Открытый урок по окружающему миру "Символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_simvoly_rossii.docx63.62 КБ
Файл simvoly_rossii.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема урока: ” Славные символы России” (окружающий мир, 4-й класс УМК “Школа России”)
Тип: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства);

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о гербе, флаге, гимне РФ;
  2. Формировать представление об особенностях герба РФ, текста гимна РФ и правилах его исполнения.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к освоению новых знаний;
  2. Развивать доброжелательность и общительность при совместной работе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к культуре;
  2. Воспитывать любовь к Родине.


Предметные результаты: отличать герб и флаг России от символов других государств; рассказывать об особенностях герба РФ, иметь представление о его истории и символике; иметь представление об истории Государственного флага России; знать текст гимна России, правила его исполнения и слушания; понимать значение государственной символики.


Метапредметные результаты: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке; владение умениями работать с учебной информацией; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение); готовность к сотрудничеству в парной работе.


Личностные результаты: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; координация различных позиций в сотрудничестве, умение уважать мнение других, осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

Приветствие гостей

Приветствие учащихся

-Здравствуйте, ребята! Прошу садиться. (Проверка готовности к уроку)

- Настроенье у вас отличное

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!

2. Актуализация опорных знаний

Вспоминают ранее изученное. Организует работу.

- Сегодня мы с вами будем работать по маршрутному листу, в нем буду задания по сегодняшней теме, выполняя их вы будете оценивать себя, друг друга и вносить соответствующие баллы в графу. За все выполненные задания в течение урока, вы можете получить максимальное количество баллов – 20, что будет соответствовать отметке «5».

- Ребята, посмотрите на экран (Слайд 2)

- Ребята, давайте повторим, что изучали на прошлом уроке, я предлагаю вам выполнить 1задание: разгадать кроссворд и ребус.

- Работать вы будете в паре.

2

4

6

1

5

3

Ы

Вопросы кроссворда:

#1053;азвание нашей страны. (Россия)

2. Глава нашего государства. (Президент)

3. Столица РФ. (Москва)

4. Важный документ о правах ребенка. (Конвенция)

5. Основной закон нашей страны. (Конституция)

6. Главный документ, защищающий права человека. (Декларация)

C:\Users\user\Desktop\загруженное.png (Россия)

- Ребята вы выполнили задание, теперь вам необходимо проверить правильность выполнения задания, для этого смотрим на экран и сверяем с образцом. За каждое правильно отгаданное слово вы получаете 1 балл. Если вы разгадали все слова в кроссворде вы получаете 6 баллов и за разгаданный ребус 1 балл. (Слайд 3), (Слайд 4)

Вносим соответствующие баллы в маршрутный лист.

- В ребусе было зашифровано слово Россия.

- Ребята, а какое другое название нашей страны? (Российская Федерация)

- Ребята, покажите на карте границу РФ

- На каком материке находится государство – Россия. (Евразия).

- Почему материк Евразия так назвали? (Евразию разделяют на две части света: Европу и Азию).

- Поэтому часть России находится в Европе, часть в Азии.

- Какой город является столицей России? (Столица Российской Федерации – город Москва).

-Вы большие молодцы, а теперь посмотрите какие ключевые слова у нас получилось в 1 задании.

  1. Постановка учебной задачи.

Определяют тему, цель урока.

-Попробуйте сформулировать тему урока. О чём мы с вами будем говорить?

(Ответы детей.)

-Тема нашего урока. Славные символы России. (Слайд 5)

– С какой целью мы будем изучать символы России?

(Больше узнать о России. Узнать о символах России: флаге, гербе, гимне)

  1. «Открытие» новых знаний.

- Ребята, что такое «символ»? (обратиться к словарю)

Символ – предмет, служащее условным знаком какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлеченного. (Например, голубь – символ мира). (Слайд 6)

-Существуют государственные символы, это отличительные знаки конкретного государства.

-Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн).

- Верно, молодцы, ребята

- А сейчас будем работать в парах.

-Для начало вам нужно выбрать из 2 цветов один.

- Переверните лист и прочитайте что у вас написано.

- Значит, вам необходимо будет изучить информацию по указанной теме в учебнике и ответить на вопросы и тем самым кратко представить классу сообщение на выбранную вами тему. (Слайд 7)

(Когда выступила 1 пара, они крепят символ к доске, затем 2 пара крепит свой символ к доске)

Вопросы для изучения нового материала:

Государственный Герб (1 пара)

#1063;то такое герб?

#1063;то изображено на Государственном гербе?

3. Почему у орла повернуты головы в разные стороны?

Вопросы для изучения нового материала:

Государственный Флаг (2 пара)

#1048;з каких 3 цветов состоит флаг и что символизируют цвета на Государственном флаге?

#1050;то ввел порядок расположения цветов на Государственном флаге?

#1050;огда мы отмечается День Государственного флага РФ?

  1. Физкультминутка Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

Покачались, покружились,

Потянулись, распрямились.

