Открытый урок по познанию мира Урок сообщения новых знаний Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 1 КЛАССЕ
Урок сообщения новых знаний
Тема:«В огороде. Друзья и вредители огорода».
Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о среде обитания и приспособлении к среде обитания; монологическую связную грамотную речь, логическое мышление, память, внимание;
уметь: определять роль насекомых в огороде, анализировать, сравнивать, делать выводы, проявлять познавательную активность, любовь к растениям и животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_poznaniya_mira1kl_v_ogorode_druzya_i_vrediteli.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДАТА________ РАССОХИНА В.С. СШ17 1Д
Открытый урок по познанию мира
Урок сообщения новых знаний
Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».
Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о среде обитания и приспособлении к среде обитания; монологическую связную грамотную речь, логическое мышление, память, внимание; уметь: определять роль насекомых в огороде, анализировать, сравнивать, делать выводы, проявлять познавательную активность, любовь к растениям и животным.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Настрой на работу. Хором:
Я все знаю!
Мы всё знаем!
Я уверен!
Мы спокойны!
2. Актуализация знаний. Прогноз погоды. Осень загадки. Стихи об осени.
- Мы как обычно начинаем урок познания мира с прогноза погоды. (Сообщение ученика)
Памятка
1. Дата
2. Облачность
3. Ветер
4. Осадки
Фиксируем в прописях по познанию мира.
Работа с календарём природы.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени? (становится холоднее, идут холодные дожди, падают листья, день становится короче, солнце светит, но не греет на много меньше, чем летом)
- Какие изменения происходят в живой природе?(звери залегают в спячку, птицы улетают в теплые края)
II. Сообщение темы и цели урока.
Тема: в ОГОРОДЕ. Друзья и вредители огорода. Загадка ОГОРОД. К концу урока
– Сегодня узнаете куда мы отправимся, если отгадаете загадку. (Огород)
- Смотрите, что же там происходит (Сценка)
III. Изучение нового материала
СПОР ОВОЩЕЙ
Участвуют дети:
Айболит, 1-й ведущий, 2-й ведущий, баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у Айболита - белый халат и докторская шапочка.
1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...
Дети: Лук.
Лук: Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...
2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
Закрепим как поняли об овощах узнать по признакам – загадки помогут проверить.
С.36 работа по учебнику прочитаем задание:
-Выбери название рисунку «Осенний труд в огороде», «Сбор овощей», «Труд в огороде», «Труд людей». (сбор овощей) Голубыми буквами прочтем названия овощей
Картофель, морковь, капуста, лук растут в огороде. Это овощи. вот и мы сейчас с вами отправимся в огород собирать овощи Игра «В огороде»: Загадки баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
Лук,
- В огороде много разных овощей растет. А кто еще там находится? Загадка (Насекомое).
Игра «Отгадай насекомое»
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка
(кузнечик)
Не змея, а жалит
(оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
(стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает
(пчела)
Насекомые-маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
С.37 Друзья и вредители огорода
Днем улитки и слизни прячутся. Ночью или после дождя они выползают за едой. Слизни и улитки питаются растениями. Они ползут по ягоде или листику и крошечными зубками на языке, как тёркой, соскребают с них верхний слой.
Осы кормят своё потомство гусеницами и другими насекомыми.
Бабочка-капустница откладывает яйца в капустных листьях. Из яиц выведутся гусеницы и будут питаться листьями капусты. Гусеницы будут их есть до тех пор, пока не вырастут и не превратятся в куколок. Внутри куколки гусеница превращается в бабочку. Она появляется весной или летом.
ИТАК. Выделим друзей и врагов огорода. Божья коровка, оса, пчела – друзья, а тля и колорадский жук, гусеницы бабочек – вредители.
?ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что готовят из овощей?
2. Какие овощи можно хранить, какие – солить?
3. Какие овощи можно есть незрелыми?
4. Какие овощи можно есть в сыром виде?
5. Назови горькие и сладкие овощи.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ*
6. Сравни капусту и тыкву
7. Кто приносит пользу огороду, а кто вред?
8. Чем питаются улитки и слизни? А пчелы и осы?
9. Какой вред приносит бабочка-капустница?
назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)
- Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)
Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)
Определение признаков насекомых. Слайды для закрепления чтобы вы их лучше запомнили и поняли о них посмотрим иллюстрации.
По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.
