Окружающий мир Методическое пособие 2 класс
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I. ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ
Урок 1. Как работать с учебником.
Задачи урока: познакомить учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью к нему, актуализировать знания, полученные в 1 классе (материалы и инструменты, приемы работы с бумагой, пластилином, природными материалами, способами соединения деталей в изделии, техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правила разметки); повторить правила работы с шаблонами; продолжить воспитание эстетического вкуса, чувства цвета с помощью оформления папки достижений.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими, оформить (декорировать) папку достижений, уметь применить знания, полученные в 1 классе.
Основные термины и понятия: технология, ремесла, материалы, инструменты.
Ресурсы и оборудование: У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов (могут быть изделия, выполненные учащимися в 1 классе, их фотографии и т.д.), таблица для кроссворда, пример папки достижений, таблицы по технике безопасности (работа с ножницами, клеем, приемы работы с материалами), шаблоны геометрических фигур (треугольник разной формы, разных размеров, круг, квадрат, прямоугольник). У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка (для оформления; о том, что ее надо принести, учитель должен предупредить учащихся заранее), простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, приспособления для работы с клеем (тряпочка, подкладной лист, кисть).
Ход урока:
В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на значение понятия «технология». Дети с помощью учителя вспоминают, что технология – это наука, которая учит, как правильно изготавливать и обрабатывать вещи, предметы, машины из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным и недорогим; наука, которая помогает человеку создать много интересных нужных вещей из разных материалов. Учащиеся могут высказать свои предположения о том, чем они будут заниматься на уроках технологии во 2 классе.
Учимся новому. Учитель: «В прошлом году изучать данную науку нам помогали учебник и рабочая тетрадь. По страницам учебника мы путешествовали вместе с героями Аней - дизайнером и Ваней – изобретателем. Давайте откроем наш учебник на странице 3 и прочитаем обращение, которое написали нам авторы». Под руководством учителя ребята читают обращение «Здравствуй, дорогой друг». А затем проходит его обсуждение: «Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? Что значит «путешествовать в прошлое» (мы будем говорить о событиях прошлого или изучать технологии прошлого); « Что такое ремесла? Обратите внимание, что слово «ремесло» выделено синим цветом. Что это значит? (Это значит, что определение слова можно найти в словарике юного технолога, который располагается в конце учебника). Давайте и сейчас заглянем в словарь и проверим, правильно ли мы предположили, что такое ремесла». Вместе с учителем ребята открывают учебник на стр. 94-95 и читают определение.
Продолжить знакомство учащихся с УМК для 2 класса можно, предложив ребятам рассмотреть учебник и рабочую тетрадь и найти отличия и сходства с комплектом для 1 класса. Учитель: «В учебнике на стр. 2 есть важные условные обозначения. Давайте посмотрим на них и определим, какие из них нам знакомы и что они обозначают, а какие – встречаются впервые. А как смогут нам помочь значки со страницы 4?».
«Мы с вами рассмотрели учебник и рабочую тетрадь, которые помогут нам на уроках. Но еще нам понадобятся материалы и инструменты. Дайте определение этим понятиям». Чтобы учащиеся вспомнили и рассказали о тех материалах и инструментах, которые им известны из курса 1 класса, можно использовать кроссворд. Учитель читает определения материалов и инструментов, учащиеся их отгадывают, и учитель вписывает отгадки в клетки кроссворда. «Так, в изучении какого предмета помогут нам эти материалы и инструменты? Прочтите слово, получившееся по вертикали» (буквы Х, О, Я должны быть вписаны сразу).
1. Материал, приготовленный из природного сырья (шерсти животных, волокон растений, нитей шелкопряда) или искусственных волокон.
2. Липкий затвердевающий состав для плотного соединения, скрепления частей чего-нибудь.
3. Письменная принадлежность в виде деревянной палочки со стрежнем из смеси глинистой массы с графитом.
4. Жесткий колпачок, надеваемый на палец при шитье для упора иглы и для защиты от уколов.
5. Искусственный пластический материал, часто используемый для лепки.
6. Материал, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы и используемый для письма, печатания, а также для других целей.
7. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.
1. | Т | К | А | Н | Ь | ||||||||||
2. | К | Л | Е | Й | |||||||||||
Х | |||||||||||||||
3. | К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | |||||||
4. | Н | А | П | Е | Р | С | Т | О | К | ||||||
5. | П | Л | А | С | Т | И | Л | И | Н | ||||||
О | |||||||||||||||
6. | Б | У | М | А | Г | А | |||||||||
7. | Н | О | Ж | Н | И | Ц | Ы | ||||||||
Я |
Далее с помощью иллюстраций учебника (стр. 5) и материалов учителя дети рассказывают о еще не названных материалах и инструментах и правилах работы с ними.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня для работы нам понадобятся такие инструменты, как папка и цветная бумага». Используя иллюстрации и текст учебника на стр. 6, дети с помощью учителя планируют, что может войти в их папку достижений, какие в ней будут разделы, как они будут использовать эту папку.
Учитель помогает учащимся провести анализ изделия – показывает пример папки достижений и задает вопросы: Каким способом оформлена папка? (аппликация). Какой использован материал? (бумага). Какой формы фигуры для аппликации? (геометрические: треугольники, квадрат, круги). Вы также для своей композиции будете использовать геометрические фигуры. Давайте составим план работы над изделием. Что необходимо сделать в первую очередь? (необходимо разметить детали). То есть 1 пункт плана – разметка. (Далее необходимо вырезать детали, затем приклеить). Значит, 2 пункт – раскрой, а 3 – сборка.
Необходимо подробно обсудить, как выполняется каждый пункт плана. Разметка: Размечать детали будем с помощью шаблона. Вспомните правила работы с шаблонами (размечаем на изнаночной стороне, при этом экономим бумагу). Выбрать цвет – непростая задача, нужно научиться их сочетать между собой. Можно выбрать те цвета, которые использованы в учебнике. Посмотрите на цвета разделов учебника, выберете те же цвета бумаги и размечайте детали на них.
Раскрой: Следующий этап предполагает вырезание деталей. Вспомним правила работы с ножницами (с помощью материала из приложения).
Сборка: Перед тем, как приклеивать детали, разложите их на папке. Вспомним правила работы с клеем. Теперь можете приклеить детали.
