Тема урока: «Огород. Овощи в питании человека».
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Келлер Юлия Леонидовна

Этот конспект урока можно использовать как на уроке Мир природы и человека, так и на уроке Речевой практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Огород. Овощи в питании человека».

Цель:  Уточнение и расширение представлений детей об овощах.

Задачи:

1. Образовательные: Формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.

2. Коррекционно – развивающие: Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; развитие связной устной речи;

3. Воспитательные: Воспитание мотивации к учению.

4. Здоровье сберегающие: Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Артикуляционная  гимнастика:

а) упражнение «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают рот)

б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)

в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)

г) « Я лошадка – серый бок (цокают 4 раза)

    я копытцем постучу (цокают 4 раза)

    если хочешь - прокачу (цокают 4 раза)

Загадки:

1.И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ...

Ответ: (Картошка)

2.Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Ответ: (Помидоры)

3.В огороде перед нами

Куст усыпан колпачками,

Каждый пламя прячет,

А кто съест – заплачет.

Ответ: (Перец)

4.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: (Огурцы)

5.Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

Ответ: (Лук)

6.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

Ответ: (Морковь)

7.Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

Ответ: (Свекла)

2. Сообщение темы урока: 

Тема нашего урока - «Овощи». 

- Ребята, а где растут овощи? 

- В огороде на грядке. 

- Ребята, как одним словом назвать картошку, помидор, лук, перец, морковь, свеклу? Что это? (овощи).

- Ребята, где растут овощи?  (на грядке).

- Из чего растут овощи?  (из земли).

- Какие овощи созревают в земле, а какие на кустиках? (картошка, морковь, лук,свекла - в земле), (огурцы, помидоры, перец - на кустиках).

- Как называется грядка где растут овощи? (овощная грядка).

- Ребята, какие овощи растут на грядках?

- Чем отличаются овощи друг от друга? (форма, цвет, размер).

- Какую форму имеют овощи?  (круг, овал).

- Ребята, какого цвета овощи? (красные, желтые, зеленые, оранжевые и др.)

- Как овощи отличаются размером? (большие, маленькие).

- Давайте составим предложение о том, где растут овощи.  (На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке). 

растут Овощи в на огороде грядке. (Овощи растут в огороде на грядке). 
- А когда поспевают овощи?
 
- Когда собирают урожай овощей?
 
- Давайте составим еще одно предложение.
 

летом Урожай и овощей осенью. собирают  (Урожай овощей собирают летом и осенью). 

Физкультминутка.

Вот и свеклу мы собрали,

И лучок с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

1. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (помидор, огурец, лук, яблоко).

- Внимательно посмотрите и скажите, что здесь лишнее и почему. (яблоко лишнее – это фрукт; помидор, огурец и лук – это овощи).

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Я убираю яблоко, остались только овощи. Запомните их. А теперь закройте глаза (добавить изображения овощей), снова посмотрите и скажите, что изменилось?

Упражнение в словообразовании «Большие и маленькие».

- Во время сбора урожая попадаются разные овощи – большие и маленькие. Давайте назовем их.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лук – лучок, огурец – огурчик и т. д.) с опорой на наглядный материал.

3. «Закончи предложение».

- Вы правильно выполнили задание, и теперь закончите предложение одним из слов, обозначающих маленький овощ.

Дополнить предложение словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сопровождается показом муляжа): «Вырос на грядке красный….(помидорчик), «Мама порезала маленький…(огурчик) и т. д.

4. Развитие функции стереогноза.

- Молодцы, все справились с заданием. Давайте соберем весь урожай в «Чудесный мешочек» и запомним, какая у овощей форма – круглая или продолговатая; какие они наощупь – гладкие или шершавые; какие по размеру – большие или маленькие.

Учащиеся складывают в мешочек овощи, описывая их качественные признаки

- Вот мы и собрали весь урожай. Найдите в «Чудесном мешочке» отгадку на загадку:

«Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(лук)»

«Расту в земле на грядке я -

Красная, длинная, сладкая» (морковь)

«Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я…» (капуста)

«Летом в огороде - свежие, зеленые.

А зимою в бочке - крепкие, соленые» (огурцы).

Учащиеся достают муляж овоща, называют его форму, цвет, фактуру. Задание выполняется стоя.

5. Формирование грамматического строя речи.

Рассмотрите и назовите то, что находится у вас на партах (иллюстрации овощей, карточки с союзами «И», «А»).

