Конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема "Куликовская битва"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
в данном документе представлен конспект урока в 4 классе по окружающему миру. Тема урока: "Куликовская битва"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskaya_bitva_4_klass.docx | 377.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж им.А.К.Савина»
Технологическая карта урока
по предмету «Окружающий мир»
в 4 «А» классе МОУ СОШ №14
программа «Школа России»
по теме: «Куликовская битва»
Составила студентка 21 группы
Самокрутова Анна Сергеевна
Дата проведения: 30.01.2024
Методист-предметник: Тимакова М.Н.
Оценка за разработку технологической карты: ________/___________
(Подпись преподавателя)
Учитель класса: Шахметова Надежда Николаевна
(Ф.И.О учителя)
Допуск к проведению урока__________________________________
(подпись учителя)
Оценка за проведение урока: _________/___________________
Класс: 4 «А»
УМК: «Школа России».
Тема урока: «Куликовская битва».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: ознакомление учащихся с Куликовской битвой.
Дидактические:
-знать ход и значение Куликовской битвы.
Развивающие:
- учить анализировать исторические события, делать выводы, давать свою оценку событиям, определять их последовательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, 4 класс, рабочий лист с кроссвордом по теме «Куликовская битва».
Методы и приёмы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (презентация), практический (работа с кроссвордом).
Технологии: ИКТ технологии.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать ход, причины и итоги Куликовской битвы.
Познавательные:
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Регулятивные:
- Уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию.
- Уметь контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Уметь организовывать свое рабочее место.
Коммуникативные:
- Адекватно передавать информацию в речи.
- Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- Уметь учитывать позицию собеседника.
- Допускать существование у людей различных точек зрения, учитывать их и координировать.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- Формировать внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика».
- Проявлять адекватную мотивация учебной деятельности.
- Осуществлять учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
- Быть способным к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Формировать уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время |
Организационный момент Цель: -эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности к уроку всего необходимого. | Словесный (художественное слово), фронтальная форма организации | Здравствуйте, ребята! Мы за парту опустились. Руки вместе мы сложили, Ноги вместе, локти с краю, Спина ровная, прямая. | Дети здороваются с учителем кивком головы. Садятся за парту, складывают руки правильно, выравнивают спину и ноги. | 1 минута | |
Актуализация знаний или проверка домашнего задания. Цель: - повторение изученного материала, необходимого для перехода к новым знаниям. | Словесный (беседа) | Я хочу проверить как вы усвоили прошлую тему. Я задаю вопросы, а поднимаете руку, отвечаете на них. -В каком веке на Русь напали татаро-монгольские кочевники? Кто возглавил поход на Русь? Как стала называться государство татаро-монгол? Что такое дань? Почему же Русь все-таки покорилась татаро-монгольскому игу? Были ли в то время на Руси безопасные города, земли? Назовите их! | На Русь напали в 13 веке. Хан Батый. Золотая Орда. Сбор денег или натуральных продуктов с покоренных земель. Потому что между князьями на Руси не было договоренности, согласия, каждый был сам за себя. Северо – восточные земли; города Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль. | Слайд с вопросами по предыдущей теме | 3 минуты |
Постановка цели и задач урока. Цель: -мотивация учебной деятельности учащихся. постановка цели и задачи урока детьми. | Словесный, рассказ, беседа | Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие по страницам истории. Мы познакомимся еще с одной из важнейших побед русского народа. -А когда может произойти победа, в чем? Конечно, сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых значимых для Руси битвы, а почему значимых, вы скажете мне в конце урока. Чтобы узнать, что же это за битва, внимательно посмотрите на доску. Кажется, кто-то перепутал слоги в названии битвы. Давайте составим правильное слово! Скажите, какой будет тема нашего урока? Верно, сегодня мы познакомимся с Куликовской битвой. У каждого урока есть начало, середина и конец, а у каждой битвы есть что? Правильно! Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? Молодцы! Нашим помощником на сегодня будет план, который мы с вами составим во время урока вместе, мы будем прикреплять на доску таблички со всеми важными моментами Куликовской битвы, пожалуйста, записывайте их к себе в тетрадь параллельно со мной, а в конце урока вы выполните интересное задание! Слушаем меня и друг друга очень внимательно! | В войне, в сражении, в битве. Собирают на доске слово «Куликовская». Темой нашего урока будет Куликовская битва. Причина, ход и итог. Узнать причины, ход и итоги Куликовской битвы. | Слайд 2, презентация «Куликовская битва» | 3 минуты |