Подведем итоги. Итогом работы является проведение выставки работ учащихся, с помощью которой можно проконтролировать и оценить результаты работы. Дети рассказывают о своей папке, о материалах и инструментах, которые они использовали в работе, почему подобрали именно такие цвета для своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Домашнее задание: Подготовь с помощью родителей рассказ о тех поделках, которые у вас дома украшают комнаты или кухню. На следующий урок необходимо принести баночку и луковицу.
РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ
Урок 2. Земледелие.
Задачи урока: познакомить учащихся с технологией выращивания лука, показать возможность самостоятельного выращивания овощей и фруктов, формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием, развитие аналитических способностей, воспитание трудолюбия через вовлечение учащихся в практическую работу.
Планируемые результаты: освоить технологию рассадки лука, получить опыт самостоятельной посадки луковицы, научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).
Основные термины и понятия: садовод, овощевод.
Ресурсы и оборудование: У учителя: учебник, рабочая тетрадь, рисунки или иллюстрации разных видов лука, баночка, луковица, ножницы, материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображением овощей и фруктов, магнитики), тетради учащихся для дневника наблюдений.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, баночка, луковица, ножницы, цветные карандаши.
Ход урока:
В начале урока проводится работа по изученному ранее материалу. Учащиеся выступают с подготовленными дома сообщениями о поделках. Необходимо проконтролировать усвоение информации о материалах и инструментах, правилах работы с ними.
Путешествие во времени. Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику (стр. 8-9). Учитель: «На прошлом уроке вы узнали, что в этом году мы будем путешествовать в прошлое. Откройте учебник на стр. 8. Прочитайте, что Аня и Ваня узнали о том, чем питались наши предки и как добывали себе пищу». Под руководством учителя дети читают текст в учебнике. После чего учитель может продолжить разговор о земледелии: «Действительно, люди долго не знали других съедобных растений, кроме капусты, чеснока, лука, гороха, моркови, репы, редьки. Позже появились большие сады с яблоками, вишнями, сливами, смородиной, малиной, клубникой и пряными и душистыми растениями. Распространены были наливные яблони, плоды которых, когда созревали, светились от сока насквозь. А у вашей семьи есть сад? Что в нем растет, и как вы помогаете это выращивать?!».
Учимся новому. На странице 9 учебника можно узнать о профессиях связанных с земледелием (учащиеся читают текст учебника).
Садовод подкармливает растения, удобряет землю, обрезает и формирует деревья, выращивает садовые деревья.
Овощевод занимается выращиваем овощей, рыхлит почву, орошает и т.д. (можно показать иллюстрации с выращиваемыми овощам: помидоры, огурцы, капуста и т.д.).
Можно предложить учащимся найти на рисунке в учебнике инструменты садовода и овощевода.
Игра «Овощи и фрукты».
Учитель: «На нашей доске перемешаны разные овощи и фрукты (это могут быть фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, лимон; овощи: огурец, свекла, помидор, лук, кабачок), которые оставили садовод и овощевод. Давайте поможем им разобраться. Справа поместим все овощи, а слева – фрукты».
Важное место в работе овощевода занимает выращивание лука. Принято считать, что лук – это обычный овощ. На самом деле есть целое «луковое семейство», где можно встретить множество «родственников»: это и лук-батун, и лук-слизун, и лук-порей, и шнитт-лук, и лук душистый... (можно показать рисунки, картинки или принести разные виды лука на урок). Хотя и существует множество всевозможных видов этого уникального «лекаря», но используем мы в основном лишь малую их часть: репчатый – в суп, да зеленый – в салат. Но и это очень хорошо, ведь этот доблестный овощ содержит огромное количество полезных веществ. Например, сахаров в нем больше, чем в яблоках и грушах. Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Кстати, этот уникальный овощ помогает не только справиться с некоторыми болезненными недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня и мы попробуем себя в роли овощевода, сделаем очень важную работу по подготовке лука к выращиванию, а затем на протяжении нескольких недель будем следить за тем, как он меняется». Это проектная работа, рассчитанная на несколько уроков. Поэтому необходимо заранее продумать и освободить место для баночек с луком.
Эту практическую работу можно проводить, строго следуя плану в учебнике (с. 8-9). Но сначала необходимо, чтобы ребята вспомнили технику безопасности при работе с ножницами. В это может помочь материал из приложения к «Урокам технологии». После того, как луковица будет помещена в баночку, следует обратить внимание учащихся на замечание Вани на странице 9. Баночки с луком можно поставить на подоконник, чтобы было больше света, это помогает росту растений. Нужно следить за тем, чтобы корни всегда были в воде, для этого на каждом уроке мы будем проверять наш лук и доливать в баночку воду. Наблюдения за ростом лука вы будете заносить в дневник наблюдений, чтобы контролировать все происходящие изменения. Каждая страница будет днем наших наблюдений. Первая страница – это сегодняшний день. Поставьте дату и цветными карандашами нарисуйте луковицу такой, какой вы видите ее сегодня. Ниже напишите, что вы сделали сегодня для выращивания лука, хорошо ли, по вашему мнению, это получилось, насколько трудной была работа. Такую работу необходимо проделывать каждый раз в день наблюдений.
Подведем итоги. В конце урока учитель обязательно должен проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как вы думаете, как можно будет использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии занимаются выращиванием лука? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали?».
Домашнее задание: На странице 9 учебника вы найдете вопросы под рубрикой «Проверим себя». Найдите информацию для ответов на эти вопросы, запишите их и вложите в папку достижений.
Урок 3. Посуда.
Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».
Задачи урока: закреплять знания о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания, формирование умения грамотно составлять композицию; воспитание организованности и аккуратности в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона, чувства прекрасного через поиск композиции, подбор цвета.
Планируемые результаты: научиться составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками, уметь различать виды ниток, получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.
Основные термины и понятия: керамика, гончар, шаблон, челнок нитки, виды ниток, композиция.
Ресурсы и оборудование: У учителя: дневники наблюдений учащихся, пример изделия, выполненного с помощью обмотки шаблонов, корзины, различные виды ниток, фотографии букетов цветов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, ножницы, цветные нитки, клей, папка достижений.