Встали на носок, на пятки.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

- Ребята, не забываем, вы работаете по маршрутному листу. По данному заданию будет взаимопроверка. Когда первая пара представляет сообщение, другая пара оценивает и после необходимо будет озвучить баллы. По 1 баллу за каждый ответ на вопрос.

Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите. Орел является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – олицетворение победы добра над злом.

Государственный флаг России.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета. (Флаг России)

Значение цветов российского флага.
Что символизируют три цветные полосы на российском флаге? В разные времена цветам флага давали различное объяснение. С древних времён на Руси означали: белый цвет - мир, чистота, правда; синий – небо, верность, честность; красный – смелость, отвага, мужество и героизм.

Бело-сине-красный флаг впервые в России появился в конце XVII века на первом боевом корабле «Орёл».

Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел ПетрI. По его указу в 1705 году трехцветный флаг был поднят на мачтах торговых кораблей. Государственным флагом России он стал в конце XIX века (1896г).

22 августа мы отмечаем День Государственного флага РФ

- Помимо флага и герба у нас есть еще один государственный символ - гимн.

- Что обозначает слово Гимн?

Государственный Гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства.

-Ребята, а вы знаете, кто написал музыку и слова гимна? (Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков. Музыку – композитор Александр Васильевич Александров. (Слайд 8)

- Когда исполняется Гимн? (В особых, торжественных случаях, звучит при вступлении в должность президента РФ, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий, в школе на линейках, звучит гимн в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз).

- Ребята, мы с вами каждый понедельник начинаем с торжественной линейки.

- Как нужно слушать гимн? (На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные выполняют воинское приветствие).

- Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Уважение к государственным символам – это уважение к родной стране.

6. Закрепление.

- А сейчас ребята мы проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке.

- Выполните тест, после выполнения сверим с образцом и внесем баллы в маршрутный лист.

Задание 3. Тест

Обратите внимание.

1 задание – 1 балл

2 задание – 1 балл

3 и 4 задание – за каждый верно заполненный пропуск 1 балл

#1042;ыберите один вариант ответа. Что не относится к Государственным символам России?

  • государственный танец
  • государственный гимн
  • государственный герб
  • государственный флаг

#1042;ыберите один вариант ответа. В каком порядке расположены цвета на флаге России?

  • Синий, красный, белый
  • Белый, красный, синий
  • Красный, белый, синий
  • Белый, синий, красный

#1047;аполните пропуски в предложении.

Музыку гимна России написал композитор ____________________________, а слова – поэт _____________________________.

  • А.В. Александров
  • С.В. Михалков

4. Заполни пропуски

Россия —священная наша_________________,

Россия — любимая наша___________________.

Могучая воля, великая слава —

Твоё ________________________ на все времена!


- проверка теста по эталону (Слайд 9)

- Ребята выполните еще одно задание, после выполнения сверим с образцом. За каждый верно соотнесенный символ с цветом на флаге по 1 баллу. (мак.3 балла)

Задание 4. Соотнести к каждому цвету на флаге России с его символическим значением.

Мир, чистота, правда.

Небо, верность, честность.

Смелость, отвага, мужество и героизм.

- проверка задания по эталону (Слайд 10)

7. Итог урока.

- Ребята, все молодцы!

- Ребята, оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

- Сегодня вы работали по маршрутному листу, давайте подведем итоги, то есть подсчитайте набранные баллы. (Отметки за урок)

8. Рефлексия.

-Ребята, давайте подведем итог урока, о чем мы с вами сегодня говорили.

У нашего государства есть свои символы: герб, флаг и гимн. Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы России.

- Ребята, вы достигли поставленной цели? Узнали больше о Государственных символах?

Домашнее задание.

с.117-120, прочит., РТ с. 66- 67 №1,2,3 (Слайд 11)

Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Таблица перевода баллов в отметки. Баллы Отметка 18 – 20 «5» 15 – 17 «4» 13 – 15 «3»

Слайд 3

П Р К Д Р Е О Е О З Н К К С И М В О Л Ы С Д О Е Н А И Е С Н С Р Я Н К Ц Т А Т В И И Ц А Я Т И У Я Ц И Я

Слайд 4

Россия

Слайд 5

Тема урока: «Славные символы России»

Слайд 6

Символ – предмет, служащее условным знаком какого – нибудь понятия,чего – нибудь отвлеченного.

Слайд 9

1.Выберите один вариант ответа. Что не относится к Государственным символам России? государственный танец 2.Выберите один вариант ответа. В каком порядке расположены цвета на флаге России? Белый, синий, красный 3.Заполните пропуски в предложении. Музыку гимна России написал композитор А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков. 4. Заполни пропуски Россия —священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

Слайд 10

Белый цвет - мир, чистота, правда. Синий цвет – небо, верность, честность. Красный цвет – смелость, отвага, мужество и героизм.

Слайд 11

Домашнее задание: Учебник с.117-120, прочит., РТ с. 66- 67 №1,2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России». Учебник А.А.Плешаков, 2011г.

План-конспект урока по Окружающему миру 1 кл. по программе "Школа России" , учебник А.А. Плешаков,2011г. по ФГОС.Презентация к урокуТема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект "Мои домашние пито...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...