- Мы будем учиться составлять длинные (большие) предложения, а помогут нам в этом маленькие слова, которые состоят из одной буквы – «И» и «А».

Упражнения в употреблении соединительного союза «И». Параллельная работа с демонстрационным и раздаточным материалом (иллюстрации, карточки с союзом «И»):

- В салат порезали….(огурец И помидор)

- В суп кладут….(капусту И картофель) и т. д.

Упражнения в употреблении противопоставительного союза «А» проводится аналогично предыдущему.

- Капуста выросла большая, А лук маленький.

- Морковь на вкус сладкая, А чеснок горький и т. д.

6. Работа по составлению предложений по заданной схеме (используются иллюстрации, карточки-схемы и карточки с предлогами):

«Овощи лежат В корзине» (иллюстрация, карточка- схема с двумя чертами, карточка с предлогом «В», иллюстрация); «НА тарелке лежит…» (карточка с предлогом «НА», иллюстрация, карточки-схемы с двумя и одной чертой); «В огороде выросли свекла И …» (карточка с предлогом «В», иллюстрация, карточка-схема с двумя чертами, иллюстрация, карточка с союзом «И», карточка-схема с одной чертой).

- Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному? 

Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают.  (На доске появляются слова-действия). 

СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ 

- Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика. 
(Каждый ученик выходит и выполняет задание).
 

СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ 
тыква помидор свекла картофель
 
капуста огурец морковь 
перец лук
 

- Знаете, как собирают овощи! Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде! 
Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения.
 

ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ 
Съели всю капусту зайчики на грядке. 
 
А потом морковку. Было все в порядке.
 
Кабачок погрызли, очень-очень вкусный
 
Было зайцам весело, а теперь им грустно.
 
А теперь у зайцев животы болят.
 
Овощи немытые съели – говорят.
 
Расскажи, что может быть,
 
Если овощи не мыть?
 

- Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным. 

- А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными. 
(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них дети складывают овощи из большой корзины).
 

В Е Р Ш К И                 К О Р Е Ш К И 


ТЫКВА 


СВЕКЛА 


КАПУСТА 


МОРКОВЬ 


ПОМИДОР 


ЛУК 


ОГУРЕЦ 


КАРТОФЕЛЬ 


ПЕРЕЦ 


Ребята, давайте еще поиграем? Вы должны собрать с нашего огорода все овощи, из которых можно приготовить «Щи». (дети собирают овощи и кладут в корзину).

А теперь давайте попробуем сварить вкусные «Щи» из наших овощей. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорку).

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

 Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

 Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

 Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

 Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

 Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

 Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

 Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

 Поедим сначала щи.

Упражнение «Стаканчик с соком» (детям раздаются карточки с изображением пустого стаканчика. Нужно «заполнить стаканчик соком»- заштриховать изображение. Цвет карандаша должен соответствовать цвету овоща/фрукта, который у вас на столе)

- Какой сок у вас получился?

Из моркови - морковный

Из капусты - капустный

из огурца — огуречный

Из помидора - томатный

3. Рефлексия:

На доску вывешиваются две рожицы: весёлая и грустная.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти рожицы. Эта рожица, какая – веселая, потому что у неё хорошее настроение. А, эта рожица, какая – печальная, потому что, у неё плохое настроение.

- Перед вами, на столе лежат две такие же рожицы.

- Кому было интересно на уроке, поднимите веселую рожицу.

- Кому было скучно и грустно на уроке, поднимите печальную рожицу.

- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.

4. Домашнее задание: 

На самоподготовке вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по познанию мира Урок сообщения новых знаний Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».

 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 1 КЛАССЕ   Урок сообщения новых знанийТема:«В огороде. Друзья и вредители огорода». Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о сре...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

"Огород. Овощи.Название и признаки"

Урок в коррекционной школе....

«Мир растений. Растения сада и огорода. Овощи и фрукты»

Предмет: «Развитие речи и окружающий мир», 7 класс. Индивидуальное обучение. Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока по предмету " Мир природы и человека" Тема: " Сбор урожая: овощи, фрукты"

Технологическая карта урока по предмету " Мир природы и человека" составлена для обучающихся  с интеллектуальными нарушениями 3 класса. Конспект можно применить на уроках ...

Конспект урока по окружающему природному миру в 4г классе на тему: "Во саду ли, в огороде: овощи"

Конспект урока по окружающему природному миру на тему: "Во саду ли, в огороде: овощи"...