Ход урока:
Урок стоит начать с работы по домашнему заданию: учащиеся могут продемонстрировать материалы, которые они дома вложили в папку достижений. Также необходимо дать детям время записать новую информацию в дневник наблюдений. Учитель: «Посмотрите, как изменился ваш лук, как вы думаете, что необходимо сделать для его роста, может быть, стоит добавить воды. Не забудьте внести всю информацию в дневник наблюдений».
Путешествуем во времени. Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику Учитель: «Вы уже знаете, чем питались наши предки. А что они использовали для приготовления и хранения пищи?» (…). Затем учащиеся читают вслух текст на странице 10 учебника и говорят, что еще можно хранить в корзинах (Корзины предназначены не только для хранения овощей и фруктов, но и для хранения мягких игрушек, спортивного инвентаря, одежды и других разнообразных товаров). Дальше целесообразно провести работу с рисунками из учебника (стр. 11). Учащиеся могут выбрать, какие из перечисленных ниже материалов использованы для изготовления посуды, изображенной на рисунках; определить, какие предметы являются изделиями прошлого, а какие – принадлежат современности. Также детям можно предложить назвать другие материалы, используемые для изготовления современной посуды, которые они знают.
Учимся новому. Учитель: «Как вы видите, очень много посуды делают из глины. А для чего еще можно использовать данный материал? Откройте страницу 12, на рисунках вы найдете подсказку. Прочитайте текст на этой странице и скажите, как называются предметы, сделанные из глины. (Керамика). Человека, который делает посуду из глины, называю гончаром. Это слово вы можете найти также в словаре юного технолога». Учащиеся читают текст и рассматривают рисунки и фотографии на странице 13 учебника, обсуждают, что, помимо глины, необходимо гончару, чтобы изготовить сосуд красивой формы. Учитель: «А как, по-вашему, называется профессия человека, который плетет корзины?» (Мастер-корзинщик). Учащиеся могут рассмотреть рисунки и ответить на вопрос учебника на странице 14. Если это задание слишком сложное, можно дать ребятам подготовиться к ответу дома с помощью дополнительной литературы и взрослых.
Учитель: «Плетение – одно из самых древних ремесел. Для плетения люди используют натуральные материалы, которые можно найти в природе и среди отходов при сборе урожая, например рисовую и пшеничную соломку, пальмовые и кукурузные листья. В последние годы во всем мире возрос интерес к ремеслу плетения. Больше становится как профессионалов-корзинщиков, так и любителей, которые проявляют к плетению интерес. Вот и мы с вами будем сегодня любителями-корзинщиками – постараемся сымитировать работу корзинщика».
Делаем сами. Учащиеся выполняют задание из рабочей тетради (стр. 4-5). Во время выполнения поделки учащиеся осваивают новую технологию – обмотка шаблона, учатся грамотно составлять композицию. Учитель помогает детям определить, какие материалы понадобятся для создания поделки «Корзина с цветами». Для этого проводится анализ уже готового изделия, которое учитель демонстрирует учащимся. Ребята называют материалы и инструменты (цветные нитки, цветной картон, клей, ножницы, кисть, подкладной лист), которые им понадобятся в работе. В виде фронтального опроса можно провести работу на повторение материала, изученного в 1 классе, о видах ниток (швейные, вышивальные, штопальные) и их отличиях (толщина; на катушке ниток есть номер, и чем больше номер, тем толще нитки). Учитель: «В нашей работе лучше использовать шерстяные, толстые нитки, можно и мулине, ирис». Далее необходимо провести работу на повторение правил работы с шаблоном (экономия материала, разметка на изнаночной стороне). А также, демонстрируя фотографии букетов цветов, обсудить, какие цвета использует флорист для создания букетов и каких цветов нитки могут понадобиться для создания поделки.
Затем учащиеся самостоятельно пробуют составить план работы (1. Раскрой (вырезание шаблонов из рабочей тетради). 2. Разметка (подготовка шаблонов) 3. Раскрой 4. Сборка (обмотка шаблона, приклеивание на формат)), после чего этот план необходимо проверить и обсудить, давая детям возможность помогать и советоваться друг с другом. Под руководством учителя дети вырезают шаблоны из рабочей тетради и переводят их на картон, а затем вырезают; готовят нитки для работы и челнок (для учащихся им послужат овальная и продолговатая картонки) из картона, на который можно накрутить нитки для удобства наматывания на шаблон. Затем наматывают нитки на челнок и обматывают шаблоны, воспользовавшись челноком. Учитель должен помочь учащимся грамотно составить композицию, чтобы эта работа способствовала воспитанию у детей организованности и аккуратности в работе и чувства прекрасного. Только после составления композиции можно приклеивать детали к основе. Учитель: «Когда приклеиваете детали, обязательно помните, что они не должны заходить за пределы формата. Работайте аккуратно, используйте тряпочку».
Подведем итоги. Итогом всего урока становится анализ полученного изделия и проведение выставки работ с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания: аккуратность, логичность композиции, цветовое решение, оригинальность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о виде ниток, которые они использовали в работе, и о приемах работы, которые помогли им создать корзинку. Учитель: «Что вы сделаете со своей поделкой? Как можно ее использовать?» (Поместить в папку достижений саму поделку или ее фотографию, украсить стену в своей комнате или подарить родителям).
Домашнее задание: Узнайте, где и как используются плетеные корзины. Материалы вложите в папку достижений. Соберите небольшое количество природных материалов – листочки, маленькие кусочки веточек, иголочки, шишки – для следующего урока.
Урок 4. Посуда. Работа с пластичными материалами (пластилин).
Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне».
Задачи урока: познакомить учащихся с правилами поведения в лесу, повторить и закрепить материал о свойствах пластилина, развивать умения и навыки работы с ним, совершенствовать умение работать по плану, развивать творческую фантазию детей через самостоятельное оформление изделия; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: уметь отличать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану.
Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека, композиция.
Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделия из пластилина и природных материалов, таблица «Приемы работы с пластилином», дневники наблюдений учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки), инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон.
Ход урока:
В начале урока необходимо напомнить учащимся о заполнении дневника наблюдений.
Учитель: «На прошлом уроке мы учились плести корзины. А дома вам надо было найти материал о том, как их можно использовать. Давайте поделимся найденной информацией» (…).
