Открытый урок по познанию мира Урок сообщения новых знаний Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Рассохина Вероника Сергеевна

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 1 КЛАССЕ 

 

 

Урок сообщения новых знаний

Тема:«В огороде. Друзья и вредители огорода».

 

Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о среде обитания и приспособлении к среде обитания; монологическую связную грамотную речь, логическое мышление, память, внимание; 

уметь: определять роль насекомых в огороде, анализировать, сравнивать, делать выводы, проявлять познавательную активность, любовь к растениям и животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДАТА________                               РАССОХИНА В.С.                                           СШ17 1Д

Открытый урок по познанию мира

Урок сообщения новых знаний

Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».

Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о среде обитания и приспособлении к среде обитания; монологическую связную грамотную речь, логическое мышление, память, внимание; уметь: определять роль насекомых в огороде, анализировать, сравнивать, делать выводы, проявлять познавательную активность, любовь к растениям и животным.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Настрой на работу. Хором:

Я все знаю!

Мы всё знаем!

Я уверен!

Мы спокойны!

2. Актуализация знаний. Прогноз погоды. Осень загадки. Стихи об осени.

- Мы как обычно начинаем урок познания мира с прогноза погоды. (Сообщение ученика)

 Памятка

1. Дата

2. Облачность

3. Ветер

4. Осадки

Фиксируем в прописях по познанию мира.

Работа с календарём природы.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени? (становится холоднее, идут холодные дожди, падают листья, день становится короче, солнце светит, но не греет на много меньше, чем летом)

- Какие изменения происходят в живой природе?(звери залегают в спячку, птицы улетают в теплые края)

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема: в ОГОРОДЕ. Друзья и вредители огорода. Загадка ОГОРОД. К концу урока

– Сегодня узнаете куда мы отправимся, если отгадаете загадку. (Огород)

- Смотрите, что же там происходит (Сценка)

III. Изучение нового материала

СПОР ОВОЩЕЙ

Участвуют дети:

Айболит, 1-й ведущий, 2-й ведущий, баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.

У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у Айболита - белый халат и докторская шапочка.

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хороший зелененький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала:

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай —

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

Пирожки капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит...

Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):

Я — румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку —

Будешь ты тогда, дружок, крепким,

сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный!

Дети: Витаминов много в нем.

Мы его охотно пьем!

1-й ведущий: У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук: Я — приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я — простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.

Лук: Кто-то, кажется, стучится.

Входит Айболит.

Картошка: Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?

Баклажан: Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,

Нужно овощи любить

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее.

Закрепим как поняли об овощах узнать по признакам – загадки помогут проверить.

С.36 работа по учебнику прочитаем задание:

-Выбери название рисунку «Осенний труд в огороде», «Сбор овощей», «Труд в огороде», «Труд людей». (сбор овощей) Голубыми буквами прочтем названия овощей

     Картофель, морковь, капуста, лук растут в огороде. Это овощи. вот и мы сейчас с вами отправимся в огород собирать овощи Игра «В огороде»: Загадки баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.

Лук,

- В огороде много разных овощей растет. А кто еще там находится? Загадка (Насекомое).

Игра «Отгадай насекомое»

От цветка к цветку летает,

Утомится – отдыхает (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь (жук)

С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка

Зелёная спинка

(кузнечик)

Не змея, а жалит

(оса)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик

(стрекоза)

Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает

(пчела)

Насекомые-маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

С.37 Друзья и вредители огорода

Днем улитки и слизни прячутся. Ночью или после дождя они выползают за едой. Слизни и улитки питаются растениями. Они ползут по ягоде или листику и крошечными зубками на языке, как тёркой, соскребают с них верхний слой.

      Осы кормят своё потомство  гусеницами и другими насекомыми.

      Бабочка-капустница откладывает яйца в капустных листьях. Из яиц выведутся гусеницы и будут питаться листьями капусты. Гусеницы  будут их есть до тех пор, пока не вырастут и не превратятся в куколок. Внутри куколки гусеница превращается в бабочку. Она появляется весной или летом.

ИТАК. Выделим друзей и врагов огорода. Божья коровка, оса, пчела – друзья, а тля и колорадский жук, гусеницы бабочек – вредители.

?ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что готовят из овощей?

2. Какие овощи можно хранить, какие – солить?

3. Какие овощи можно есть незрелыми?

4. Какие овощи можно есть в сыром виде?

5. Назови горькие и сладкие овощи.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ*

6. Сравни капусту и тыкву

7. Кто приносит пользу огороду, а кто вред?

8. Чем питаются улитки и слизни? А пчелы и осы?

9. Какой вред приносит бабочка-капустница?

назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)

- Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?

