Занимательная задания об окружающем мире Методическое пособие (рассчитано на детей 10-11 лет )
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Занимательная задания об окружающем мире
Методическое пособие (рассчитано на детей 10-11 лет )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metposobie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Стародрожжановская начальная школа-детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ
Занимательная задания об окружающем мире
Методическое пособие (рассчитано на детей 10-11 лет )
Автор Учитель начальных классов Ханзярова Гузалия Рифкатовна
Тема: «Природные зоны России» занимает важное место в курсе природоведения 4 класса.
Эта тема позволяет устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы. Значительно пополняет словарный запас учащихся, поскольку приходится усваивать много терминов, понятий за короткий срок, поэтому использование занимательного материала, задач – «ловушек», проблемных ситуаций будет способствовать более глубокому и прочному усвоению данной темы. Задания предназначены как для фронтальных, так и для индивидуальной и дифференцированной работы.
В АРКТИКЕ
Исправь ошибки в тексте.
Солнце Арктики поднимается высоко над горизонтом.
Зимой в Арктике полярный день Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
Найди лишних птиц Арктики.
Чайки, сайки, казарки, гагарки, кайры, кулики, тупики. Ответ: лишние – казарки, кулики, сайки не птицы.
Закончи предложения.
На камня островов встречаются … похожие на накипь. Кое-где растут … а в море множество … ими питаются рачки.
Ответ: лишайники, мхи, полярные маки, водоросли.
Тесты.
- Огромные колонии птиц, селящиеся на отвесных скалах арктических островов, называются:
а) птичьи ярмарки;
б) птичьи рынки;
в) птичьи базары.
2. Рыба, обитающая в морях Арктики, называется:
а) сайка;
б) сойка;
в) сушка.
3. Белому медведю помогает приспособиться к условиям Арктики:
а) белый цвет меха;
б) широкие лапы;
в) густая длинная шерсть.
Угадай, о каких животных идет речь?
- Он - полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. (Морж.)
- Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень.)
- Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь)
- Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит)
В Тундре
Сравни климат Арктики и тундры. Что общего? Почему? Каковы отличия? Чем это вызвано?
Установи стрелками соответствие
Полярная ива Ягоды
Брусника
Ягель
Голубика Деревья
Карликовая береза Лишайники
Морошка
Мхи
Тесты.
- За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:
а) на 50см;
б) на 50 м;
в) на 500 м.
- Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины:
а) 5 м;
б) почти 500м.
3. В тундре много болот и озер, так как:
а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;
б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.
4. Деревья в тундре низкие:
а) карликовым легко спрятаться под снегом, спокойно зимуют в тепле «под снежным одеялом»;
б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;
в) у поверхности земли теплее, ветер слабее;
г) не завезли в тундру обычные породы деревьев.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, б; 4 – а, б, в.
Графический диктант «Животные тундры».
Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. По рисунку легко и быстро проверить работы.
- В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.
- Белая куропатка – хищная птица.
- Белая сова – растительноядная птица.
- Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
- Песцы питаются леммингами.
- Дикий северный олень питается ягелем.
- Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
- Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
- Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
- Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
Ответы:+--+++-+++.
В степи
Исправь ошибки.
- Ковыль, типчак. Полынь цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений.
- Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху. Так как у них длинные корни, чтобы добывать воду из глубины земли, и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
- В степи мног насекомых – кузнечиков и лошадок. Лошадки кормятся мелкими насекомыми, а кузнечики в основном растительной пищей.
- Журавль-красавка – самый крупный из журавлей. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы.
- Грызунами, живущими в степной зоне. Питаются степные хорьки. Гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.
Какое это животное?
- Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16 кг пшеницы запасает он на зиму (хомяк).
- Одна из самых крупных и «нарядных» по оперению птиц. Вес взрослого самца достигает 10 кг. Питается мелкими ящерицами, змеями, жуками, саранчой, а также листьями, цветками и семенами растений. (Дрофа).
- То тут, то там столбиками стоят и тоненько посвистывают (Суслик).
- Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку. (Сурок).
- Поедает в огромном количестве насекомых – вредителей садов и огородов. (степной жаворонок.)
В пустыне
Три путешественника побывали в пустыне в разное время года. По описанию догадайся, кто когда был.
- Небо безоблачное, солнце палит беспощадно. Часто не выпадает ни капли дождя. Температура поднимается до 80℃ . в такое время без труда можно испечь яйцо на раскаленном песке. А в тени термометр показывает 40-50 ℃. Однако, ночи в пустыне прохладные.
- Сначала я не поверил, увидев зеленый ковер, сплошь затканный алыми узорами, - трава и маки! В кустах звенят птицы. Но проходит несколько недель – и нет больше этого великолепия.
- Это время года длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают 20 – 25 ℃.
Соотнеси описание растений и животных пустыни с названиями, представленными после текста в рамке.
- Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.
- Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюда.
- Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зряее прозвали пустынным крокодилом.
- Удивительный зверек, этот … Нет воды – и не надо. Ему хватает той влаги, которая в стебельках растений.
- У этого кустарника роль листьев играют зеленые веточки, плоды очень легкие и снабжены особыми выростами.
- От жары и опасности она зарывается в песок. Да так быстро словно тонет в нем. А врагов пугает так: хвост пружиной закрутит, пасть раскроет. На самом деле совсем она неопасна.
- Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нем ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить.
- Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием песка. Называют его «песчаным овсом».
- Этот грызун – типичный обитатель пустыни, роет сложные разветвлённые норы.
- Жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок.
- верблюд;
- сайгак;
- скарабей;
- варан;
- песчанка;
- верблюжья колючка;
- джузгун;
- ящерица-круглоголовка;
- тушканчик;
- колосняк.
Тесты.
- Пустынным крокодилом прозвали: а) варана; б) песчаного удавчика; в) ящерицу кругоголовку.
- Самое быстроногое животное: а) корсак; б) медляк; в) сайгак.
- Большие уши помогают спасаться от жары: а) ушастому ежику; б) ящурке; в) корсаку.
- В пустыни много пресмыкающихся: а) ящурка быстроногая; б) песчаный удавчик; в) полуденная песчанка; г) ящерица кругоголовка.
- Без влаги могут обходиться: а) сайгак; б) скарабей; в) верблюд.
- В пустыне водятся грызуны: а) тушканчик; б) песчаный удавчик; в) песчанка полуденная; г) варан.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, в; 4 – а, б, г; 5 – б, в; 7 – а, в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занимательные задания по окружающему миру для 3-4 классов
занимательные задания по окружающему миру для учеников 3-4 кл....
Методическая разработка "Карта групповых заданий" по окружающему миру 3 класс
Методическая разработка "Карта групповых заданий" по окружающему миру 3 класс...
Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс.
Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс....
Окружающий мир Методическое пособие 2 класс
Методическое пособие 2 класс...
Методическое пособие «Разноуровневые задания по окружающему миру» Тема: Золотое кольцо России
Методическое пособие«Разноуровневые задания по окружающему миру» Пояснительная запискаНачальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она дол...
Методическая разработка "Олимпиадные задания по окружающему миру для учащихся 2-4-х классов"
Банк олимпиадных заданий по окружающему миру для учащихся 2-4-х классов, направленных на выявление у обучающихся творческих способностей и познавательного интереса к предмету. Основные задачи олимпиад...
Тестовые задания по окружающему миру+олимпиадные задания
Тестовые вопросы по теме: «Луг, лес, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Имеются олимпиадные задания....