Методическое пособие «Разноуровневые задания по окружающему миру» Тема: Золотое кольцо России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Методическое пособие
«Разноуровневые задания по окружающему миру»
Пояснительная записка
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и
Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
- Выявление отставаний в ЗУН;
- Ликвидацию их пробелов;
- Устранение причин неуспеваемости;
- Формирование интереса и мотивация к учебе;
- Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуемся следующими требованиями:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки
Пособие по русскому языку предназначено для начальной школы. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
- Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
- Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
- Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.
На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано в самостоятельной работе, работе в парах.
Выводы по использованию разноуровневого материала на уроках русского языка следующие:
- учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 2-го и 3-го уровней;
- стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
- поднялся уровень преподавания в начальной школе;
- дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Окружающий мир
Золотое кольцо России
Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примечание (при необходимости) |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний по теме «Золотое кольцо России» без их видоизменений | Укажи правильный ответ:
Какие города входят в Золотое кольцо России? А)Сергиев Посад Владимир Иваново Ярославль Углич Ростов Кострома Плёс Переславль-Залесский Б) Кострома Углич Москва Новосибирск. В) Сергиев Посад Углич Иваново Санкт-Петербург Екатеринбург Г) Москва Ростов Ростов-на-Дону Великие Луки
Как в городе Кострома расположены улицы? А) Змеёй Б) Ботинком В) Веером Г) Зонтом
Какие достопримечательности находятся во Владимире? А) Дом-музей И.И.Левитана Б) Золотые ворота В) Улицы города расположены веером
В каком городе расположен памятник Фёдору Григорьевичу Волкову? А) Углич Б) Ярославль В) Плёс Г) Кострома
Укажите название достопримечательности А) Ростовский кремль Б) Золотые ворота В) Успенский собор Г) Музей деревянного зодчества
Какой город был основан князем Юрием Долгоруким? А) Переславль-Залесский Б) Углич В) Москва Г) Ростов
Укажите достопримечательность А) Дом-музей И.И. Левитана Б) Золотые ворота во Владимире В) Успенский собор во Владимире Г) Московский кремль | Задание выполняется устно, на Smart-доске, в ходе фронтальной работы.
Ответы указаны верно- 4 балла Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла Допущено 3 и более – 0 баллов | Сергиев Посад Владимир Иваново Ярославль Углич Ростов Кострома Плёс Переславль-Залесский
Веером
Золотые ворота
Ярославль
Музей деревянного зодчества
Переславль-Залесский
Успенский собор во Владимире |
|
Воспроизведение | Воспроизведение усвоенных знаний и применение их в типовых ситуациях по теме «Золотое кольцо России» | Определите, какие города входят/не входят в Золотое кольцо России.
1.Входят в Золотое кольцо 2. Не входят в Золотое кольцо
Переславль-Залесский Оренбург Владивосток Сергиев-Посад Ростов Киржач Иваново Суздаль Кострома Санкт-Петербург Углич | Задание выполняется в парах на планшете (на платформе LearningApps). Выполняя предложенное задание учащиеся имеют возможность мгновенно проверить правильность выполнения задания Оценивание: Верно – 2 б. 1 ошибка – 1 б. 2 ошибки – 0 б
| Входят в Золотое кольцо
Иваново Суздаль Ростов Кострома Сергиев-Посад Ярославль Переславль-Зелесский Углич
Не входят в Золотое кольцо
Оренбург Киржач Санкт-Петербург Владивосток |
|
Понимание | Осмысленная демонстрация усвоенной информации по теме «Золотое кольцо России» | Ответьте на вопросы, выбрав из списка правильный ответ
В _______ находится музей деревянного зодчества _____ является самым крупным городом Золотого кольца России В ______ улицы расположены в виде веера _____ - город художников В ______ река Волга изгибается углом | Задание выполняется в парах на планшете (на платформе LearningApps). Выполняя предложенное задание учащиеся имеют возможность мгновенно проверить правильность выполнения задания Оценивание: Верно – 2 б. 1 ошибка – 1 б. 2 ошибки – 0 б. | Суздале Ярославль Костроме Плёс Угличе |
|
Применение в знакомых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации по теме «Золотое кольцо России» | Исправь ошибки в тексте
Ярославль – самый маленький город Золотого кольцо. Он был основан князем Николаем Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Оке. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Левитану. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный музей. | Задание выполняется письменно на карточках, в ходе групповой работы Проверка по эталону выполняется на SMART-доске
Ответы указаны верно – 2 Допущена 1 ошибка – 1 балл, допущено 2 ошибки – 0,5 баллов Допущено 3 ошибки – 0 баллов | Крупным, Ярославом, Волге, Волкову, театр | Карточки в печатном виде с заданием |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новой ситуации по теме «Золотое кольцо России» | Придумай вопросы для викторины о городах Золотого кольца | Задание выполняется индивидуально на карточках. Оценивание: Верно – 2 б. 1 ошибка – 1 б. 2 ошибки – 0 б. | Придумывают вопросы по тексту учебника | Карточки в печатном виде |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_zolotoe_koltso_rossii.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 3 часть.
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России, о достопримечательностях этих городов; создание условий для написания интеллект-карт.Планируемы...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные: знать города золотого...