Учимся новому. Учитель предлагает выполнить задание из рабочей тетради «Съедобные и несъедобные грибы» (стр. 8-9). Учитель: «Корзины можно использовать для сбора грибов. Наверное, многие из вас ходила в лес за грибами. А все ли грибы можно собирать и использовать в пищу?». Учащиеся должны рассказать о свойствах и отличиях съедобных и несъедобных грибов и вспомнить названия грибов, изображения которых они найдут в рабочей тетради. В соответствии с заданием учащимся нужно предоставить возможность представить себя в лису, что будет способствовать развитию их фантазии. Также эта работа может послужить поводом к проведению воспитательной беседы о правилах поведения в лесу. Учитель: «Скажите, а как нужно вести себя в лесу? (не разжигать костер, не разорять птичьи гнезда, не забирать из леса домой животных, не рвать редкие цветы, не ловить бабочек и стрекоз, не оставлять мусор в лесу, не бить стекло и т.д.). Если соблюдать все эти правила поведения, то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будут продолжать радовать нас своей красотой и дальше».
Необходимо также поговорить с детьми о возможных видах использования съедобных грибов, например в кулинарии: из них можно приготовить суп, сделать подливку, пожарить, их можно консервировать – мариновать, солить.
Делаем сами. Учитель: «Только что вы побывали в воображаемом лесу. А теперь давайте попробуем создать небольшую полянку с грибами прямо на нашем рабочем столе». Учитель должен помочь учащимся провести анализ уже готового изделия из пластилина и природных материалов, например с помощью вопросов: Какой гриб нам предстоит выполнить? (боровик, белый). Какие материалы вы будете использовать для создания композиции? (пластилин, природные материалы: сухие листья, плод каштана). Каких цветов пластилин стоит выбрать? Почему? Что за материал пластилин? (пластичный материал). Какие его свойства вы знаете из курса 1 класса? (становится мягким, пластичным в тепле, имеет цвет). Давайте вспомним и приемы работы с пластилином (с помощью таблицы из приложения). Как можно использовать изделие? (для украшения интерьера, выставка и т.д.).
Учащиеся отрабатывают умение самостоятельного составления плана. Затем сверяют свой план с планом работы в учебнике (стр. 16). Его должен прокомментировать учитель. 1. Подготовка материала. 2. Раскрой (деление пластилина на части). 3. Сборка. 4. Отделка.
Подготовка материала. Выберите пластилин нужных цветов для лепки боровика (коричневый и белый). Раскрой. На подкладной доске разделите каждый брусок пластилина на 3 части при помощи нитки или стеки. Сборка. (Все приемы работы показывает учитель) Приемом вытягивания вылепите ножки. Вылепите шляпки. Соедините шляпки и ножки между собой. Вырежьте из цветного картона основу поделки – полянку (не забывая о правилах работы ножницами) и прикрепите на нее грибы. Отделка. Завершите композицию и оформите ее при помощи природных материалов (можно сделать травку, кустики), мимо может пробегать ежик и т.д. Учитель обязательно должен объяснить и показать, как это можно сделать, чтобы не нарушить композицию, а дополнить ее.
Подведем итоги. В конце урока необходимо провести анализ изделия. Для закрепления материала можно организовать выставку. Критерии оценивания работ учащихся: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать о своей работе и о возможностях ее применения.
Если останется время на уроке, можно выполнить задание «Плоды лесные и садовые» в рабочей тетради (стр. 10-11) или предложить учащимся выполнить его дома при помощи родителей.
Домашнее задание: Найдите кулинарные рецепты, в которых одним из ингредиентов являются грибы, вложите материалы в папку достижений. На следующий урок нужно принести небольшой магнитик, природные материалы для оформления поделки (на выбор учащихся), небольшую емкость для приготовления теста.
Урок 5. Посуда. Работа с пластичными материалами (тестопластика).
Изделие: «Магнит из теста».
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет рекомендовать его для работы с детьми, которая развивает их творческие способности.
Задачи урока: расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними, развивать навыки лепки, учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формирование аналитических способностей, воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты: уметь различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста, уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.
Основные термины и понятия: пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер.
Ресурсы и оборудование: У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (могут быть фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать такую таблицу для самостоятельного заполнения). У учащихся: учебник, емкость, стеки, клеенка, краски (гуашь или акварель), материалы для оформления: цветная, бумага, природные материалы, магнит.
Ход урока:
В начале урока нужно сделать записи в дневники наблюдений. К этому времени лук, вероятнее всего, уже вырастет. Учащиеся могут описать его в дневниках и придумать применения результату своего труда (перья лука можно использовать в салате).
Повторение и проверку знаний можно начать с сообщений учащихся по материалам, подготовленным дома. Учащиеся рассказывают о различных кулинарных рецептах с использованием грибов. Учитель: «Вспомните, какой материал мы использовали для работы на прошлом уроке. (Пластилин). Как вы уже знаете, этот материал относится к пластичным. Скажите, а какие еще пластичные материалы вы знаете? (глина). Вспомните, как называются изделия, выполненные из глины? Назовите профессию человека, который из глины изготавливает предметы посуды».
Учимся новому. После этого можно рассказать учащимся о том, что существуют и другие пластичные материалы, в том числе тесто. Полезной будет беседа об обычном, кулинарном применении теста для осуществления межпредметной связи с курсом «Окружающий мир», во время которой учащееся могут рассказать о том, что готовят их родители из теста.
После этого логично предложить детям работу, направленную на формирование умения сравнивать свойства пластичных материалов, которые им известны, для чего учителю заранее необходимо подготовить на доске таблицу, в которой заполнена верхняя строка и крайний левый столбец. Во время заполнения таблицы с помощью обсуждения учитель прикрепляет карточки с правильными ответами к таблице или открывает заранее заполненные поля по мере объявления детьми необходимых характеристик.