«Открытие» детьми нового знания. Цель: -построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Словесный (беседа, рассказ), наглядный (план на доске, презентация), практический (учебник) | В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Какой сейчас год, ребята? Верно, а здесь тысяча триста восьмидесятый! Какой это век, кто мне скажет? Да. Это было очень давно, правда? Так вот, в то время на Руси правил очень смелый и отважный князь Дмитрий Иванович Донской. Почему у него такое прозвище вы знаете? Тогда будьте особенно внимательны, вы узнаете об этом на сегодняшнем уроке тоже! Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Как думаете, почему это произошло? Может, кто-нибудь об этом помнит с прошлого урока? Правильно! Но Ивана Калиту сменил его внук Дмитрий и начались изменения. Скажите мне, битва всегда начинается просто так, или у нее есть причины? Вы молодцы! Сейчас нам предстоит эти причины выяснить. Пожалуйста, откройте учебник на странице 48, прочитайте ее назовите мне причины начала битвы. Кто готов, поднимайте глаза на меня. Ну что, кто назовет мне причину начала Куликовской битвы? Правильно! Почему князь Дмитрий отказался платить дань? Разве не легче бы ему было так же повиноваться Орде? Какие качества он проявил этим поступком? Правильно! А кто такой Мамай? Молодец! Это правильный ответ. Итак, причину выяснили прикрепляем ее на нашу карту. Не забывайте записывать пункты из карты к себе в тетрадь! Представляете, каково было Мамаю узнать, что ему отказываются повиноваться? Как вы думаете, какие чувства он испытывал? Конечно! Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. Подумайте, как люди на Руси отреагировали на такую новость? Что они чувствовали? Я думаю, вы правы. Люди на Руси любили свою родину и боялись за нее. В любой битве есть причина, итоги и что еще? Конечно! Вот и у Куликовской битвы был решающий для нее момент. Сейчас разделимся. Я предлагаю посмотреть вам небольшой видеоролик и ответить на вопросы. Первый ряд расскажет мне, когда и где проходила битва, второй ряд ответит, что произошло перед началом битвы и третий ряд подведет итоги битвы. Также в процессе ролика я буду задавать вам дополнительные вопросы. - Как думаете, зачем Дмитрий поехал в монастырь, с какой целью? Кого Сергий дал в помощники Дмитрию Донскому? Молодцы! Первый ряд, я слушаю вас, расскажите мне, когда где проходило сражение? Второй ряд, ваша очередь, ответьте мне, что произошло перед началом битвы? И третий ряд, скажите, чем битва закончилась? Как думаете, ребята, какие качества проявил Дмитрий Донской, когда пошел воевать вместе с народом? Почему у Русского народа получилось одержать победу, как вы думаете? Вы правы, ребята. Народ на Руси всегда объединялся, когда их родине угрожала опасность, в 14 веке и сейчас, в 21 веке. Любил ли народ свою страну тогда, любит ли сейчас? Я с вами согласна. Вы отлично поработали! Закрепляем наши таблички на доску. | Сейчас две тысячи двадцать четвертый год. Четырнадцатый. Да, давно. Нет Это случилось, потому что князь Иван Калита вошел в доверие к Хану Батыю и ему разрешили самому собирать дань. Да, битва не может начаться просто так. Читают учебник. Дмитрий отказывался платить дань Орде, и Мамай решил наказать Русь. Князь Дмитрий хотел освободить свой народ от власти Орды. Князь проявил смелость, отвагу, непокорность. Один из сильных правителей в орде в ту пору. Ярость, злость, агрессию, недовольство, обиду, чувство мести. Им было страшно, они переживали, они боялись за свою родину. Ход. Смотрят учебный фильм. Дмитрий хотел получить благословение от Сергия Радонежского. Богатырей Пересвета и Ослябю. Битва происходила 8 сентября 1380 года на Куликовом поле между Доном и его притоком – рекой Непрявдой. Перед началом битвы сразились богатыри Челубей и Пересвет, оба погибли. Русская конница внезапно вылетела из леса и ударила по врагу, враги убежали. Народ поверил, что зависимость от Орды не будет вечной, возросла важность Москвы у людей. Отвагу, смелость, силу, любовь к своей родине. Потому что народ объединился и вместе сражался против врага. Да. | Презентация, учебник на страницах 47 – 50, карта мыслей, учебный видеоролик о Куликовской битве | 15 минут |
