Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Агрегатное свойство воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: ОНЗ.
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой. Опытно- экспериментальным путём показать применение снега и льда в жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы, проводить простейшие опыты с объектами неживой природы;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать и аргументировать свое мнение;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.
Личностные:
- осознавать красоту и разнообразие снежинок
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.
Педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии
Технология оценивания учебных достижений
Технология продуктивного чтения
Технология проблемного обучения
Приемы функциональной грамотности:
Формы работы:
- групповая форма работы
-практическая работа
Опыт - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа, экран.
- Презентация.
- Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1класс.
- Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
- Листы самооценки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности и целеполагание. | Прежде чем мы сегодня получим новые знания, давайте с вами вспомним, что мы с вами знаем о времени года, которое за окном. О каком времени года я хочу вас спросить? - назовите пожалуйста зимние месяцы. - чем отличается зима от других времен года?(на зел.доске наклеиваются надписи). Проверка по эталону. - Ребят, а вы представьте, что в такие не простые условия попадет человек. Ему будет сложно? Послушайте историю, которая приключилась с семьёй Петровых. Папа Вани очень любит походы, но только летом. А в этом году решил отправиться в зимний лес. Ваня был очень любопытным мальчиком и попросился с папой в поход. Вот они уже в лесу. Наблюдают за природой, делают фотографии у замерзшей реки. Мальчик задаёт вопросы папе: - Папа, здесь так много льда, а как ты думаешь можно ли лёд самому сделать? - А снег, я могу сам сотворить свою снежинку? - А снежинка и лёд это тоже самое? Какие вопросы задал Ваня своему отцу? О чем мы с вами поговорим на уроке? История продолжается. Вот уже начало темнеть, Ваня с папой добрались до дома лесника. Хозяина дома не оказалось, но каждый путник мог зайти и остаться здесь на перевал. Наши туристы знатно проголодались. И решили приготовить себе ужин. Воды в доме не оказалось. Ребят, нам с вами сейчас предстоит изучить очень важный материал, который жизненно необходим для того чтобы выжить в лесу зимой. Какую задачу мы поставим перед собой? | - О зиме. -декабрь, январь, февраль. - холодная погода, низкая температура воздуха; -мало солнечного тепла: короткий световой день; -сугробы и снег; -низкие, серые, тяжелые облака; -метелица; -трескучие морозы; -зимние забавы – катание на коньках, санках, игра в снежки; -отчетливо видны следы зверей и птиц на снегу; -морозный воздух и пар изо рта; -зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещение; -обилие синиц, ворон, появление снегирей и других птиц; -зимняя спячка у насекомых, рыб и некоторых зверей. -Да. - Как появляются снег и лёд (Откуда берутся снег и лёд?) - Найти решение проблемы отсутствия чистой воды зимой в экстремальных условиях. |
2. Освоение новых знаний. | - Прежде, чем ответить на этот вопрос, нам надо изучить свойства снега и льда. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Сделаем работу в группах. Готовы? Вспомним правила работы в группах. Откройте учебник на с. 66 и определите цель наших опытов. Дети в группах заполняют бланк фиксации результатов. У детей на столе лежит лист с практической работой. На магнитной доске фиксируем выводы Практическая работа. Проведем первый опыт. Возьмем стакан со снегом - Попробуем в снегу сделать ямку карандашом. - А теперь попробуем в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? Какой же снег? - Сейчас я возьму кусочек льда и ударю по нему молотком. Что произошло? О каком свойстве льда это говорит? Вывод формулируем: СНЕГ РЫХЛЫЙ. ЛЕД ХРУПКИЙ. Какая беда может случиться, если лёд тонкий? Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Узнаем второе свойство. Сравнить цвет снега и льда с листами картона Посмотрите на лист картона. Посмотрите на снег. Какого он цвета? Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. - А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда? Вывод формулируем: СНЕГ БЕЛЫЙ. ЛЕД БЕСЦВЕТНЫЙ Рассмотрим третье свойство. - Положим на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит? - А теперь возьмём открытку посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите, рисунок? Какой лёд? Вывод формулируем: СНЕГ НЕПРОЗРАЧНЫЙ. ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ. Рассмотрим четвертое свойство. (снег, лед) - я положу себе на ладошку маленький комочек снега, а в другую кусочек льда. Что происходит со льдом и снегом? А почему на улице они не тают? Вывод формулируем: В ТЕПЛЕ СНЕГ И ЛЕД ТАЮТ И ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ. Значит, лед и снег это… Ребят, а такая вода годна для употребления? Что необходимо сделать? Рассмотрим с вами поближе снег и лед. Мы с вами пришли к выводу, что лёд и снег- это замерзшая вода. Но можно ли этот процесс сделать в обратном порядке? Т.е. воду превратить в снежинку и в лёд? Прочитайте информацию на стр.67. и дайте мне ответ на вопрос. | - Да. 1. Называем по имени. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают.4. Своё несогласие высказывай вежливо.5. Работаем вместе, сообща, тихо. Если в группе возникли затруднения или вопрос – поднимаем соответствующий знак. (?) Работа закончена – знак (!) -Изучим свойства снега и льда. Вывод формулируем: СНЕГ РЫХЛЫЙ. ЛЕД ХРУПКИЙ. Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Вывод формулируем: СНЕГ БЕЛЫЙ. ЛЕД БЕСЦВЕТНЫЙ Вывод формулируем: СНЕГ НЕПРОЗРАЧНЫЙ. ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ. Вывод формулируем: В ТЕПЛЕ СНЕГ И ЛЕД ТАЮТ И ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ. Значит, лед и снег- это замерзшая вода. Нет. Прокипятить. Снег и лёд- это замёрзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лед появляется в луже, на реке, на мокрой дороге. |
Физминутка | Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх, шаг на месте) На санках едем мы гурьбой, (наклоны вперед-назад) Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках) Зимой веселые деньки! (прыжки, руки вверх) | |
#1054;бобщение знаний. | А теперь мы с вами вернемся к нашей истории о семье Петровых. Какое знание нам поможет решить проблему? А сейчас поиграем. Приготовьте сигналы. Если вы согласны с утверждением, хлопнем в ладоши. Если не согласны, то поднимем обе руки вверх. - Снег тает и превращается в воду (хлопок) - Если вода замерзнет, она превратится в лед (хлопок) - Снег бесцветный (руки) - Лед прозрачный (хлопок) - Лед хрупкий (хлопок) - Снег непрозрачный (хлопок) - Снег серый (руки) - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны! Наш любопытный мальчик Ваня очень внимательно смотрел как папа брал лёд, растапливал его, получилась, а после увидел над супом, который папа готовил на ужин, пар. И Ваню в этот момент очень удивило и поразило. Что понял Ваня, какой вывод он сделал? (если время позволяет чайник вскипятить для наглядности) И в каждом состоянии вода несёт огромную пользу для человека. Лёд на катке, снежные фигуры, ледяные скульптуры, охлаждение горячего чая. А вода в жидком состоянии нужна человеку всегда. | О том, что снег и лёд в тепле тают. Ваня и его папа должны набрать снега или льда, прокипятить полученную воду. Так они обеспечат себя пресной водой. Вода имеет три состояния: Твердое, жидкое и газообразное. |
Выводы и обобщения. | - Кем вы были сегодня на уроке? - Что исследовали? - Что такое снег и лёд? Какое жизненно важное открытие сделали? - Назовите свойства снега и льда? - Почему снег и лёд образуются зимой, а не в другое время года? | Ребята могут использовать следующие фразы на доске - сегодня я узнал… - было интересно… - теперь я могу… - я научился… - у меня получилось …не получилось |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Вода на Земле".2 класс.
Конспект урока по окружающему миру по учебнику Плешакова. УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс
Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
План - конспект урока по окружающему миру "Вода в природе"
Конспект урока "Вода в природе". Значение воды для всего живого на планете....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...