Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Виктория Владимировна

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon morya.pdf2.34 МБ
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_vo_vtorom_klasse_po_teme.doc143 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря».

ОБЖ Правила поведения на воде.

Учитель Волкова В.В.

Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Специфика курса окружающего мира образовательной системы «Школа 2100» состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание и основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для второго класса «Наша планета Земля» посвящён знакомству с новым для школьников языком – языком географических карт. Главной задачей является – научить их путешествовать по карте. Знакомясь с частями света, материками, реками и озёрами, морями, горами и равнинами, океанами и островами дети обучаются отыскивать на карте эти формы рельефа земли, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе с обликом соответствующих ландшафтов, узнают, как называются крупнейшие географические объекты в разных частях света.

Интерактивные технологии являются одним из путей поиска механизма перехода от репродуктивного к развивающему типу обучения, что особенно важно при изучении столь сложного, насыщенного новыми понятиями и определениями курса окружающий мир «Мир и человек».

При проведении уроков широкое применение интерактивной доски позволяет сделать преподавание интересным, увлекательным и динамичным. Учитель, рассуждая вслух, постепенно вовлекает учащихся в тему урока. При этом ученики начинают работать творчески и становятся уверенными в себе, начинают  понимать сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. А если все материалы подготовлены заранее, легко доступны, интерактивная технология обеспечивает хороший темп урока и может упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме.

Доска становится центром внимания всего класса. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На уроке ученики работают с интерактивным наглядным пособием «Физическая карта полушарий», которое существенно позволяет расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно – приближать отдельные участки для их более детального изучения, получать дополнительно иллюстрированный и текстовой материал.

Находясь в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится анализировать и делать маленькие открытия.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие ученики начинают больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим дать современную целостную картину устройства мира языком, доступным младшим школьникам. Это позволяет подготовить их к жизни в современном обществе с его насыщенной информационной средой.

Виктория Волкова,

учитель МОУ НОШ № 11

г. Новороссийск Краснодарского края

Цели урока:        

1. Познакомить учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей на основе собственных наблюдений и выполненных заданий.

2. Учить пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света.

3. Развивать интерес к изучению Мирового океана.

4. Развивать речь, словарный запас, наблюдательность.

5. Познакомить с правилами поведения на воде и доказать необходимость их выполнения.

6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дисциплинированность на водоёмах.

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий. Интерактивное наглядное пособие. - ООО «Дрофа»,

2006 г.

  1. Видео и аудиозаписи.
  2. Водяной уровень с подкрашенной жидкостью, результаты опытов, проведённых на предыдущих уроках.
  3. Иллюстрированный материал по теме «Моря».

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания.

-Вспомните, куда мы путешествовали на прошлом уроке. (по островам и полуостровам)

- Давайте выясним отличительные особенности островов и полуостровов.

-Что такое остров? (Остров – участок суши, со всех сторон окружённый водой.)

-Что такое полуостров? (Полуостров – участок суши, выдающийся в море или озеро и с трёх сторон окружённый водой).        

- Дома вы должны были самостоятельно совершить «путешествие» по географической карте, отыскать острова и полуострова. Поделитесь своими впечатлениями. Расскажите, что узнали нового. (Учащиеся приводят примеры,  у доски на карте находят географические точки, дают короткие сообщения).