1 признак
«6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)
Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)
Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
4. Питание насекомых
- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых (наличие усиков)
- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак (наличие двух пар крыльев)
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)
- Что помогает их передвижению?(крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)
Появляется табличка «две пары»
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»
Узнай животных по описанию. Работа в группах детям раздаются карточки с описанием надо догадаться кто это? по рядам 3 ряда – 3 группы
Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).
- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?(прячутся в кору деревьев)
Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.
Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
Работа в парах. Раздаются карточки дети соединяют (Соотносят описание с названием)
Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:
Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать …..(оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
Кроссворд.
Ответы:
1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник
В выделенных клетках — таракан
Индивидуальная работа по карточкам.
Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам?
( Никогда не ловить бабочек).
(Ответы: 1,3,4,2)
Беседа по охране насекомых.
-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.
-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)
-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.
- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.
-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
(не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)
ВЫВОД ДРУЗЬЯ И ВРЕДИТЕЛИ НАСЕКОМЫХ Разделимся на 2 группы. 1гр- нарисовать вредителя огорода, 2 группе – друга огорода и «защитить его» - описать, доказать свое утверждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вредители огорода: вредные насекомыши
Помимо заболеваний вызываемых различными грибками и бактериями опасность для нашего огорода представляют паразитические насекомые, которые уничтожают урожай, вредят не меньше болезней и даже могут помешать в хранение корнеплодов.
Наиболее часто встречаются медведка, тля, жук-щелкун. Последние годы буквально наказанием для наших огородов стал колорадский жук. Существуют вредители огорода, которые присущи только определённому виду растений : яблочный червь, плодожорка и т.д.
Названные насекомые паразитируют, как правило, на любых растениях, но отдают предпочтение отдельным сортам. Вред могут наносить как взрослые насекомые, так и их личинки. Они повреждают не только наземную часть растения, но и корни.
Медведка на огороде
Медведка довольно крупное насекомое 3,5-5 см, живёт в толще земли и питается корнями и клубнями растений. Если с ней не бороться, урожай картофеля может быть под угрозой. Изредка вылезает на поверхность, где наносит вред поедая молодые побеги растений или всходы. Роет норы глубиной до 1 м. Зимует глубоко под землёй, как в стадии личинки, так и взрослой особи. Это довольно сильное насекомое и корни, встречающиеся на её пути, она просто разрывает. Медведка откладывает яйца в местах, где влажность достигает 100% и предпочитает места, где присутствует конский навоз. На этих особенностях и основана борьба с ней.
Ловушки для медведки
Борются с медведками, устраивая ловушки в виде ямок с преющим навозом, располагая небольшие кучки конского навоза в местах их концентрации.
В ямки с навозом медведка забирается, чтобы отложить яйца, поэтому их проверяют раз в месяц и при обнаружении кладки сжигают. В ямки с конским навозом она забирается и зимовать, их обязательно проверяют осенью.
Из конского и преющего навоза можно делать кучки около 6 кг, но лучше, чтобы это были ямки заполненные навозом - это сильнее привлечёт насекомых.
С медведками борются на протяжении всего лета и различными ядохимикатами, заливая их в норки, а также устанавливают отпугивающие средства. Медведка любит плоды кукурузы, пшеницу, тыквенные семечки. Их распаривают, пропитывают раствором подсолнечного масла и фосфидом цинка. Раскладывают в местах скопления насекомых, рядом и непосредственно прямо в норы.
Проволочник
Жук щелкун не приносит большого вреда. Опасность представляет его личинка, за жёсткость и проделываемые ей ходы в корнях и клубнях называемая проволочником. Самка откладывает ежегодно яйца. Из яйца в течение 20-45 дней выходит личинка, представляющая собой червяка и живущая около 5 лет, прежде чем из неё снова появиться жук. Личинка питается мякотью корней и клубней культивируемых растений, проделывая в них тонкие и зачастую сквозные ходы, что нарушает корневую систему и делает корнеплоды несъедобными. Кому не попадалась картошка, как будто проковырянная проволочкой? Самки жука очень плодовиты. Благоприятными для развития жука являются нейтральные и щелочные почвы, поэтому основным способом борьбы является снижение кислотности почвы. Во время весенней и осенней обработки почвы её известкуют и вносят азотные удобрения, что значительно снижает кислотность и уничтожает личинок проволочника.
Колорадский жук.