Вывод: насекомые все нужны.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

Определение признаков насекомых. Слайды для закрепления чтобы вы их лучше запомнили и поняли о них посмотрим иллюстрации.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)

2 признак

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)

Физминутка «Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

1,2 сели,

Травушку поели

Тихо, тихо высоко

Прыгаем на носках легко

4. Питание насекомых

- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)

3 признак насекомых (наличие усиков) 

- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

4 признак (наличие двух пар крыльев) 

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)

- Что помогает их передвижению?(крылья)

- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

Узнай животных по описанию. Работа в группах детям раздаются карточки с описанием надо догадаться кто это? по рядам 3 ряда – 3 группы

Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха). 

- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?(прячутся в кору деревьев)

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.

Работа в парах. Раздаются карточки дети соединяют (Соотносят описание с названием)

Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)

Са – са – са, не дает нам спать …..(оса)

Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)

Кроссворд.

Ответы:

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

В выделенных клетках — таракан

Индивидуальная работа по карточкам.

Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам?

( Никогда не ловить бабочек).

(Ответы: 1,3,4,2)

Беседа по охране насекомых.

-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.

-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)

-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.

- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.

-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)

(не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

ВЫВОД ДРУЗЬЯ И ВРЕДИТЕЛИ НАСЕКОМЫХ Разделимся на 2 группы. 1гр- нарисовать вредителя огорода, 2 группе – друга огорода и «защитить его» - описать, доказать свое утверждение.

ПРИЛОЖЕНИЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вредители огорода: вредные насекомыши

Помимо заболеваний вызываемых различными грибками и бактериями опасность для нашего огорода представляют паразитические насекомые, которые уничтожают урожай, вредят не меньше болезней и даже могут помешать в хранение корнеплодов.

Наиболее часто встречаются медведка, тля, жук-щелкун. Последние годы буквально наказанием для наших огородов стал колорадский жук. Существуют вредители огорода, которые присущи только определённому виду растений : яблочный червь, плодожорка и т.д.

Названные насекомые паразитируют, как правило, на любых растениях, но отдают предпочтение отдельным сортам. Вред могут наносить как взрослые насекомые, так и их личинки. Они повреждают не только наземную часть растения, но и корни.

Медведка на огороде

Медведка довольно крупное насекомое 3,5-5 см, живёт в толще земли и питается корнями и клубнями растений. Если с ней не бороться, урожай картофеля может быть под угрозой. Изредка вылезает на поверхность, где наносит вред поедая молодые побеги растений или всходы. Роет норы глубиной до 1 м. Зимует глубоко под землёй, как в стадии личинки, так и взрослой особи. Это довольно сильное насекомое и корни, встречающиеся на её пути, она просто разрывает. Медведка откладывает яйца в местах, где влажность достигает 100% и предпочитает места, где присутствует конский навоз. На этих особенностях и основана борьба с ней.

Ловушки для медведки

Борются с медведками, устраивая ловушки в виде ямок с преющим навозом, располагая небольшие кучки конского навоза в местах их концентрации.

В ямки с навозом медведка забирается, чтобы отложить яйца, поэтому их проверяют раз в месяц и при обнаружении кладки сжигают. В ямки с конским навозом она забирается и зимовать, их обязательно проверяют осенью.

Из конского и преющего навоза можно делать кучки около 6 кг, но лучше, чтобы это были ямки заполненные навозом - это сильнее привлечёт насекомых.

С медведками борются на протяжении всего лета и различными ядохимикатами, заливая их в норки, а также устанавливают отпугивающие средства. Медведка любит плоды кукурузы, пшеницу, тыквенные семечки. Их распаривают, пропитывают раствором подсолнечного масла и фосфидом цинка. Раскладывают в местах скопления насекомых, рядом и непосредственно прямо в норы.

Проволочник

Жук щелкун не приносит большого вреда. Опасность представляет его личинка, за жёсткость и проделываемые ей ходы в корнях и клубнях называемая проволочником. Самка откладывает ежегодно яйца. Из яйца в течение 20-45 дней выходит личинка, представляющая собой червяка и живущая около 5 лет, прежде чем из неё снова появиться жук. Личинка питается мякотью корней и клубней культивируемых растений, проделывая в них тонкие и зачастую сквозные ходы, что нарушает корневую систему и делает корнеплоды несъедобными. Кому не попадалась картошка, как будто проковырянная проволочкой? Самки жука очень плодовиты. Благоприятными для развития жука являются нейтральные и щелочные почвы, поэтому основным способом борьбы является снижение кислотности почвы. Во время весенней и осенней обработки почвы её известкуют и вносят азотные удобрения, что значительно снижает кислотность и уничтожает личинок проволочника.