Физминутка | Перед тем, как выполнить задания, мы с вами проведем небольшую разминку. Встаем со своих мест, отходим от парт и повторяем за мной все движения. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (Руки на поясе.) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево.) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо.) Через левое плечо. (Поворот влево.) Садимся на свои места и продолжаем работу. | 1 минута | |||
Первичное закрепление новых знаний. Цель: -проверить усвоение изученного материала, решение практических задач. | Практический (работа в тетради по теме урока), рассказ на основе составленного плана | В самом начале урока я сказала вам, что сегодня на уроке у нас будет карта, которая поможет нам лучше запомнить материал. Мы с вами заполняли ее основными моментами битвы после ваших ответов. Кто-нибудь уже догадался, зачем она нам сейчас понадобится? Молодцы! Сейчас вам предстоит очень важное задание, следуя этому плану вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке. Даю вам минутку на составление рассказа самостоятельно, а затем я спрошу несколько человек! Слушайте друг друга внимательно! Минута прошла, давайте послушаем ваши рассказы! Вы хорошо поработали! ! Задание, на случай, если останется время! Теперь давайте еще раз закрепим знания в письменной форме. Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 20 и выполните задание №2. Будьте внимательны. Когда будете готовы, сделайте домик над головой. Я вижу, что вы готовы отвечать, давайте проверим, как же вы ответили на вопросы. Первый вопрос: название реки, которое не относится к куликовской битве. Правильно! Следующий вопрос, кто прочитает и ответит на него? Правильно, молодец! Следующий вопрос, прочитайте вопрос и свой ответ. Умница! Следующий вопрос: кто не был участником поединка, который состоялся перед началом битвы? Правильно! И последний вопрос. Кто прочитает вопрос и даст на него ответ? Вы большие молодцы, отличная работа! Перед вами лежат рабочие листы, подвиньте их к себе, у каждого по одному на парте, решите кроссворд в паре. На доске у вас есть план-помощник, можете обращаться к нему, на нем подчеркнуты сложные слова, имена и названия. Как будете готовы, сделайте со своим соседом по парте домик из рук. Теперь давайте по цепочке проверим ваши ответы. Начинаем с цифры один. Какое слово получилось у вас в итоге? Кого это слово отражает в Куликовской битве? Какие вы молодцы! У вас получилось решить этот кроссворд! | Составить рассказ, ответить! Рассказывают в соответствии с планом о Куликовской битве. Дунай. Полководец, возглавивший русское войско: Дмитрий Донской. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года. Мамай. Куликовская битва закончилась: победой русских войск. Единство! Русский народ. | Рабочая тетрадь на страницах 20-21, план на доске | 12 минут |
Рефлексия деятельности, возвращение к цели урока, к её выполнению Цель: -осознание обучающимися результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Словесный, беседа | Скажите мне, что мы сегодня узнали на уроке? Пришли ли мы с вами к цели? Как вы думаете, вы хорошо поработали на этом уроке? Были ли у вас затруднения в выполнении заданий? Почему они произошли? | Сегодня мы узнали, как проходила куликовская битва, ее исход и причины. Битва на Куликовом поле, укрепила значение Москвы как центра объединения русских земель, утвердила авторитет московского князя и явилась важным звеном в процессе формирования централизованного Русского государства. Да, пришли. Отвечают в соответствии со своими ощущениями от работы на уроке. | 2 минуты | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Словесный, рассказ | Теперь, пожалуйста, прослушайте домашнее задание. Внимательно прочитайте учебник на страницах 47 – 50, просмотрите наш с вами план в тетради и самостоятельно составьте рассказ от лица воина на Куликовской битве. Учитывайте, пожалуйста, время, которое было во время битвы, узнайте дополнительно о форме одежды, уточните исторические особенности в интернете, можете посмотреть мультфильмы или фильмы о Куликовской битве, чтобы лучше понять то время! До свидания. | 2 минуты |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру 4 класс. «Куликовская битва»
Тема урока: «Куликовская битва»»(Программа Школа России) Тип урока: комбинированныйЦель: Познакомить учащихся с важным ист...
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России
Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Куликовская битва". Конспект составлен по УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., программа "Школа России" Тема: «Куликовская битва»
Тема: «Куликовская битва»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония
Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...