Колорадский жук вредит тем, что он сам и его личинки питаются листьями растений, особенно по вкусу ему паслёновые. Картофель стал одним из излюбленных видов, которыми он питается. Сложность борьбы с этим паразитом заключается в том, что он может впадать в спячку на 2-3 года, пережидая неблагоприятные условия. Колорадские жуки очень плодовиты, за летний сезон может вырасти до 3 поколений. Он способен вырабатывать иммунитет и адаптироваться к химикатам, используемым для борьбы с ним. Колорадский жук неплохо летает, что способствует непрерывному расширению его ареала.
На сегодняшний день для борьбы с жуком поля опрыскиваются 0,4% раствором хлорофоса. На личных и небольших участках земли человек использует самый верный, но трудоёмкий способ борьбы. Колорадского жука и его личинки собирают по огороду вручную, а затем уничтожают.
Тля съела
Тля - один из часто встречаемых вредителей огорода, небольшого размера. Можно с уверенностью сказать, что борьба с ней имеет вековую историю. Селиться обычно колониями, и питается соком растений в наиболее нежных местах – всходы и обратная сторона листьев. Она прокалывает хоботком кожицу и сосёт сок. За выращиваемыми растениями мы ухаживаем, и они более плодовиты и хорошо растут, чем дикорастущие. Благодаря этому сок их намного вкуснее и полезней для тли, поэтому она и селится на культивируемых растениях.
Борьба с ней осложняется плодовитостью, умением адаптироваться к применяемым препаратам, наличием как бескрылых, так и крылатых особей.
Тля селиться на поверхности растения, поэтому все меры борьбы с ней основаны на опрыскивании различными растворами и сбором поражённых листьев. При опрыскивании растений поражённых тлёй применяются растворы ядохимикатов,- 0,05 % раствор анометрина, 0,05 % раствор ровикурата, 0,6% раствор карбофоса.
Борьба с тлёй народными средствами
Применение любых ядохимикатов имеет две стороны и работает по принципу: «Из двух зол, выбирают меньшее». Любые химические вещества влияют не только на вредителей, но и непосредственно на растение и его плоды. Существуют средства борьбы с тлей, основанные на применение натуральных продуктов, которые несложно приобрести и приготовить.
Посадки для профилактики и борьбы с тлёй опрыскивают раствором чеснока, перца.
• Чесночный раствор. Из нескольких головок чеснока (около 200 гр.) приготавливают кашицу, растворяют и выдерживают в 10 литрах воды в течении нескольких дней и профильтровав опрыскивают поражённые растения.
• 100 гр. горького перца и 1 литр воды в течении часа кипятят в плотно закрытой ёмкости, затем дают раствору отстоятся около 2 дней. Полученную эмульсию очищают и делают раствор из расчета 1 столовая ложка на 10-литровое ведро. Обрабатывают близлежащие и заболевшие растения и участки.
Многие огородники советуют использовать слабый раствор хозяйственного мыла или стирального порошка «Лотос». Иногда добавляется кальцинированная сода.
• Мыльный раствор. Раствор приготавливается 50 гр. мыла на 10 литровое ведро, соды добавляется столько же, если сода не используется, то концентрацию мыла повышают до 200 гр. или 2-3 столовых ложки порошка. Важный момент, растение не поливается, а опрыскивается. Можно захватить и прилегающие участки, так как в колониях тли присутствуют и летающие особи, которые переносятся ветром.
Проверим как поняли тему урока. Работа в тетрадях Взаимопроверка (работа в парах)
IV. Итог урока.
Продолжите предложение
«Я узнал», (новое о насекомых какую пользу, какой вред приносят )
«Я повторил», (названия овощей)
«Я удивился», (как осы спасают огород, чем и как питаются)
«Я запомнил». (чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по познанию мира 1 класс
урок по познанию мира " Растения" 1 класс...
Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери
Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей. Отличительные признаки, особенности строения....
Открытый урок по познанию миру в 1 классе Тема : Правила гигиены.
Тема : Правила гигиены.Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены...
Открытый урок в 4 классе. До новых встреч (Из жизни сороконожек)
Открытый урок в 4 классе. До новых встреч (Из жизни сороконожек) ...
Открытый урок по познанию мира 2 класс
Урок по познанию мира на тему "Берегите воду" для учащихся 2 класса средних школ...
Открытый урок по познанию мира во втором классе "Разнообразие птиц",
На уроке учащиеся познакомились с многообразием птиц, с экологическими проблемами, с их знанечием в жизни человека. Урок соответствовал возрастным особенностям....
Открытый урок русского языка "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"" 4 класс
Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе по теме "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"....