Критерии сравнения | Пластилин | Глина | Соленое тесто |
Цвет | разноцветный | Красная, белая, голубая, желтая, серая | Белое. Добавляют гуашь, красители |
Состав | Воск, вазелин, глина, краситель | Природные минералы | Мука, вода, соль |
Пластичность | При нагревании | При увлажнении | |
Приемы работы | Отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть | ||
Применение | Скульптура, игрушки | Игрушки, посуда, строительство, лепнина (рельеф) на архитектурных сооружениях | фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки и т.д. |
Учитель беседует с учащимися по каждому критерию оценивания. Первый критерий – цвет. Можно показать коробочку с пластилином, фотографии или рисунки с глиной в различном применении и цвете. Учащиеся приходят к выводу, что пластилин может быть разнообразных цветов. Глина бывает красной, белой, голубой, желтой и серой, чаще всего – белой и красной. Учитель: «А какого цвета тесто, кто видел? (белое). Но можно придать цвет тесту, добавив в раствор гуашь или пищевые красители». С помощью наводящих вопросов учитель должен помочь детям охарактеризовать материалы по второму критерию – составу. Пластилин состоит из красителей (для придания цвета), измельченной глины, а также воска, который препятствует высыханию, это может быть и вазелин. Глина – это осадочная горная порода, поэтому она состоит из природных минералов. А тесто – это мука, соль и вода. Чтобы оценить пластичность исследуемых материалов, необходимо попробовать изменить их форму. Поэтому учитель должен предоставить учащимся возможность тактильного контакта с материалами. Учитель: «Мы с вами сказали, что наши материалы (пластилин, глина и тесто) относятся к пластичным, но в любом ли состоянии они проявляют свои пластические свойства?». (Пластилин – при нагревании, глина, тесто – при добавлении воды). Приемы работы с пластилином знакомы учащимся из курса 1 класса, ребята вспоминают их при помощи таблицы «Приемы работы с пластилином» (из приложения к «Урокам технологии»).
Также учащиеся рассказывают о способах применения данных материалов. У учителя могут быть примеры готовых изделий или рисунки, фотографии с ними (для осуществления принципа наглядности).
Путешествуем во времени. Следующий этап урока может быть основан на работе с учебником (стр.17-19). Учитель: «Основным компонентом для приготовления теста является мука. Прочитайте в учебнике, как в древности получали муку».
Учимся новому. Учитель: «Сейчас муку делают на мукомольных комбинатах, мука — основное сырье для хлебопечения и приготовления кондитерских изделий, производство муки – одно из древнейших на земном шаре. Технологический процесс на мельнице состоит из ряда взаимосвязанных операций, каждую из которых выполняет специальное оборудование — самые современные машины и аппараты. Гибкая технологическая схема позволяет производить муку различных сортов, как из мягкой, так и из твердой пшеницы. Производительность мельницы — 80 тонн муки в сутки. Мука фасуется в мешки весом 10, 25, 50 кг, а также в пакеты весом 2 кг. А какие профессии, связанные с выпечкой, вы знаете?». (Булочник, кондитер). Учащиеся могут прочитать определения этих профессий в учебнике (стр. 17-18).
В виде игры в воображаемого пекаря и кондитера учащиеся выполняют задания учебника на стр. 18-19. Учитель помогает им сделать правильный выбор и определить, что пекут пекарь и кондитер.
Продолжая работу, направленную на развитие фантазии учащихся, можно предложить ребятам представить себя национальным поваром и придумать блюда. Которые бы они приготовить в этой роли. Учитель: «В каждой стране есть свои национальные блюда. Рассмотрите рисунке на стр. 20 и попробуйте определить, к национальным кухням каких стран относятся предлагаемые блюда». (Блины – русская кухня, пицца – итальянская, чак-чак – татарская, паста, макароны – итальянская, лаваш – кавказская, пельмени – русская, беляши – татарская, каравай – украинская).
Дополнительный материал. Муку для выпечки хлеба приготовляли на мельницах. До появления мельниц хлеб в жерновах мололи вручную. Приготовлением пищи занимались хозяйки дома; а богатые люди возлагали эту обязанность на слуг. Выпекание хлебов требовало знаний и опыта, и не ценилась та хозяйка, которая не владела этим умением, ибо считалось: в чьем доме хороший хлеб, в том хорошая хозяйка. Хлебы пшеничные и крупчатые пеклись на сладостях, с разными изображениями.
Делаем сами. На следующем этапе урока учащимся – юным поварам – предстоит приготовить соленое тесто. Учитель: «Мы не будем ничего готовить из нашего теста, а сделаем из него магнитики. Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Технологию эту называют тестопластикой. Известно, что еще в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имя того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам, например, празднику сбора урожая, или изготовляли народный свадебный каравай. В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста магнитик, которым можно будет украсить дом».
При групповом анализе изделия (пример поделки демонстрирует учитель) необходимо установить, какие материалы понадобятся для его изготовления (тесто, магнит, краски, природные материалы), как можно будет использовать данное изделие (Магнитик может украсить холодильник или стать еще одним ярким, оригинальным подарком с магнитной основой для близких).
Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему (стр. 21-22), после чего обсуждают этот план и составляют свой собственный: 1. Замешивание теста 2. Лепка, прикрепление магнита 3. Сушка работы.
Работа по замешиванию теста поможет развить у учащихся аккуратность. В миске надо смешать 1 стакан муки, пол стакана соли, пол стакана воды, чтобы образовалась густой массы. Возможен и второй вариант замешивания теста, который поможет сэкономить время. Тесто можно замесить в одном большом блюде для всех.
Очень важно, чтобы учащиеся, опираясь на свои впечатления от иллюстраций на стр. 22, самостоятельно придумали образ для лепки. Это поможет в обучении оцениванию своих способностей, ведь нужно, чтобы тот образ, который дети придумают, был реален в исполнении.
Лепка и прикрепление магнита под руководством учителя направлены на закрепление навыка использования различных приемов лепки. Также необходимо украсить поделку, для чего можно использовать кусочки цветной бумаги и природные материалы.
Высушить работы можно, оставив их на противне или деревянной доске до следующего урока, на котором и закончить поделку, расписав ее красками.
Подведем итоги. В итоге урока проводится анализ изделия, как на любом уроке с практической работой.
Домашнее задание: Попросите бабушку или маму испечь вместе с тобой какое-нибудь кулинарное изделие: напишите о своей работе и ее результатах, можете вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений.
Из фотографий, которые учащиеся принесут на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.
Урок 6. Посуда. Проект «Праздничный стол». Работа с пластичными материалами (глина или пластилин).
Изделие: проект «Праздничный стол» – посуда, выполненная индивидуально из глины (или пластилина) для оформления общего праздничного стола.
Задачи урока: обучать учащихся проектной деятельности, повторить материал о свойствах глины, развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины, совершенствовать умения работать по плану, над проектом в результате совместной деятельности, осуществлять само- и взаимоконтроль; развивать творческую фантазию детей через самостоятельное оформление изделия, формировать у учащихся интерес и уважение к труду.
