Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_kulikovskaya_bitva.docx | 42.65 КБ |
prilozhenie.docx | 13.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликовская битва
Дата: 15.03.2017
Класс: 4 «Е»
Учитель: Анищенко О.В.
Предмет: Окружающий мир
Тема: Куликовская битва
Цели: создать условия для формирования у обучающихся представления об историческом событии в жизни нашего Отечества – о Куликовской битве, подвигах защитников Руси.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в группах
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Ход урока.
- Стадия вызова.
- Игра «Домино»
- Чтобы проверить, насколько внимательными вы были на предыдущих уроках, я предлагаю вам игру «Домино» (Приложение 1). Ваша задача – правильно соотнести дату и событие.
- Сверьте ваши работы с эталоном (Слайд № 3). Если вы допустили ошибки в определении какой – либо даты, то подчеркните тему, к которой она относится.
- Итак, кому какую тему нужно повторить. Ответы детей.
2. Постановка учебной задачи.
- Какая дата осталась у вас без объяснения? (1380)
- В тот год у оружейников были большие заказы, было много работы. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьями или рогатинами, боевыми топорами или шестоперами, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого.
- Давайте сейчас попробуем снарядить воина конца XIV века. Один учащийся будет рассказывать о снаряжении того времени, а остальные – находить соответствующее вооружение на слайде. (Слайд № 4)
Ученик. Вооружение того времени было очень тяжелое: с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывали забрало. У некоторых шлемов сзади прикрепляли кольчужную сетку для прикрытия ушей, шеи и плеч. Главным наступательным оружием были копья и стрелы – они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук в особом чехле, который назывался налучие или налучь (футляр для лука). Колчан и налучь делали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употребляли мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
- Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди? (Чтобы сражать за свою свободу).
- Значит, о каком событии мы будем говорить сегодня на уроке? (О какой-то битве).
3. Приём «Парная и групповая мозговая атака».
- Что такое битва? В парах запишите, что приходит на ум со словом битва существительные, синонимы, прилагательные, какая бывает битва. Ответы детей.
Цитата: «Если драка неизбежна, надо быть первым!» В.В. Путин (Слайд № 5)
- Как вы понимаете эти слова? Ответы детей.
- Сегодня вы мальчишки, а завтра защитники нашей страны.
- Какая дата осталась у нас без объяснения, о каком событии мы сейчас говорили? (1380, битве).
- Давайте сформулируем учебную задачу на сегодняшний урок.
Узнать о битве, которая произошла в 1380 году. (Слайд № 6)
- Стадия осмысления содержания.
- Приём «Инсерт».
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 70-72. Во время чтения текста сделайте пометки. (Слайд № 7)
(+) новое
(-) думал(ла) иначе
(?) хочу спросить
(V) знал(ла)
- Ребята, а каких знаков у вас получилось больше?
2. Приём «Совместный поиск»
Задание по рядам:
1 ряд: «Что в тексте привлекло ваше особое внимание? Что удивило? Что запомнилось? Почему?»
2 ряд: «Какие мысли возникли у вас в связи с этим запомнившимся отрывком?»
3 ряд: «Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли у вас в связи с этим отрывком?»
Ответы детей.
3. Прием «Перекрёстная дискуссия»
Работа по рядам. На каждый ряд выдается листок с таблицей для перекрёстной дискуссии.
Аргументы «За» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «Против» |
1. Согласны ли вы, что сражение на Куликовском поле было неизбежным? | ||
2. Отношение к Дмитрию Донскому отрицательное или положительное. |
Ответы детей.
4. Физминутка. (Слайд № 8)
5. Работа с кластером
Слайд №
- Вспомните план, по которому мы изучаем сражение битвы. На каждый вопрос находим ответ в тексте учебника.