  • Индия – расположена на полуострове Индостан на юге Азии. Это один из крупнейших в мире полуостровов.
  • Ямайка – остров в Атлантическом океане в западном полушарии. В древности его населяли индейцы.
  • Мадагаскар – остров в Индийском океане к востоку от Африки. Этот остров часто называют страной, где время остановилось. Большинство животных и растений не встречаются больше нигде.
  • Гренландия – самый большой остров в мире. Расположен в Северном Ледовитом океане. Хотя его название означает «зелёная земля», он скорее белый, чем зелёный. Это морозный и заснеженный край, большая часть которого покрыта ледником.
  • Балканский полуостров – на юге Европы. На балканском полуострове расположены такие государства как Болгария, Турция, Греция.
  • Пиренейский полуостров – на юго-западе Европы, омывается водами Атлантического океана. На этом полуострове расположено государство Испания. Это идеальное место для летнего отдыха. «Оле» по-испански – ура!
  • Британские острова – между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Государства Великобритания и Ирландия расположены на одноимённых островах. Остров Великобритания – самый крупный остров в составе Британских островов. На этих островах можно осмотреть древние замки-крепости и увидеть мужчин в юбках – волынщиков.
  • Апеннинский полуостров – на юге Европы, по форме напоминает женский сапог. На полуострове расположено государство Италия, которое занимает и острова: Сицилия и Сардиния.
  • Япония – это государство расположено на четырёх больших и многих маленьких и островах в западной части тихого океана. Наиболее крупный остров Хонсю. На нём много вулканов, в том числе и гора Фудзияма. Это не просто гора, а вулкан. На протяжении столетий японцы считали, что в этом удивительном месте живёт могущественный бог. Это  страна роботов. Половина роботов, существующая в мире, изобретена в Японии.
  • Новая Зеландия – острова находятся в юго-западной части Тихого океана. Государство Новая Зеландия состоит из двух больших островов и множества маленьких. Здесь есть солнечные пляжи, заснеженные горные вершины, горячие источники и частые землетрясения.
  • Остров Сахалин – у восточных берегов Азии. Переходил несколько раз во владения Японии, сейчас этот остров – территория России.
  • Скандинавский полуостров - самый большой в Европе. Омывается водами Северного Ледовитого океана.
  • Аравийский полуостров – на юго-западе Азии – самый большой полуостров на Земле.
  • Полуостров Камчатка – на северо-востоке Азии. На полуострове 160 вулканов (28 действующих), много гейзеров и минеральных источников.
  • Остров Новая Гвинея – второй по величине остров в мире, расположен в западной части Тихого океана.

Физкультминутка – игра «Море волнуется»

  1. Объяснение нового материала.

- Сейчас вы обращали наше внимание на то, что острова и полуострова омываются водами Мирового океана. А частью океанов являются моря.

-Тема нашего урока: «Моря».

-Сегодня вы попытаетесь самостоятельно сформулировать основные особенности морей, наблюдая и выполняя задания на уроке, во время нашего путешествия.

  1. Учебник-тетрадь (с.28, задание 1), сказка о Дракоше – Водохлёбе.

1. "Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлеб тут как тут. Выпьет озеро - все звери опять мучаются от жажды.

2. Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения - наступил голод. Обиделись все животные, и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлеб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!»

3.Подумал лев и сказал: «Предложите ему выпить море. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».

4.Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: "Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие». Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил... а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым.

5.В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула.

 Шкуру Водохлебу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не хотел.

6.Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живут счастливо!"

Первая важнейшая особенность морей:

МОРЯ СОЕДИНЯЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ.

  1. Учебник-тетрадь (с.29, задание 2), проведение опыта.

Вторая важнейшая особенность морей:

УРОВЕНЬ ВОДЫ ВО ВСЕХ МОРЯХ ОДИНАКОВ.

  1. Учебник-тетрадь (с.29, задание 3), сообщение о результатах опыта на уроке по теме «Озёра».

-Чтобы узнать третье свойство морей, вспомним опыт с солёной водой в блюдце. (Налили в чистое блюдце немного подсоленной воды и поставили на батарею отопления. Вода высохла – испарилась, а на дне остались кристаллы соли.) О каком законе уместно напомнить? (Круговорот воды в природе).

-Реки несут свои воды в моря, вода испаряется. При испарении воды концентрация соли увеличивается и накапливается в морской воде.

Третья важнейшая особенность морей:  

МОРЯ – ЭТО БОЛЬШИЕ ВОДОЁМЫ С СОЛЁНОЙ ВОДОЙ.

  1. Классификация морей. (обязателен показ морей на географической карте)

- Многообразие морей Земли классифицируется по ряду признаков.

  • По особенностям географического положения.

Внутренние моря

(со всех сторон окружены сушей и связаны с океанами проливами)

Окраинные моря

(-Как понимаете название окраинные моря? Найдите на карте моря, омывающие нашу Родину с севера.)

Межостровные моря

Балтийское море (Варяжское, С-В части замерзает, наименьшая солёность)

Баренцево (не замерзает благодаря тёплым течениям, имеет большое транспортное значение, неблагоприятная экологическая обстановка)

Фиджи

Чёрное море (Русское море, на глубине 150м заражено сероводородом, на больших глубинах нет жизни)

Карское (одно из самых холодных морей, только летом температура 60 , часты туманы и штормы)

Филиппинское море

Красное море (межматериковое, одно из самых тёплых и солёных морей)

море Лаптевых (большую часть года покрыто льдом

  • По глубине.