Колорадский жук.

Колорадский жук вредит тем, что он сам и его личинки питаются листьями растений, особенно по вкусу ему паслёновые. Картофель стал одним из излюбленных видов, которыми он питается. Сложность борьбы с этим паразитом заключается в том, что он может впадать в спячку на 2-3 года, пережидая неблагоприятные условия. Колорадские жуки очень плодовиты, за летний сезон может вырасти до 3 поколений. Он способен вырабатывать иммунитет и адаптироваться к химикатам, используемым для борьбы с ним. Колорадский жук неплохо летает, что способствует непрерывному расширению его ареала.

На сегодняшний день для борьбы с жуком поля опрыскиваются 0,4% раствором хлорофоса. На личных и небольших участках земли человек использует самый верный, но трудоёмкий способ борьбы. Колорадского жука и его личинки собирают по огороду вручную, а затем уничтожают.

Тля съела

Тля - один из часто встречаемых вредителей огорода, небольшого размера. Можно с уверенностью сказать, что борьба с ней имеет вековую историю. Селиться обычно колониями, и питается соком растений в наиболее нежных местах – всходы и обратная сторона листьев. Она прокалывает хоботком кожицу и сосёт сок. За выращиваемыми растениями мы ухаживаем, и они более плодовиты и хорошо растут, чем дикорастущие. Благодаря этому сок их намного вкуснее и полезней для тли, поэтому она и селится на культивируемых растениях.

Борьба с ней осложняется плодовитостью, умением адаптироваться к применяемым препаратам, наличием как бескрылых, так и крылатых особей.

Тля селиться на поверхности растения, поэтому все меры борьбы с ней основаны на опрыскивании различными растворами и сбором поражённых листьев. При опрыскивании растений поражённых тлёй применяются растворы ядохимикатов,- 0,05 % раствор анометрина, 0,05 % раствор ровикурата, 0,6% раствор карбофоса.

Борьба с тлёй народными средствами

Применение любых ядохимикатов имеет две стороны и работает по принципу: «Из двух зол, выбирают меньшее». Любые химические вещества влияют не только на вредителей, но и непосредственно на растение и его плоды. Существуют средства борьбы с тлей, основанные на применение натуральных продуктов, которые несложно приобрести и приготовить.

Посадки для профилактики и борьбы с тлёй опрыскивают раствором чеснока, перца.

• Чесночный раствор. Из нескольких головок чеснока (около 200 гр.) приготавливают кашицу, растворяют и выдерживают в 10 литрах воды в течении нескольких дней и профильтровав опрыскивают поражённые растения.

• 100 гр. горького перца и 1 литр воды в течении часа кипятят в плотно закрытой ёмкости, затем дают раствору отстоятся около 2 дней. Полученную эмульсию очищают и делают раствор из расчета 1 столовая ложка на 10-литровое ведро. Обрабатывают близлежащие и заболевшие растения и участки.

Многие огородники советуют использовать слабый раствор хозяйственного мыла или стирального порошка «Лотос». Иногда добавляется кальцинированная сода.

• Мыльный раствор. Раствор приготавливается 50 гр. мыла на 10 литровое ведро, соды добавляется столько же, если сода не используется, то концентрацию мыла повышают до 200 гр. или 2-3 столовых ложки порошка. Важный момент, растение не поливается, а опрыскивается. Можно захватить и прилегающие участки, так как в колониях тли присутствуют и летающие особи, которые переносятся ветром.

Проверим как поняли тему урока. Работа в тетрадях Взаимопроверка (работа в парах)

IV. Итог урока.

Продолжите предложение

«Я узнал», (новое о насекомых какую пользу, какой вред приносят )

«Я повторил», (названия овощей)

«Я удивился», (как осы спасают огород, чем и как питаются)

«Я запомнил». (чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по познанию мира 1 класс

урок по познанию мира " Растения" 1 класс...

Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери

Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей.  Отличительные признаки, особенности строения....

Открытый урок по познанию миру в 1 классе Тема : Правила гигиены.

Тема : Правила гигиены.Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены...

Открытый урок в 4 классе. До новых встреч (Из жизни сороконожек)

Открытый урок в  4 классе. До новых встреч (Из жизни сороконожек)                                   ...

Открытый урок по познанию мира 2 класс

Урок по познанию мира на тему "Берегите воду" для учащихся 2 класса средних школ...

Открытый урок по познанию мира во втором классе "Разнообразие птиц",

На уроке учащиеся познакомились с многообразием птиц, с экологическими проблемами, с их знанечием  в жизни человека. Урок соответствовал возрастным особенностям....

Открытый урок русского языка "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"" 4 класс

Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе по теме "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"....