фауны;
- иметь представления об экологических проблемах пустынь и полупустынь.
Метапредметные результаты:
- формулировать тему урока;
- осуществлять поиск, сотрудничать с товарищами , устанавливать очередность действий, договариваться, распределять роли;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- оценивать собственную успешность в выполнении заданий;
- работать с разными источниками информации.
Личностные результаты:
- понимать необходимость охраны пустынь.
Ход урока:
- Оргмомент.
Куда ни кинешь взгляд – песок, и прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень, ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт, пустыня мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот, что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут, другой погоды и не ждут.
Сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России.
Нас ждет горячая пустыня.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше, за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая она, пустыня.
Что бы вы хотели узнать об этой природной зоне?
Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: Географы. Участники расскажут нам о том, где расположена данная природная зона, каковы климатические условия.
2 группа: Ботаники. Эта группа поможет разобраться, какие растения можно встретить в этой зоне.
3 группа: Зоологи нам поведают о животных, которые обитают в зоне пустынь.
4 группа: Экологи расскажут нам о том, какие экологические проблемы угрожают данной природной зоне
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
- Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 79 – 80 (географическая карта)
Источник №2: Пустыни распространены в районах с крайне засушливым, резко континентальным климатом. Количество осадков в 3-4 раза меньше, чем испарение. Дожди выпадают раз в месяц или всего один раз за несколько лет, в виде сильных ливней. Небольшие дожди попросту не доходят до поверхности земли, испаряясь под действием высокой температуры. Большее количество пустынь получает основные осадки весной и зимой, и только в некоторых пустынях максимальное количество осадков выпадает летом в виде ливней
Температура воздуха в этой природной зоне может сильно колебаться - днем поднимается до +50°С, а ночью снижается до О °С.
Одной из важнейших особенностей есть сухость воздуха - днем влажность - 5-20 %, а ночью в пределах 20-60 %.
В России полупустыни и пустыни находятся в Прикаспии и Восточном Предкавказье.
http://biofile.ru/bio/16789.html
Источник №3:
Большое значение в пустынях играют ветры. Каждый из них имеет свое названия, но все они - жаркие, сухие, несущие пыль и песок.
Особенно опасна во время урагана песчаная пустыня: песок превращается в черные тучи и затмевает солнце, ветер переносит песок на большие расстояния, разрушая на своем пути абсолютно все.
Еще одной особенностью пустынь являются миражи, созданные солнечными лучами, которые преломляясь, создают очень удивительные картины на горизонте.
Кейс №2.
Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 121 - 123
Источник №2.
Растительность в пустыне довольно разнообразна и представляет собой поверхностные небольшие растения с мощной корневой системой. В пустыне могут жить только устойчивые к недостатку влаги растения. Хорошо приспособились к засухе кустарники и деревья. Обычно они невысокие, но даже старое двухметровое дерево среди песков кажется огромным, настоящим гигантом. Стволы деревьев либо сильно изогнуты (как у саксаула) или идеально гибкие и прямые (как у песчаной акации). Зато какие могучие и длинные у них корни! Покрытые толстой корой, прочные, они могут проникать в землю на глубину до 15 метров, а верблюжья колючка может достаться до влаги на 30-метровую глубину! Теперь понятно, почему даже в сильную жару, когда все живое страдает от засухи, они красуются ярким зеленым листом, как будто палящее солнце их и не трогает.
Травы в пустыне не имеют особого значения, кроме, конечно, растений-эфемеров, которые живут, когда в пустыне достаточно влаги. Большая часть эфемеров — это небольшие растения, их стебель достигает всего 8-10 см. Весной эфемеры образуют красочный ковер. Основу этого покрытия составляет песчаная осока (илака) - многолетник с длинными корневищами, которые проникают в почву на глубины 50—70 см. Корни песчаной осоки вместе с другими эфемерами тесно переплетаются между собой и делают песок неподвижным.
Источник №3. (иллюстрации)
Какие растения растут в пустынях и полупустынях:
Полынь
Мятлик луковичный
Верблюжья колючка
Солянка
Хвойник двухколосковый
Кейс №3.
Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. Стр. 121 - 123
Источник №2:
ЗАГАДКИ
Всю жизнь ношу я 2 горба, имею 2 желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в нем на 7 суток! (Верблюд)
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Незачем спешить.
Двести лет, и даже триста,
Я могу прожить. (Черепаха)
У меня сухая шкурка,
Греет жаркий лучик.
Я в песках шныряю юрко
Около колючек.
Извиваюсь, но не змейка.
Отгадать меня сумей-ка. (Ящерка)
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком. (Варан)
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит. (Змея)
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-v-pustyne.html
Источник №3:
Обитатели пустынь спасаются от палящих лучей солнца разными путями. Многие из них — тушканчики, гекконы, песчаные удавчики, жуки-чернотелки — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках.
Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась. А когда солнце поднимается выше и лучи его превращают поверхность земли в пышущую жаром сковородку, они ищут себе тенистые прохладные убежища. Дневные ящерицы — ящурки, агамы, круглоголовки — забираются в норы грызунов, закапываются в песок или же забираются на ветки кустарников, где температура заметно ниже, чем в раскаленном приземном слое воздуха.