Мелководные

(шельфовые до 200м)

Глубоководные

(океанические)

Карское море

Филиппинское море (самое большое и самое глубокое в мире)

Восточно-Сибирское море

Коралловое море (Многочисленные коралловые рифы и острова)

Чукотское море

Азовское море (около 7м, шутка – Морда акулы торчала бы из воды, если она встанет на хвост)

  • Моря омывают части света, а сами являются частями океанов.

Учебник-тетрадь (с.30, задание 4), рассмотреть таблицу, вписать недостающие названия морей.

Физкультминутка

(руками показать разные стили плавания: кроль, брасс, кроль на спине, баттерфляй)

  1. ОБЖ Правила поведения на воде.

- Мы сегодня много говорили о морях, живём на берегу тёплого и ласкового моря. Давайте обсудим, каких правил поведения на воде нужно придерживаться.

-Никогда не купайся в одиночку в незнакомом месте. Почему?

-Не ныряй в незнакомых местах. Почему?

-Не заплывай на пляже за буйки. Почему?

-Не устраивай игр с захватами. Почему?

-Не заплывай далеко на надувных матрацах, игрушках, камерах. Почему?

-Не переплывай водоем на спор. Почему?

-Помните: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

-Ребята, а кто из вас умеет плавать? Древние греки это умение считали таким же обязательным, как умение читать.

  • За год в России гибнет на водах в среднем 13 000 (!) человек.
  • Основная причина трагедий - неумение плавать, нарушение правил поведения на воде, страх.
  • Кто не умеет плавать, тому нужно учиться. А кто умеет - должен научиться оказать помощь другому человеку.

-Сегодня вы получите советы, сформулированные спасателями на водах и просто опытными людьми. Внимательно прочитайте, запомните и постарайтесь применить, если возникнет необходимость.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

  1. Просмотр видеоматериала по теме «Моря».
  2. Д/з: Учебник-тетрадь, урок 31; разгадать кроссворд «Моря», найти эти моря на карте, дать характеристику одного из морей по плану:

Описание морей  (на основе карт атласа)

  1. Частью какого океана является море?
  2. Особенности местоположения:
  • Какой материк(и) омывает;
  • Есть ли в нём острова.
  1. Глубина моря.
  2. Какие страны мира находятся на его берегах.

См. приложение

Физическая карта полушарий. Интерактивное наглядное пособие. - ООО «Дрофа»,

2006 г.

См. приложение

Презентация Моря

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Использование водяного уровня с подкрашенной жидкостью

Слайд №8

Образование соляных кристаллов на дне чашечки

Слайд №7

Слайд №9

См. приложение

Физическая карта полушарий. Интерактивное наглядное пособие. - ООО «Дрофа»,

2006 г.

См. приложение 

Презентация Моря

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

См. приложение

Правила поведения на воде

См. приложение

Storm

См. приложение

Кроссворд Моря

См. приложение

Моря. Слайд №15

Правила поведения на воде.

  • Никогда не купайся в одиночку в незнакомом месте.
  • Не ныряй в незнакомых местах.
  • Не заплывай на пляже за буйки.
  • Не устраивай игр с захватами.
  • Не заплывай далеко на надувных матрацах, игрушках, камерах.

Не переплывай водоем на спор.

Советы, сформулированные спасателями на водах

 и просто опытными людьми:

  • Научитесь хорошо плавать и отдыхать на воде лежа на спине.
  • Если начало сводить ногу - не пугайтесь. Погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, сильно потяните рукой на себя за большой палец ноги.
  • Если вы плохо плаваете, никогда не спасайте другого.
  • Если чувствуете, что тонете, - главное правило: не поддаваться панике. Помните: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Громко кричите, не стесняйтесь звать на помощь. Но если вам некому помочь, надейтесь только на себя. Вдохните глубоко, постарайтесь лечь на воду, отдохнуть. Или: наберите воздух, опуститесь с головой под воду, сгруппируйтесь и вытолкните себя из воды.
  • Если вас спасают - не мешайте, не паникуйте, расслабьтесь.
  • Никогда не зовите на помощь в шутку.

