конспект урока по окружающему миру 4 класс. «Куликовская битва»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: «Куликовская битва»»
(Программа Школа России)
Тип урока: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Планируемые результаты:
ü Предметные: расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске; отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.
ü Личностные: проявлять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.
ü Понятия: Куликовская битва; Челубей; Ослябю; Непрядва.
Оборудование: учебник, презентация, историческая карта, карточки с кроссвордами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_4_klass_kulikovskaya_biva.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Тема урока: «Куликовская битва»»
(Программа Школа России)
Тип урока: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Планируемые результаты:
- Предметные: расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске; отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.
- Личностные: проявлять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.
- Понятия: Куликовская битва; Челубей; Ослябю; Непрядва.
Оборудование: учебник, презентация, историческая карта, карточки с кроссвордами.
Этапы, методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Метод – словесный Приём – подводящий диалог. | 1 мин. | Добрый день, ребята! Я с нетерпением ждала нашей встречи, так как мне очень хочется снова отправиться вместе с вами в путешествие по страничкам истории нашей родной страны. Покажите сигналом, вы готовы к путешествию? | Слушают учителя. Проверяют организацию своего рабочего места. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Мотивационный этап. Метод – словесный; Приём – беседа. | 1 мин. | Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова) 1) слушать;2) думать;3) узнавать;4) сравнивать;5) делать выводы. | Слушают учителя Читают с доски глаголы | Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Словесный метод; Слово учителя Метод – словесный. Приём-беседа. | 3 мин. | Ребята, давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? «Русь расправляет крылья». Дома еще раз читали текст из учебника? Тогда ответьте на несколько вопросов: Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль). – Какими стенами его обнесли? (Дубовыми). – Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха). (Рассказ о Кремле; о шапке Мономаха) | Отвечают на вопросы учителя.
Кремль; Дубовыми; Шапку Мономаха | Регулятивные: Умение слушать и понимать других. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Постановка учебной задачи и её решения. Слово учителя Работа по слайду Метод- практический; Словесный метод; Слово учителя Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Метод Наглядно-практический Ознакомительное чтение Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Работа с картой | 20 мин. | Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа. А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны названия трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы России”) Какую цель мы поставим на этом уроке:
Давайте прочитаем текст из учебника, откройте страницу 70. Будем читать по частям. Начинаем читать, первую часть. Ребята, что здесь мы узнали?. Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки – пословицы:
Правильно князь обладал такими качествами, как смелость, храбрость, отвага... молодцы! Продолжим читать дальше. Ребята, что мы узнали во второй части? А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин) О каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:
Князь был умным, мудрым ...молодцы! Продолжим читать следующую часть. О чем это говорит? Пословицы на доске:
Ответы детей: вера в Бога...О какой черте характера это говорит? Пословицы:
Ответы детей: Скромность..молодцы! читаем следующую часть. Как это характеризует князя? Пословицы:
Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность) Читаем дальше. О какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял). Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве. Ребята, давай поработаем с исторической картой на странице 73. Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск. Закончили? Молодцы! А кто теперь может выйти к доске и показать, тоже самое, что только что делали. Пожалуйста, бери указку и показывай на экране. Спасибо, присаживайся. Ребята, почему Дмитрия Донского была важна поддержка Сергия Радонежского? Какие поединки богатырей вам известны? В чем смысл поединка богатырей перед битвой? Найдите текст под зеленой чертой на странице 74, прочитайте его. Дак, что произошло 8 сентября 1380 года? Молодцы! | Слушают учителя Война, битва, бой Куликовская битва Познакомиться еще с одним историческим событием Читают текст учебника по частям Читают пословицы смелость, храбрость, отвага Один в поле не воин Князь был умным, мудрым Князь верил в Бога Скромность Честность от слово честь достоинство Читаю текст по цепочке Он себя не выделял Работаю с картой учебника Один ученик выходит к доске. Битва, на которую отправлялся Дмитрий Донской, была очень нелегкой, и ему была нужна поддержка Бога. Поэтому он и обратился за благословением к великому святому - Сергию Радонежскому. | Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Определять цель урока. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные : Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Решение частных задач на основе анализа текста. Метод- практический, словесно-наглядный. Выделение важной информации. Метод практический Прием: Разгадывание кроссворда. | 13 мин.
| Ну вот мы познакомились и с Куликовской битвой. Теперь проверим, насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.( Работа в парах). По горизонтали: 1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем 3. Приток Дона близ места Куликовской битвы 4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве 7. Московский князь, дед Дмитрия Донского. 9. Военачальник монголо-татар 10. Русский богатырь, противник Челубея 11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря По вертикали: 2. Основатель Троицкого монастыря 5. Поле битвы 8 сентября 1380 года 6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам 8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве Ответы: 1. Челубей 3. Непрядва 4. Донской 7. Калита 9. Мамай 10.Пересвет 11. Ослябю 2. Сергий 5. Куликово 6. Москва 8. Дмитрий. Кто закончил, подпишите листочки и передайте на первую парту. Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы. На слайде фото - Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы. | Разгадывают кроссворд в парах Работают самостоятельно Передают свои работы на первую парту Смотрят памятники героям куликовской битвы | Познавательные: Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные : самоопределение к деятельности |
Итог урока. Рефлексия. Словесный метод: беседа по вопросам. | 2 мин. | Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …». – Кто хочет поделиться своими размышлениями? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените Ребята, с каким событием мы познакомились? А вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны. Открываем дневники, записываем Д/з страницы 70 – 73 прочитать; стр. 74 вопросы проверь себя, составить план рассказа о этой битве. Ребята, урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока С куликовской битвой Слушают учителя Записываю Д/З | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России
Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Куликовская битва". Конспект составлен по УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., программа "Школа России" Тема: «Куликовская битва»
Тема: «Куликовская битва»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония
Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема "Куликовская битва"
в данном документе представлен конспект урока в 4 классе по окружающему миру. Тема урока: "Куликовская битва"...