Применение дидактических игр при изучении окружающего мира с учащимися с интеллектуальными нарушениями
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Применение дидактических игр при изучении окружающего мира с учащимися с интеллектуальными нарушениями »
Автор педагогического опыта: Явкина Юлия Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
Основная цель специального коррекционного образования - обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания - ученик, его личность, богатый внутренний мир. Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. Игра-как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако именно для учащихся с нарушениями интеллекта игре отводится особое место.
Проблема полноценного включения ребёнка, с нарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагога перехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организации деятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задач урока. А также внедрения таких педагогической технологий, при которых действия учеников станут более активными, творческими, самостоятельными.
В связи с тем, что наша работа связана с учащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболее эффективных педагогических технологий служат игровые технологии. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию.
Актуальность использования игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и перспективности педагогического опыта
Основная идея педагогического опыта
Опыт работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями указывает на трудности развития и становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычно пассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированности коммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Эти факторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.
Проблемы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями подтолкнули нас к выбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только через игру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функций мозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видов деятельности.
Теоретическая база опыта
Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги, как прошлого, так и современности: Платон, Аристотель, Рабле, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Кант, К. Ушинский, Макаренко, Л. Выготский, А.И. Запорожец и другие. Во многих работах исследователей отражены различные подходы к определению сущности дидактической игры. Так, ученые определяют сущность игры как форму общения (Н. Гончаров, Т. Ладивир, Н. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова). Как форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконина). Как условие умственного развития (П. Каптерев, Е. Покровский, С. Рубинштейн, И. Сикорский, А. Смирнов). Но все они считают дидактическую игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса.
Игра для ребенка - это жизнь со своими радостями, горестями, переживаниями и достижениями, своеобразная школа жизни, где ребенок учится общению, действиям с предметами, а также нормам поведения. Но при этом требующая от учащихся максимума энергии, ума и самостоятельности. Это настоящая и напряженная умственная работа, которая должна привести учащегося к хорошим результатам. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, способствует решения более сложных задач урока. Но это вовсе не означает, что занятия необходимо проводить только в форме игры. Игра - один из методов, который дает хорошие результаты только в комплексном сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением, исследованием, трудом.
Новизна
Новизна педагогического опыта состоит в системном использовании игровых технологий на различных уроках и внеклассной работе. В процессе игрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности; коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
Игровые ситуации на уроках и внеклассной работе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями, делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познания доступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью. Происходит перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Технология опыта
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль дидактических игр в учебном процессе определяется функциями и классификацией педагогических игр.
Также при подборе игр для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости мы учитываем следующие требования:
- Соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и их безопасность.
Учитываем дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность и усложняемость выполнения заданий.
Мы учим детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
В ходе педагогического взаимодействия мы соблюдаем ряд условий:
а) постоянно поддерживаем у воспитанника желание учиться;
б) предоставляем каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создаем коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
г) стимулируем совместное с учениками продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
д) стимулируем правильные взаимоотношения на уроках;
е) способствуем становлению личности воспитанника.
Мы пришли к выводу, что игровые технологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Сочетание традиционных и инновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Результативность опыта
В процессе реализации педагогического опыта нами были подготовлены и проведены уроки с использованием игровых технологий:
по предмету «Мир природы и человек» уроки на тему:
«Овощи»
«Фрукты. Ягоды»
«Городской транспорт»
«Охрана здоровья и безопасное поведение»
«Квартира. Мебель. Посуда» и другие уроки.
Результатом нашей работы можно назвать следующее:
– повышение качества усвоения знаний учащимися с тяжёлой умственной отсталостью,
– развитие творческих способностей каждого ученика;
– формирование личностных качеств ученика;
– использование учениками знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и воспитания, в практической деятельности;
Опыт работы подтвердил, что применение игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они не пассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.
Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.
Основным в дидактической игре на уроках окружающего мира является формирование представлений детей о себе и об окружающем мире. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении учащихся с нарушением интеллекта на данном конкретном уроке.
Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Список литературы
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов/ А. К. Аксенова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Бабюк А., Колос Т., Сапожко И., Каминская Т. Интеграция учебно-воспитательного и коррекционного процессов в начальной школе // Начальная освита.-2015-№ 25.- С. 6-82. Бесова, М. А. Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М .: Педагогика, 2013. - Т. 3. - 368 с.
5. Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 3 - 9
6. Друзь С. В. Познавательные задачи по ознакомлению с окружающим миром в 1-2 классах. - М .: Сов. школа, 2015. - 128 с.
7. Ефименко Л. Учебные и познавательные игры экологической направленности // Начальное образование. - 2011. - № 22. - С. 13 - 17
8. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. - М .: Просвещение, 2014. - 392 с.
7. Коберник Г. М., Синев В. Н. Основы дефектологии. - М .: Высшая школа, 2014. - 143 с.
9. Мастюкова, Е. М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2011.– 95 с.
10. Махлах, Е. С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. — М., 2011.– 298 с.
11. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов –– М.: Владос, 1994. – 344 с.
12. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
13. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры/ С. А. Шмаков - М.: Новая школа, 2011. – 240 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_yavkinoy_yu.n.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Применение дидактических игр при изучении окружающего мира с учащимися с интеллектуальными нарушениями »
Автор педагогического опыта: Явкина Юлия Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
Основная цель специального коррекционного образования - обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания - ученик, его личность, богатый внутренний мир. Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. Игра-как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако именно для учащихся с нарушениями интеллекта игре отводится особое место.
