Прикладная связь в обучении на уроках и занятиях окружающего мира в начальной школе по ФГОС
статья по окружающему миру (2 класс)

Милкина Елена Константиновна

В каждом из нас с детства заложен огонь интереса и любознательности к окружающему миру. Мы готовы впитывать в себя еще неизведанное, радоваться всем своим новым открытиям, знаниям и умениям. Но с приходом в школу, к сожалению,  этот огонь постепенно затухает, а не разгорается, как следовало бы ожидать. Учителя пытаются ответить на сложные вопросы: «Что  делать? Как побороть пассивность на занятиях? Как завлечь? И чем мотивировать тягу к знаниям? Что мы можем предложить или сделать, чтобы  глаза ребенка  загорелись, а душа открылась? Как превратить свой урок взрослого в  урок для детей? Как можно превратить «должен» учителя в «я хочу» и «я буду» ученика?.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладная связь в обучении на уроках и занятиях окружающего мира в начальной школе.

Милкина Елена Константиновна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №61 им. С. В. Капранова»

г.Чебоксары

Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государств, и народ, и человечество) существует только для учителя»

К. Д. Ушинский

В каждом из нас с детства заложен огонь интереса и любознательности к окружающему миру. Мы готовы впитывать в себя еще неизведанное, радоваться всем своим новым открытиям, знаниям и умениям. Но с приходом в школу, к сожалению, этот огонь постепенно затухает, а не разгорается, как следовало бы ожидать. Учителя пытаются ответить на сложные вопросы: «Что делать? Как побороть пассивность на занятиях? Как завлечь? И чем мотивировать тягу к знаниям? Что мы можем предложить или сделать, чтобы глаза ребенка загорелись, а душа открылась? Как превратить свой урок взрослого в урок для детей? Как можно превратить «должен» учителя в «я хочу» и «я буду» ученика?.

Мы стараемся учить детей так, как учили нас. На сегодняшний день подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети растут в мире современных информационных коммуникационных технологий. И, чтобы знания, переданные детям, надолго запомнились, стали прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование, уместно использовать метапредметные подходы в общей системе предметов. Метапредметный подход предполагает, что ученик не только охватывает всю систему знаний, но и удаётся усвоить универсальные способы действий, где конечной целью послужит применение в своей жизни. Научить детей учиться, самим добывать знания и применять на практике – вот какую задачу учителя сегодняшнего дня

Рассмотрим на примере изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. Применение метапредметного подхода осуществляется на уроке, где основная цель предмет – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах, явлениях как компонентах единого, целого мира, практико-ориентированных знаний о природе, о человеке, об обществе, в котором мы живем, метапредметных знаний и действий. Помочь понять «Кто я в этом мире?» в системе природа-человек-общество.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках окружающего мира? Начнем с того, что при проведении уроков или занятий, мы стараемся обучить детей умению общаться друг с другом, спорить и отстаивать свое мнение, правильно задавать вопросы и правильно на них отвечать, быть инициативным и творческим в получении новых знаний. Это прежде всего коммуникативные качества и они на сегодняшний день актуальны. Так же результатом метапредметного подхода в начальной школе является сформированность на определенном уровне УУ. И безусловно, задачи по развитию мышления, коммуникативных и др. способностей ставились учителями всегда, но традиционный подход к организации урока редко позволяет использовать все возможности потенциала изучаемого материала для развития.

На примере темы урока «В гости к зиме» окружающего мира 2го класса можно подробнее остановиться на применении метапредметной связи в общей системе знаний с окружающей нас жизнью. Во-первых, данная тема идёт по программе в зимний период, что более точно выражает всю красоту природы в данное время года. Во-вторых, параллельно данному предмету, можно встретить темы уроков и по другим учебным занятиям, таких как Литературное чтение с темой «Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»», предмета Технология с темой: «Зимняя сказка» и Изобразительное искусство с темой «Зимний лес», что является неотъемлемой частью целостного видения картины мира зимой. Остановимся на уроке окружающего мира.

Что предлагает нам методическое пособие? В начале урока слово даётся учителю с небольшим монологом о времени года. Учитель излагает материал, знакомит учеников с темой урока в учебнике, проводится работа в парах в рабочих тетрадях. В течение урока предлагаются загадки о зиме. Урок продолжается текстом из учебника. В конце урока подводятся итоги и даётся домашнее задание. Урок изучения нового материала – вот вид урока, который подразумевает данная тема. Но запомнили ли ученики? Учитель в полном объеме передал определенный набор сведений, но взяли ли учащиеся эту информацию?

Что поменяется, если урок по теме «В гости к зиме» пройдет с использованием метапредметного подхода? В начале урока педагог приветствует учеников и предлагает взглянуть в окно и отметить свои наблюдения. Затем прослушать произведение «Зима. Декабрь» из музыкального цикла для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Времена года». Затем, учитель с помощью наводящих вопросов ( «Что вы увидели за окном сегодня?», «С чем ассоциируется музыкальная композиция?», «Что вы слышите в музыкальном произведении?», «По каким признакам можно определить время года?» и т.п.) подводит учеников к теме урока. В мотивационной части урока, педагог называет имена великих русских поэтов, композиторов, художников, а так же писателей и композиторов Чувашии, демонстрируя иллюстративный ряд произведений, которые отразили это время года в своих работах. После названия темы на экране появляется картина Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком». И здесь, вместе с детьми, любуемся холодными цветами зимы и лунного света. Можно опираться на сравнительные характеристики, что позволяет детям высказываться своими словами и чувствами.

Во 2ом классе активно используется куклотерапия как один из метапредметных технологий, где через игрушку совы «Бони» передается необходимая информация не от первого лица, а от лица игрового персонажа, что служит проводником в общении с учениками. С помощью игрового момента дети становятся участниками открытого пространства взаимодействия в образовательном процессе, без боязни коммуникатировать с учителем, друг с другом, перестают бояться устного ответа и учатся с радостью формулировать и озвучить свои идеи и мысли. Итак, возвращаясь к теме урока, учитель, от лица совы, знакомит обучающихся с птицами и животными, которые меняют свой окрас в природе, меняют повадки в зимнее время. Наша сова «Боня» не остается в стороне, ведь она – полярная сова, занесенная в Красную книгу и окрас она тоже меняет в зимнее время года. Также учитель не забывает рассказать об удивительном факте из области краеведения, а именно, что полярная сова была замечена на территории Чувашии, иногда поселяется рядом с жилыми домами и ребята могут ее увидеть, если будут внимательнее наблюдать за природой вокруг. Ведь задача всего урока, с применением метапредметной подхода – научить обучающихся пользоваться полученными знаниями на практике.

Ознакомившись с темой урока, в заключении для подведения итогов педагог, проговаривая итоги урока по пройденной теме, предлагает ученикам побыть художниками и изобразить работу «Тихо падал снег» с использованием колорита холодных цветов, закрепляя тему по цветоведению.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД и дает возможность непосредственно на уроках обучающимся реализовать свой творческий потенциал.

В результате изучения курса «Окружающий мир» уже на начальной ступени общего образования у обучающихся будут формироваться метапредметные учебные действия, как мотивация учиться, познавать новое, делать открытия и применять полученные умения на практике в основной школе, что позволит создать условия успешного продолжения образования обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе.

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе. ...

Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.

Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС

Данная презентация поможет учителю начальных классов более точно и граммотно оценивать не только письменные работы, но и устные ответы учащихся....