Млекопитающие также скрываются в норах или прячутся в тени кустов и камней. Мелкие птицы — пустынные воробьи, буланые вьюрки — предпочитают строить гнезда в тени, чтобы уберечь себя и потомство от перегрева. Поэтому они охотно поселяются под громадным гнездом пустынного ворона или беркута. Под ним, как под зонтиком, размещаются 3—5 гнезд мелких воробьиных птиц.
Источник №4:
По-разному приспособились обитатели пустыни добывать нужную для организма воду. За десятки километров летают на водопой пустынные птицы — рябки и голуби. Жителям пустынь, не обладающим такой подвижностью, приходится изыскивать воду окольными путями. Так, растительноядные животные — жуки-чернотелки, грызуны (песчанки и суслики), антилопы — добывают воду из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек, корневищ и луковиц. У пустынных животных есть ряд физиологических приспособлений к экономному расходованию воды.
Источник №5:
Для того чтобы быстро двигаться по сыпучему песку, у животных песчаных пустынь есть различные приспособления. На лапках многих ящериц и насекомых чешуйки или щетинки образуют специальные щеточки. Эти щеточки создают хорошую опору при беге по поверхности песка.
Источник №6:
В пустынях водится немало змей, среди них есть и ядовитые. В первую половину ночи нередко попадается в пустыне песчаный удавчик. Эта змея хорошо приспособлена к жизни в толще песка: голова у песчаного удавчика лопатообразно заострена — так легче пробиваться сквозь почву, а глаза вынесены на верх головы, чтобы, чуть высунув голову из песка, змея могла осматривать окрестности.
В норах песчанок проводят день, прячась от жары, различные москиты и комары. С наступлением темноты они вылетают из нор, и самки ищут жертв среди теплокровных животных, в основном грызунов. Паукообразных в пустынях немного, но они очень характерны для этих мест.
Крупных млекопитающих редко удается видеть в пустыне, однако то здесь, то там видны их следы. Чаще других встречаются следы пустынных зайцев, очень редко — следы пустынной рыси каракала. В пустыне живут некоторые антилопы.
http://www.zoodrug.ru/topic1867.html
Кейс №4:
Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. Стр. 121 - 123
Источник №2:
Развитие технического прогресса и не безграничность запасов природных ресурсов, привели к тому, что человек добрался и до пустынь. Научные исследования показали, что во многих полупустынях и пустынях существуют немалые запасы природных ресурсов, таких, как нефть, газ, драгоценные металлы. Потребность в них постоянно увеличивается. По этому, оснащаясь тяжелой техникой, промышленными инструментами, мы идем разрушать экологию, ранее чудом не тронутых территорий.
Строительство дорог, прокладка магистралей, добыча и транспортировка нефти и прочего природного сырья, все это создает проблемы экологии в пустыне и полупустыне. Особенно опасна для экологии нефть. Известно много аварий на нефтепроводах, в хранилищах и при транспортировке, последствием которых был нанесен ущерб экологии пустынь.
http://ecologyproblems.ru/106-ekologicheskie-problemy-pustyn-i-polupustyn
Источник №3:
Основными экологическими проблемами этого региона являются:
-браконьерство;
-строительство каналов для орошения привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли;
-растения закрепляются в почве и останавливают пески, но вырубка саксаула (хорошее топливо) приводит к разрушению растительного покрова.
Территория пустыни с незапамятных времен используется человеком для скотоводства и орошаемого земледелия. Человек давно научился жить среди песков. Более того, он заставил пустыню служить своим нуждам. Ее животных он сделал предметом охоты, травы и кустарники - кормом для скота, деревья - топливом. Он сумел использовать все дары этой скудной природы.
Хозяйственная деятельность населения этой зоны оказывает огромное влияние на условия обитания, распространение и численность почти всех животных - обитателей пустынь. Все крупные млекопитающие оттеснены на небольшие охраняемые или непригодные в настоящее время к хозяйственному использованию территории. Численность их сокращена. Исчезают и пресмыкающиеся. Причиной этого явилось уничтожение естественных мест обитания животных.
Еще одна беда пустыни - засоление почв. Неумеренное орошение приводит к тому, что в почвах накапливается много соли. Земледелие в таких районах становится невозможным. В связи с интенсивным развитием орошаемого земледелия некоторые животные - типичные обитатели зоны пустынь - превратились в сельскохозяйственных вредителей. Многие пустынные грызуны, особенно песчанки, являются потенциальным источником опасных заболеваний, в том числе и чумы.
http://методкабинет.рф/index.php/publications/vneklassnayarabota/1683-petrukovich-petro
- Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физминутка.
- Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли путешественников, которые прибыли в зону пустынь. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.
- Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
Диктант.
Задание: Найти ошибки. Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали от жары. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили свою жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшего у самой воды. Стали думать, что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
Рефлексия.
У вас на столах лежат капельки. Прошу выбрать одну из них и показать мне.
Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; зеленую, если урок понравился, но кое-что было непонятно; желтую, если урок не понравился, вы ничего не поняли.
Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...