Планируемые результаты: научиться совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Основные термины и понятия: проект, композиция.
Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделий из пластилина или глины, глина, пластилин, таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для викторины. У учащихся: учебник, глина или пластилин, инструменты для работы с пластилином (стеки, нитка, подкладная доска).
Ход урока:
В начале урока учащиеся делают сообщение по фотографии, принесенной из дома. После чего учитель напоминают учащимся о том, что три предыдущих урока были посвящены теме «Посуда». На них дети узнали, из чего делают посуду, как используют, а также, что хранят в посуде и как готовят различные кулинарные изделия, которые можно подавать в посуде.
Проверим себя. Учитель: «Посуда – неотъемлемая часть нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день. Давайте проведем викторину в два этапа». Можно разделить детей на команды. Первый этап – ответы на вопросы. За каждый ответ можно назначить определенное количество очков. Учащиеся, набравшие большее количество очков, получают поощрение, в том числе в виде оценок. Возможные вопросы: Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Можно ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например, тыква, кокосы и др.). Почему посуду называют чайной, кухонной, столовой? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя пообедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чашки, а не стакана? Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда? Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы? Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы? Где изготавливают металлическую посуду? Почему посуду назвали эмалированной? Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды? Какие моющие средства можно считать экологически чистыми? Зачем нужен фартук?
Второй этап викторины направлен на развитие ощущения и восприятия. Он может включать такие задания:
- Тактильное восприятие. Определить на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов: стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и другие. Учитель дает учащимся с закрытыми или завязанными глазами потрогать приготовленные заранее предметы.
- Восприятие цвета. Нарисовать посуду разного цвета, ответив на вопросы: какого цвета бывает посуда, сделанная из разных материалов, какими красками чаще всего бывает сделана роспись посуды?
- Восприятие величины и формы. Учащиеся могут изображать различные предметы по одному, в парах или целой командой. Какой из предметов посуды самый большой? Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды? Что больше тарелка или блюдце? Что выше стакан или чашка?
- Восприятие пространственных отношений. Учащиеся под руководством учителя разыгрывают сервировку стола. Это задание также поможет в обучении детей этикету. Надо положить нож и ложку справа от тарелки, а вилку слева; ответить на вопросы: Между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка? И продемонстрировать ответы с помощью соответствующих действий. Можно попросить ребят также поставить тарелку рядом с хлебницей, а между ними положить салфетки и объяснить местоположение каждого предмета.
Учитель обязательно должен повести итоги викторины и оценить работу учащихся.
Делаем сами. Следующий этап урока – выполнение проекта «Праздничный стол». Учитель: «А теперь давайте сами сделаем посуду для сервировки праздничного стола». Для этого надо, чтобы учащиеся разделились на группы. Учитель должен проконтролировать этот процесс. Важно объяснить, напомнить ребятам, как нужно работать в группе, что нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы в своей работе, распределить работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Необходимо дать учащимся представление о важности взаимопомощи для получения качественного продукта их совместной работы.
Затем нужно провести анализ уже готового изделия, представляемого учителем: какие материалы использованы (глина или пластилин), какие приемы необходимо знать для работы с данными материалами (приемы работы с глиной, пластилином; учащиеся вспоминают и рассказывают эти приемы с помощью таблицы из приложения), какой особый прием использован для данной композиции (прием лепки из целого куска глины), как можно применить данную поделку.
После этого дети читают план работы Ани и Вани в учебнике на стр. 23, оценивают его при помощи учителя, придумывают свою композицию, распределяют, кто что будет лепить и составляют собственный план работы, который проверяет учитель. Каждый учащийся работает по собственному плану, выполняет свою поделку, после чего группа составляет композицию и один из участников проводит ее презентацию, одним из составляющих которой должен быть рассказ о возможностях использования посуды в их проекте.
Подведем итоги. В ходе презентации учащиеся под контролем учителя самостоятельно оценивают работы и выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.
Домашнее задание: Попросите у родителей небольшую миску, подумайте, из чего она сделана, каким способом, вспомните, для чего ее обычно используют у вас дома. Составьте небольшое сообщение. Миску принесите на следующий урок.
Урок 7. Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.
Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями хохломской росписи, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента, с видами декоративно-прикладного искусства, закреплять умения и навыки работы с бумагой, навыки росписи посуды, работы с такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать творческое мышление, воспитывать эстетический вкус, интерес к народному творчеству и народным промыслам.
Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше, уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.
Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, народное творчество.
Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.
Ход урока:
Учащиеся выступают с сообщениями, приготовленными дома. Учитель: « А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».
Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на стр. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».
Путешествуем во времени. Дети читают текст на стр. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить не зазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и родилось название – «золотая хохлома». Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»
Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан путем аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на стр. 24 под рисунком. Обратите внимание на слово орнамент, что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога). Дети читают определение понятия «орнамент» (стр. 95). Учитель: «Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».
Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше? Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляются путем прессования различные предметы). Учащиеся читают план работы в учебнике на стр. 25 и рассматривают изображения к нему. А затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку». После чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске успеет высохнуть, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.
Подводим итоги. В конце урока учитель оценивает работ учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?».
Домашнее задание: Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.
Урок 8. Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Изделие: Кухонная доска «Городецкая роспись».
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей, расширить представления о народном творчестве, развивать умение анализировать предметы прикладного искусства и экономно расходовать материалы, закреплять умения работы с шаблонами; воспитание эстетического вкуса, чувства цвета, любви к народному творчеству, патриотизма.
Планируемые результаты: научиться отличать городецкую роспись от хохломской, составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.
Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.
Ресурсы и оборудование: У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Ход урока:
Урок можно начать с анализа учащимися работ друг друга по фотографиям, принесенным из дома. Учитель обязательно контролирует работу учащихся.
Путешествуем во времени. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать народные промыслы с разговора о хохломской росписи. Сегодня мы познакомимся с другим видом росписи – с городецкой росписью. Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?».
Учитель предлагает детям прочитать текст учебника на стр. 26. После чего логично провести беседу по иллюстрациям из учебника и изделиям, заготовленным учителем. Учитель: «Что в учебнике сказано о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил свое развитие в деревнях близ города Городца). Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики). А какой использовали материал для создания этих предметов быта? (Дерево). Посмотрите внимательно на рисунки и изделия, что городецкие мастера изображали на своих работах?» (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, всадников, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы).