6. Стратегия решения проблем «Идеал»
- ПОЧЕМУ произошла эта битва? Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве. На протяжении ста лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. Вдруг ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям – монголо-татарам, перестал платить дань. А Золотая Орда к тому времени приходила в упадок. Предположите, как бы отреагировали ордынцы на эту дерзость московского князя? Ответы детей.
- Об этом я вам сейчас расскажу. Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у русских охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе его владычеству придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел, как в свое время Батый, разгромить Русь. И послал он на Москву войско во главе с военачальником Бегичем. 11 августа 1378 года на реке Воже, в Рязанском княжестве, произошло сражение. Дмитрий разделил свое войско на три части и во главе главного полка атаковал ордынскую армию с фронта, в то время как князь Даниил Пронский и окольничий Тимофей Васильевич атаковали ордынцев с флангов, в обхват.
(Слайд № 10)
- Ордынцы были разбиты наголову и бежали за речку Вожу, потеряв много убитых и обозы, которые русские войска захватили на другой день, бросившись преследовать ордынцев. Битва на реке Воже имела огромное моральное и военное значение как генеральная репетиция перед битвой, последовавшей спустя два года. Разгневанный Мамай начал готовить новый поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами.
(Слайд № 11, 12)
– Пока шел всеобщий сбор военных сил, Дмитрий Иванович поехал в Троицкую обитель – монастырь в глухом лесу, где в уединении жил, проводил время в добрых делах и горячих молитвах Сергий Радонежский. Что это был за человек? (Слайд № 13)
Показ видеоурока «Преподобный Сергий Радонежский».
– Как вы думаете, почему накануне битвы с Мамаем Дмитрий пришел к Сергию Радонежскому? (За благословением, моральной поддержкой. Русские люди верили Сергию и считали, что он может предвидеть будущее.)
- Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание в присутствии всех перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Ивановича, но и отправил на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослябю. Оба они были настоящими богатырями. Итак, почему и с кем развернулась битва? Дети отвечают.
- Когда и где происходила битва? Закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения: «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти наутро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».
Рассмотрите картину Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». (Слайд № 14)
– Какие лица у участников сражения? Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью. Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому понят- но, что обратной дороги нет).
-Где на этой картине изображен сам князь? (Вместе с воинами). Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача? (Чтобы быть наравне со всеми, рядом со своими воинами).
-Да, действительно, Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении и, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. Воеводы и князья уговаривали Дмитрия Ивановича: «Княже, не становись во главе биться …» Но ответил князь: «Да как же я скажу кому-нибудь: “Братья, встанем крепко на врага!” – а сам встану сзади и лицо свое скрою? Не могу я так сделать. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». Итак, наступило утро 8 сентября 1380 года. Не желая допустить врага к стенам Москвы, князь Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон. Переправившись через Непрядву, приток Дона, князь приказал разрушить мосты. Зачем? (Чтобы никто не думал об отступлении).
– По обычаям того времени битва началась с поединка воинов-богатырей. Посмотрите на картину Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (Слайд № 15)
– Из рядов ордынцев на могучем коне выехал богатырь Челубей. С русской стороны вызов принял Александр Пересвет. Богатыри, пришпорив коней, понеслись навстречу друг другу. От их столкновения задрожала земля, зазвенели доспехи. Пронзив друг друга копьями, оба воина погибли. И началась тяжелая битва. Все огромное поле было заполнено людьми, невозможно было не только размахнуться, но даже вздохнуть. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.
Решающий момент наступил тогда, когда в самый разгар сражения неожиданно для Мамая появились новые свежие силы русских. Это был засадный полк, скрывавшийся по приказу князя Дмитрия в зеленой дубраве и терпеливо дожидавшийся своего часа. Внезапный удар русского полка поверг монголов в смятение, и они, объятые ужасом, обратились в бегство. Войско ордынцев было разгромлено. (Слайд № 16)
В память победы на Дону народ стал называть тридцатилетнего князя Дмитрием Донским. Великий князь был отважным воином и мудрым государем. Но он был еще и самым милосердным правителем своего времени. Не случайно позже князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Где происходила битва? (На Куликовом поле). Под каким названием она вошла в историю? (Куликовская битва). А еще эту битву называют Мамаево побоище.