        

Древние греки умение плавать считали таким же обязательным, как умение читать.

За год в России гибнет на водах в среднем 13 000 (!) человек. Основная причина трагедий - неумение плавать, нарушение правил поведения на воде, страх. Кто не умеет плавать, тому нужно учиться. А кто умеет - должен научиться оказать помощь другому человеку.

Помощь при спасении человека:

  • Привлеките внимание окружающих, крикнув: «Человек тонет!».
  • Посмотрите, нет ли рядом спасательного средства, чтобы кинуть утопающему.
  • Попробуйте дотянуться до тонущего рукой, палкой, веткой, шарфом, веревкой.
  • Подбодрите потерпевшего криком: «Иду на помощь! Держись!»
  • Если хорошо плаваете, то хватайте утопающего со спины, за волосы.

Приложение

Правила поведения на воде

Кроссворд «Моря»

Задание.

  1. Разгадай кроссворд.
  2. Найди эти моря на карте.
  3. Дай характеристику одного из морей по плану:
  1. Частью какого океана является море.
  2. Особенности местоположения: какой материк(и) омывает, есть ли в нём острова.
  3. Глубина моря.
  4. Какие страны мира находятся на его берегах.

5

3

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали. «Самые ….»

  1. Полузамкнутое море Тихого океана у берегов Австралии, Новой Гвинеи, Новой Каледонии. Одно из самых больших (площадь 4068 тыс. км2) и самых глубоких (до 9174 м) в мире. Здесь находится самая грандиозная на Земле постройка, целиком сотворённая живыми существами.
  2. В бассейн этого моря включают 10 морей. Оно располагается между Евразией и Африкой и соединяется Гибралтарским проливом с Атлантическим океаном, через проливы Дарданеллы, Мраморное море и пролив Босфор — с Черным морем, Суэцким каналом — с Красным морем.
  3. Внутриматериковое море Атлантического океана, у берегов Северной и Средней Европы, имеющее самую маленькую солёность. В Древней Руси оно называлось Варяжское.
  4. Самое большое (площадь 5726 т. км2) и самое глубокое (максимальная глубина 10265 м) море в мире. Межостровное море Тихого океана располагающееся между островами Японскими, Тайвань и Филиппинскими на западе.
  5. Море на юге Восточно-Европейской равнины. Керченским проливом соединено с Черным морем. В Древней Руси оно называлось — Сурожское море.
  6. Окраинное море Северного Ледовитого океана, у берегов Российской Федерации, между островами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и архипелагом Северная Земля. Большую часть года покрыто льдами.

По вертикали. «Цветные моря»

  1. Единственное море на земном шаре, в которое не впадает ни одной реки, не считая потока вод Индийского океана, движущегося через Баб-эль-Мандебский пролив.
  2. У древних греков - ПОНТ ЭВКСИНСКИЙ (буквально — гостеприимное море), в Древней Руси и у арабских народов - РУССКОЕ МОРЕ.
  3. Полузамкнутое море Тихого океана у восточных берегов Азии. Главные порты: в Китае — Циндао, Яньтай, Тяньцзинь, Люйшунь (Порт-Артур), Далянь (Дальний), в Республике Корея — Инчхон (Чемульпо). Во время русско-японской войны русские войска героически обороняли военно-морскую крепость Порт-Артур (ныне Люйшунь) и выдержали 4 штурма 27.1 (9.2) — 20.12.1904 (2.1.1905).
  4. Окраинное море Индийского океана, между Австралией и о. Тимор. Это море часто называют Тиморским.
  5. Внутриматериковое море Северного Ледовитого океана, у северных берегов Европейской части Российской Федерации. На севере соединяется с Баренцевым морем. Связано с Балтийским морем Беломорско - Балтийским каналом, с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.

Ответы на вопросы кроссворда

б

ж

к

а

р

с

к

о

е

ё

л

ч

ф

и

л

л

и

п

и

н

с

к

о

е

ё

т

е

к

о

р

а

л

л

о

в

о

е

р

н

е

р

а

о

а

с

р

е

д

и

з

е

м

н

о

е

н

ж

о

е

е

а

з

о

в

с

к

о

е

о

б

а

л

т

и

й

с

к

о

е

Приложение

Кроссворд Моря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".

Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством....

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...