Учимся новому. Следующим этапом урока может стать беседа об основных особенностях городецкой росписи. Учитель: «Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов – розана и купавки. Посмотрите на доску (пример готовой разделочной доски с аппликацией «Городецкая роспись» учащимся демонстрирует учитель, при этом указывает на каждый из видов цветов и называет его), в чем отличия цветов? (у розана – сердцевина в центре, а у купавки – смещена). Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент пишется (можно спросить у детей, как они понимают значение этого слова в данном случае) в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка – накладываются основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом – капельками, полосками, точками. И в итоге получаются замечательные удивительные городецкие узоры».
Делаем сами. Первый этап работы над поделкой, как обычно, – анализ уже готовой работы, который можно провести в виде фронтального опроса учащихся: форма изделия (форма разделочной доски), орнамент, выполненный на доске (растительный: купавки, листики; птица), как расположены элементы, то есть какова композиция (птица в центре, по краям растительный орнамент), используемая техника выполнения (аппликация), используемые материалы (картон для основы – доски, цветную бумагу для элементов композиции), возможное применение поделки (для украшения кухни).
После этого полезно попросить учащихся сказать, каким будет следующий этап работы (планирование). Это поможет развить у учащихся самостоятельность, навыки самооценки и самоконтроля. Учащиеся читают план работы в учебнике (стр. 27), анализируют его вместе с учителем и составляют свой план: 1. Подготовка шаблонов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Только после этого можно начинать непосредственную работу над поделкой.
Подготовка шаблонов. Дети вырезают шаблоны из рабочей тетради (стр. 12-13). Но перед этим надо вспомнить правила работы ножницами (с помощью таблицы «Правила работы ножницами» из приложения).
Разметка. С помощью шаблонов учащиеся делают разметку на цветном картоне и бумаге. Шаблон доски размечается на белом или цветном картоне, можно выбрать желтый цвет, под дерево. Шаблоны листиков – на зеленой бумаге, а цвет для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно (что способствует развитию у них чувства цвета и умения составлять композицию). Важно напомнить детям об экономии бумаги и выполнении разметки на обратной стороне листа.
Раскрой. Учащиеся аккуратно вырезают все детали.
Сборка. Учитель: «Составьте композицию. Только после того, как все детали будут разложены вами на основе – доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем».
Подведем итоги. Итогом урока, как обычно, становится анализ работ учащихся (форма может быть разной, в зависимости от выбора учителя: самоанализ, взаимоанализ и оценка работ учителем). Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на стр. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?».
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, какое применение вы найдете своей поделки.
Урок 9. Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин).
Изделие: Дымковская игрушка.
Задачи урока: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи, закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина, воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.
Планируемые результаты: уметь различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись, применять их в своей работе, освоить лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.
Основные термины и понятия: дымковская игрушка, узор.
Ресурсы и оборудование: У учителя: примеры дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек. У учащихся: учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон – основа для игрушки.
Ход урока:
Учитель начинает урок с проверки сообщений, подготовленных дома учащимися. После чего можно провести беседу, направленную на повторение и закрепление изученного ранее материала. Учитель: «Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно? А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта). Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнись? Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковских игрушках».
Учимся новому. Учащиеся читают текст на стр. 28 учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода). Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи, и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской.
Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину). Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек). Рассмотрите рисунки, в виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Барынь-модниц с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилиц, кавалеров) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки). Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.). Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите, Ваня заметил, что у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый)
А каким орнаментом расписывали игрушки? (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов)».
Затем учитель знакомит ребят с такой особенностью, дымковской игрушки, как последовательность лепки. Она представлена на доске в виде таблицы, которую учитель должен подготовить заранее. Учитель: «Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками». Мы приводим в нашем пособии таблицу с уже вписанными правильными номерами. Учитель же на доске не заполняет левый столбец, кроме верхней строки «Номер действия». Можно попросить кого-то из учащихся вписывать правильные ответы ребят в таблицу, либо это может делать учитель.
Номер действия. | Название и описание действия. |
4. | Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Её белили мелом, разведённым на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу. |
2. | Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом. |
5. | Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками. |
1. | Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-голову, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму – сгибали к талии. Затем барыню наряжали. |
3. | Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи, это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности. |
Учитель подводит итоги работы над таблицей, оценивая работу учащихся. «Интересно, что, несмотря на то, что каждый мастер или мастерица пользуется традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, они всегда привносят элемент творчества в это яркое, веселое искусство, вкладывая в ручную работу свою индивидуальность».
Делаем сами. Учитель предлагает учащимся представить себя в роли дымковским мастеров, но начать с более простой игрушки – лошадки. Можно дать учащимся самостоятельно провести анализ готового изделия, приготовленного учителем. Учитель лишь контролирует правильность выполнения работы. Анализ следует провести по следующим параметрам: используемые материалы и инструменты, правила и приемы работы, орнамент и способ его выполнения, виды элементов, использованных в орнаменте, варианты применения поделки.
Затем учитель помогает детям распланировать работу над поделкой с опорой на план работы, изложенный в учебнике (стр. 29): 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части – голову и шею, из третьей – гриву, ушки и хвостик. 4. «Роспись»: вылепить из пластилина геометрические узоры – круги, овалы, полоски точки – и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию.
Подведем итоги. Итогом урока становится проведение выставки. Так как учащиеся делали поделку самостоятельно, важно дать каждому учащемуся возможность выступить с сообщением о своей поделке и работе над ней, в том числе о ходе работы, трудностях и планируемом использовании. Анализ работ учителем проводится по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т.д.
Домашнее задание. Подготовьте дома сообщение о том, какая из работ, участвовавших в нашей сегодняшней выставке, понравилась и запомнилась вам больше других, почему. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер.
Урок. 10. Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).
Изделие: Матрешка из картона и ткани.
Задачи урока: закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), познакомить учащихся с историей матрешки, закрепить навыки работы с тканью; воспитывать бережное отношение к материалу, развивать аналитические способности.
Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, усвоить последовательность изготовления матрешки, уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.
Основные термины и понятия: матрешка, ткань, резчик по дереву, игрушечник, аппликация.
Ресурсы и оборудование: У учителя: различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), примеры изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия: тесьма, блестки, бисер.
Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).
Ход урока:
Начинаем урок с сообщений учащихся, в которых они делятся своими впечатлениями о выставке, проходившей на предыдущем уроке.
Проверим себя. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?». Так же рассматриваются образцы хохломских и городецких изделий.
Учимся новому. Учитель: «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом – матрешка. Скажите, а в чем же секрет этой игрушки?» (Матрешка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера). Учащиеся читают стихотворение В. Берестова на стр. 30 учебника и пробуют объяснить, как они понимают его. Учитель: «Обычно в матрешек помещали по 10 «дочек». Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 «деток» каждой расписной красавице». Можно попросить учащихся определить, из какого материала делают матрешек. (Дерево). После чего ребята знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника – читают текст учебника на стр. 32. Затем учитель задает вопросы: «Чем занимаются люди этих профессий. Расскажите о значении игрушек в древности и сейчас».
Учитель: «Делали игрушечники и матрешек. Матрешка, которой посвящен наш сегодняшний урок, пришла к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурама – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Малютин С. А. – художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. Вы все знаете или слышали такое русское имя Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название «матрешка».
Посмотрите на матрешки (представлены на доске или на столе). Какие образы матрешек вы видите? (женщина, девушка). Кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке, также могли делать матрешек в виде героев сказок и литературных героев. Давайте попробуем узнать, как изготавливают матрешку». На доске учитель заранее должен нарисовать таблицу «Процесс изготовление матрешек». Задача учащихся правильно расставить номера в соответствии с последовательностью действий при создании матрешки. Учитель может вписывать номера, которые называют учащиеся в пустые клетки таблицы или наклеивать туда заранее заготовленные карточки. Мы приводим в данном пособии таблицу с последовательно расположенными действиями и вписанными номерами. Задача учителя при перенесении таблицы на доску поменять действия местами и оставить левый столбец таблицы незаполненным, кроме верхней строки «Номер действия».
Номер действия. | Название и описание действия. |
1. | Выбор дерева (Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть). |
2. | Вытачивание формы на токарном станке (Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум – восьмиместные, а в последние годы появились 35-тиместные, даже 70-тиместные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-тиместная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся). |
3. | Подготовка формы под роспись (форму шкурят и грунтуют). |
4. | Роспись (Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие и в этом их художественная ценность). |
5. | Лакировка (под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость). |
Делаем сами. Учитель: «Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала».
Предварительным этапом перед началом практической работы является анализ изделия вместе с учащимися. Учитель: «Посмотрите на готовое изделие, какой материал использован для его изготовления?» (Картон для основы и кусочки ткани). Необходимо провести с учащимися беседу о видах ткани, которые они знают (шелк, шерсть и т.д.), вариантах использования ткани в быту, различиях ткани по внешнему виду, на ощупь, цвету и качеству (тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень).
Дополнительный материал. Учитель: «Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а шерстяные делают из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Существует три способа соединения волокон для получения ткани: сваливание, вязание и ткачество. Для ткачества используется приспособление, которое называется ткацкий станок. Вертикально расположенные волокна (основа) крепко удерживаются на ткацком станке, в то время как горизонтальные волокна (уток) вплетается между ними, образуя вид решетки».
Следующий пункт анализа – приемы работы над поделкой. Учащиеся вспоминают, что такое аппликация (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность). Учитель: «Какие материалы можно использовать для создания аппликации?» (Аппликацию можно делать из бумаги, из природных материалов, из ткани. Учитель может показать различные виды аппликаций из разных материалов).
Закончить анализ изделия следует беседой о возможных вариантах его использования. Учащиеся читают, как собирается использовать свою поделку Аня, на стр. 31 учебника.
Далее учащиеся с помощью учителя планируют свою работу. 1. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона заготовку сделать из картона). 2. Рисунок основных частей матрешки. 3. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку). 4. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).
Заготовка формы матрешки. Учитель: «Откройте рабочие тетради с изображением шаблона матрешки. Вырезаем изображение, но сначала вспомним правила работы с ножницами (учитель может использовать приложение). Далее разметим матрешку на картоне (на изнаночной стороне, помним об экономии бумаги). Вырезаем. У нас получилась форма матрешки, которую мы будем украшать».
Рисунок основных частей матрешки. Учитель: «Простым карандашом наметьте личико матрешки (посмотрите, оно круглое, румяное), наметьте платок и костюм нашей героини.
Создание костюма матрешки. Учитель: «Необходимо разметить ткань для того, чтобы вырезать детали костюма матрешки. Сначала разметим основной костюм на кусочке ткани одного цвета. Для этого надо нанести контуры на ткань, это можно делать мягким карандашом, кусочком мела или мыла с помощью трафарета или шаблона. Чем отличается шаблон от трафарета? (трафарет мы обводим по внутреннему контуру, а шаблон по внешнему). Как закрепить шаблон на ткани? (с помощью английских булавок) Не забудьте об экономии материала». Учитель обязательно демонстрирует, как нанести контуры на ткань. «Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону». На кусочках ткани других цветов учащиеся самостоятельно размечают сердцевину костюма и косынку матрешки, вырезают детали под контролем учителя и наклеивают их на шаблон.
Украшение матрешки. Для того, чтобы украсить костюм нашей красавицы можно наклеить на него тесьму, блестки.
Подведем итоги. В итоге урока можно провести выставку работ учащихся. Анализ работ проводится по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр. 32).
Домашнее задание: Подготовьте сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали, рассмотрите в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполните один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложи в папку достижений. Принесите на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие (тренажёр) по окружающему миру 2 класс
Берегись автомобиля...
Учебно-методическое пособие по окружающему миру. 3 класс
Учебно-методическое пособие по окружающему миру при работ с термометром....
Учебно-методическое пособие «Проверочные работы по окружающему миру, 2 класс»
Огромную роль в развитии личности ребенка играют предметыестественнонаучного цикла. У ребят расширяется кругозор, формируются по...
Методическое пособие по окружающему миру. 4 класс. Из книжной сокровищницы.
Методическое пособие...
Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс
Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...
Электронно-методическое пособие по окружающему миру для 2-4 классов начальной школы «Явления природы»
Данное пособие может быть использовано на уроках по окружающему миру во 2-4 классах, как урок закрепления или повторения теоретического материала по предмету, а также внеклассных мероприятиях в группе...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....