III. Рефлексия.
1. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
- По тексту заполните таблицу тонких и толстых вопросов. Напоминаю «тонкие» вопросы требуют простого односложно ответа. А «толстые» вопросы требуют развернутого ответа. Работаем в группах.
2. Рефлексия учебной деятельности.
- Какаю учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы этой цели? На все вопросы, поставленные в начале урока, мы дали ответ? Дети отвечают.
– Много ярких событий было в истории нашей страны. Но Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. О ней: y написаны художественные произведения (О.Н. Тихомиров – «На поле Куликовом»); (Выставка книг) (Слайд 17) y созданы скульптурные памятники (А.П. Брюллов – «Памятник-обелиск в честь Дмитрия Донского»); (Слайд 18) создан государственный заповедник «Куликово поле» в селе Монастырщино, в котором есть аллея памяти городов – участников Куликовской битвы, Музей Куликовской битвы, памятник великому московскому князю Дмитрию Донскому; (Слайд 19) y созданы исторические полотна (картина О.А. Кипренского «Дмитрий»; (Слайд 20) y созданы музыкальные произведения (А.Г. Рубинштейн – опера «Куликовская битва»); (Слайд 21) y поставлены рисованный мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы» (режис- сер Р.Давыдов) и документальный фильм «Куликовская битва» (писатель-историк С.Николаев). (Слайд 22) – Пока мы храним память о героях, отстоявших Русскую землю, пока живем так, как они, – честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и ее народ.
Поэт и военный летчик Алексей Афанасьевич Чумаков сказал:
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
3. Домашнее задание. (Слайд № 24)
Домашнее задание на закладках с красным фоном – для тех, кто тему урока понял и может ее объяснить другим (составить по теме игру «Да – Нет»); на желтом – для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может (подготовить пересказ с. 70–72 учебника); на зеленом – для тех, кто испытывает трудности в усвоении темы (ответить на вопросы на с. 74).
4. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
1 ряд: «Что в тексте привлекло ваше особое внимание? Что удивило? Что запомнилось? Почему?»
2 ряд: «Какие мысли возникли у вас в связи с этим запомнившимся отрывком?»
3 ряд: «Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли у вас в связи с этим отрывком?»
Аргументы «За» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «Против» |
1. Согласны ли вы, что сражение на Куликовском поле было неизбежным? | ||
2. Отношение к Дмитрию Донскому отрицательное или положительное. |
Аргументы «За» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «Против» |
1. Согласны ли вы, что сражение на Куликовском поле было неизбежным? | ||
2. Отношение к Дмитрию Донскому отрицательное или положительное. | ||
Аргументы «За» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «Против» |
1. Согласны ли вы, что сражение на Куликовском поле было неизбежным? | ||
2. Отношение к Дмитрию Донскому отрицательное или положительное. |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
СОБЫТИЕ ГОД
______________________________________
? 862
Правление князя Рюрика 988
Крещение Руси 1147
Образования Москвы 980
Правление князя Владимира 1242
Ледовое побоище 1019
Правление князя Ярослава Мудрого 1325
Правление князя Ивана Калиты 1380
СОБЫТИЕ ГОД
______________________________________
? 862
Правление князя Рюрика 988
Крещение Руси 1147
Образования Москвы 980
Правление князя Владимира 1242
Ледовое побоище 1019
Правление князя Ярослава Мудрого 1325
Правление князя Ивана Калиты 1380
СОБЫТИЕ ГОД
______________________________________
? 862
Правление князя Рюрика 988
Крещение Руси 1147
Образования Москвы 980
Правление князя Владимира 1242
Ледовое побоище 1019
Правление князя Ярослава Мудрого 1325
Правление князя Ивана Калиты 1380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс
Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...
Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...