Проблема полноценного включения ребёнка, с нарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагога перехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организации деятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задач урока. А также внедрения таких педагогической технологий, при которых действия учеников станут более активными, творческими, самостоятельными.
В связи с тем, что наша работа связана с учащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболее эффективных педагогических технологий служат игровые технологии. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию.
Актуальность использования игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и перспективности педагогического опыта
Основная идея педагогического опыта
Опыт работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями указывает на трудности развития и становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычно пассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированности коммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Эти факторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.
Проблемы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями подтолкнули нас к выбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только через игру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функций мозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видов деятельности.
Теоретическая база опыта
Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги, как прошлого, так и современности: Платон, Аристотель, Рабле, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Кант, К. Ушинский, Макаренко, Л. Выготский, А.И. Запорожец и другие. Во многих работах исследователей отражены различные подходы к определению сущности дидактической игры. Так, ученые определяют сущность игры как форму общения (Н. Гончаров, Т. Ладивир, Н. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова). Как форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконина). Как условие умственного развития (П. Каптерев, Е. Покровский, С. Рубинштейн, И. Сикорский, А. Смирнов). Но все они считают дидактическую игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса.
Игра для ребенка - это жизнь со своими радостями, горестями, переживаниями и достижениями, своеобразная школа жизни, где ребенок учится общению, действиям с предметами, а также нормам поведения. Но при этом требующая от учащихся максимума энергии, ума и самостоятельности. Это настоящая и напряженная умственная работа, которая должна привести учащегося к хорошим результатам. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, способствует решения более сложных задач урока. Но это вовсе не означает, что занятия необходимо проводить только в форме игры. Игра - один из методов, который дает хорошие результаты только в комплексном сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением, исследованием, трудом.
Новизна
Новизна педагогического опыта состоит в системном использовании игровых технологий на различных уроках и внеклассной работе. В процессе игрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности; коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
Игровые ситуации на уроках и внеклассной работе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями, делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познания доступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью. Происходит перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Технология опыта
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль дидактических игр в учебном процессе определяется функциями и классификацией педагогических игр.
Также при подборе игр для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости мы учитываем следующие требования:
- Соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и их безопасность.
Учитываем дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность и усложняемость выполнения заданий.
Мы учим детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
В ходе педагогического взаимодействия мы соблюдаем ряд условий:
а) постоянно поддерживаем у воспитанника желание учиться;
б) предоставляем каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создаем коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
г) стимулируем совместное с учениками продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
д) стимулируем правильные взаимоотношения на уроках;
е) способствуем становлению личности воспитанника.
Мы пришли к выводу, что игровые технологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Сочетание традиционных и инновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Результативность опыта
В процессе реализации педагогического опыта нами были подготовлены и проведены уроки с использованием игровых технологий:
по предмету «Мир природы и человек» уроки на тему:
«Овощи»
«Фрукты. Ягоды»
«Городской транспорт»
«Охрана здоровья и безопасное поведение»
«Квартира. Мебель. Посуда» и другие уроки.
Результатом нашей работы можно назвать следующее:
– повышение качества усвоения знаний учащимися с тяжёлой умственной отсталостью,
– развитие творческих способностей каждого ученика;
– формирование личностных качеств ученика;
– использование учениками знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и воспитания, в практической деятельности;
Опыт работы подтвердил, что применение игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они не пассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.
Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.
Основным в дидактической игре на уроках окружающего мира является формирование представлений детей о себе и об окружающем мире. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении учащихся с нарушением интеллекта на данном конкретном уроке.
Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Список литературы
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов/ А. К. Аксенова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Бабюк А., Колос Т., Сапожко И., Каминская Т. Интеграция учебно-воспитательного и коррекционного процессов в начальной школе // Начальная освита.-2015-№ 25.- С. 6-82. Бесова, М. А. Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М .: Педагогика, 2013. - Т. 3. - 368 с.
5. Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 3 - 9
6. Друзь С. В. Познавательные задачи по ознакомлению с окружающим миром в 1-2 классах. - М .: Сов. школа, 2015. - 128 с.
7. Ефименко Л. Учебные и познавательные игры экологической направленности // Начальное образование. - 2011. - № 22. - С. 13 - 17
8. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. - М .: Просвещение, 2014. - 392 с.
7. Коберник Г. М., Синев В. Н. Основы дефектологии. - М .: Высшая школа, 2014. - 143 с.
9. Мастюкова, Е. М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2011.– 95 с.
10. Махлах, Е. С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. — М., 2011.– 298 с.
11. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов –– М.: Владос, 1994. – 344 с.
12. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
13. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры/ С. А. Шмаков - М.: Новая школа, 2011. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5 на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...
Применение информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по изучению окружающего мира
Являясь учителем начальных классов, считаю, что применение информационных технологий в начальной школе должны быть ориентированы на решение основных задач начального общего образования: ра...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ.
Актуальность проекта. Сегодня отмечается снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но и с доминирующими в сегодн...
Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».
Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность в саморазвитии, самообразовании и...
Мастер-класс "Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся ».
Проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира....
Заключение на методическую разработку «Изучение окружающего мира с помощью заданий, направленных на установление причинно-следственных связей и выполняемых учащимися в парах, парах сменного состава» (методические рекомендации по окружающему миру во 2-4 кл
Рецензируемая работа представляет собой авторский вариант применения методики формирования и диагностики познавательных общеучебных умений....