Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Журавлева Надежда Сергеевна

 

Тема: Экологическое равновесие.

Цели и задачи урока:

1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии; совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения; разви­вать познавательную активность и речь учащихся.

2.Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, внимание, память,  развивать умение делать выводы, рассуждать и объяснять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_4.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

       

Открытый урок по окружающему миру

Тема: «Экологическое равновесие»

4 класс

( Школа России)

Составила  учитель начальных классов

Журавлева Надежда Сергеевна

2013 г.

Окружающий мир (4 класс)

Тема: Экологическое равновесие.

Цели и задачи урока:

1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии; совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения; развивать познавательную активность и речь учащихся.

2.Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, внимание, память,  развивать умение делать выводы, рассуждать и объяснять.

3.Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и   поддерживать  диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

4.Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

5.  Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;   создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к окружающему миру.      

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости, повернемся к ним и поздороваемся кивком головы. Садитесь.

- Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.

  1. Актуализация знаний.

Об экологии думать – полезно. Прочитайте высказывание.

Как вы понимаете это высказывание? Почему об экологии думать полезно?

Давайте вспомним, что означает слово «экология»?

 (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

- Что изучает экология?

 (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

3.Постановка проблемной ситуации.

Перед вами весы, если в одну чашу положить груз, что произойдет, а если в обе чаши положить одинаковый груз, что произойдет?

- Что же такое “равновесие”? (Это значит “равное по весу”). Как понимаете?

- Найдите  толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)

4. Сообщение темы и целей урока.

Образуем от имени существительное экология прилагательное ( экологическое) + равновесие, какое словосочетание получится ( экологическое равновесие).

Определите  тему нашего урока: Экологическое равновесие.

Что такое экологическое равновесие?

Как думаете Что мы будем рассматривать на уроке?

Сегодня на уроке мы определим, что лежит в основе экологического равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающий мир.

Работать будем по плану:

1. Исследование связей экологического равновесия. Как связаны:

    а) живая и неживая природа

    в) растения и растения

    г) растения и животные

3. Человек и  экологическое  равновесие.

4. Экологическое равновесие –  это очень   важно или нет?

5. Работа над темой урока.

Работать будем по группам. Сейчас мы рассмотрим как связаны между собой живая и неживая природа,   растения и животные,  растения и растения.

1 группа получает задание, на слайде две картины. Что изображено?

ЛЕС И РЕКА. Подумайте, как они взаимосвязаны, как зависят друг от друга? Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие? (обсуждение в группах).

-По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду).

 Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки).То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

-Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой?

 2 группа -- . Работает по экологической пирамиде.

Исследует Что происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными.  

Беседа “Экологическая пирамида”.

- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

- А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

-Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

3 группа  исследует взаимосвязи между растениями.

Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу.

Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых...  

В данной ситуации кто нарушил равновесие?

- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

-Вырубка леса может привести к экологической катастрофе? 

-Какой мы можем сделать вывод?

Важно ли экологическое равновесие между растениями и растениями?

6.Предоставление работы группы, обсуждение результатов.

7.Физ.пауза.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре – улетела

Работа по учебнику. 

Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Что произошло в Австралии?

Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4.

- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между растениями и  животными.)

-Какой мы можем сделать вывод?

- Важно ли экологическое равновесие между растениями и  животными? (Ответы детей)

8.Закрепление.

Экологические прогнозы. ( по группам)

   Каждый день по телевизору, передают прогноз погоды – это научно обоснованное предложение о будущем состоянии погоды.

   На основе проведенных наблюдений мы можем составить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей. Давайте по вопросам составим свои прогнозы.

1 прогноз: Мыши и полевки, живущие в лесу, поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? ( В лесу есть лисицы, совы, которые поедают мышей). Составьте пищевые цепочки.

2 прогноз: В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом месте весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. Что произошло? Как должны были поступить люди? ( Животных в лесу можно отстреливать только строго определенное количество.) Составьте пищевые цепочки.

3 прогноз: Был случай, когда в одной стране стало очень много воробьёв. Они клевали зерна. И люди решили уничтожить всех воробьёв. Но когда они сделали это, размножились насекомые и погубили немалую часть урожая. Почему это произошло? ( Нельзя убивать всех птиц – обязательно расплодятся насекомые, которыми они питаются.) Составьте пищевые цепочки.

-Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: в природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.

- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила).

Какие правила вы знаете?

- Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми.

- Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142 пункт 5)

9.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Выводы.

Что лежит в основе природного равновесия?

- Почему важно экологическое равновесие?

- Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

- Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

-10.Домашнее задание.

Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.выполнить задание 1-2

Рефлексия 

Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

Работа с сигнальными карточками.

Если было интересно, легко на уроке,

 во всем разобрались  - зелёный кружок.

Если иногда были трудности, сомнения,

не совсем понравилась работа  - синий кружок.

Если не разобрались в теме,

 было не очень интересно- красный кружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе "Школа России"

     Оргпроект урока ТЕМА УРОКА: «ЛЕСА РОССИИ» Цель урока: знакомство с природной зоной.Задачи урока:сформировать у учащихся представление о лесной...

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Урок по окружающему миру для 3 класса «Школа России». Тема: Семейный бюджет

Оновные цели и задачи урока: - создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи;- ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, пра...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»

Цели:Продолжить знакомство с Красной книгой.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе н...

Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Цели: • дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов; • ф...

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: «Уравнение»

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе  («Школа России» М.И. Моро) Тема:  «Уравнение»Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе....