Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хасанова Забира Фаритовна

Цель урока: познакомить с понятиями "тела", "вещества", "частицы". Научиться находить различия между телами, веществами, частицами.

Задачи: формирование исследовательского умения через проведение экспериментов и работу со схемами;

способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления;

продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации ндивидуальной и коллективной учебной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Сарлы» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект открытого урока «Окружающий мир»

перед учителями биологии и географии

УМК  «Школа России»

Тема: Тела, вещества, частицы.

3-ий класс

Хасанова Забира Фаритовна,

учительница начальных классов

первой квалификационной категории

Сарлы, 26.09.2024

Цель: познакомиться с понятиями «тела», «вещества», «частицы». Научиться находить различия между телами (естественными и искусственными), веществами, частицами

Задачи урока.

  • Формирование исследовательского умения через проведение экспериментов и работу со схемами
  • Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления
  • Продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации индивидуальной и коллективной учебной работы

Планируемые результаты.

Предметные:

  • характеризовать тела, вещества, частицы;
  • различать тела, вещества, частицы, классифицировать их, приводить примеры;

Личностные:

 мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • формулировать тему и цель урока.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других;
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Основные методы:

  • исследовательский;
  • деятельностный.

Оборудование:

- на партах учащихся таблички с названиями тел и веществ, карточки с тестом

- на демонстрационном столе учителя два стакана с водой, тарелка, ложечка, сахар, перманганат калия, пластиковая бутылка без крышки и дна, резиновая медицинская перчатка, контейнер с водой

- презентация к уроку, компьютер, проектор, экран

Образовательные ресурсы:

-учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс;

-набор карточек, схем

- https://yandex.ru/video/preview/5843057478321561642

Ход  урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок окружающий мир. У нас сегодня много гостей. Посмотрите на них, поздоровайтесь и начнем урок.

II. Актуализация знаний

    - Доскажите словечко, и вы узнаете, к изучению какого раздела мы приступаем с вами сегодня

                           Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года —

                           Это все вокруг... (природа).

 Сегодня на уроке мы начнём изучать новый раздел «Эта удивительная природа». Слайд 1 На какие группы можно разделить природу? (живая и неживая).чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, ест, пьет, растет, размножается, умирает) А у неживой природы этих признаков нет.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать ребусы Слайд 2

 Тема урока «Тела, вещества, частицы».  Слайд 3

Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят.

III. Изучение новой темы. Беседа по теме «Тела».

1) - Когда вы читаете или слышите слово «тело», то, что вы представляете?  Слайд 4 (выводим слово Тела)

 «Тело - организм человека или животного.

 Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать. Откройте пожалуйста страницу учебника 42. Найдите тему урока и прочитайте первое предложение. Что называется телами? Слайд 4 (определение и картинки)

2) - Назовите тела, которые изображены на слайде.

- Попробуйте разделить их на две группы.

Даем время на обдумывание. Какие две группы у вас получились? Почему так разделили? А у меня получились чуть по-другому. Давайте прочитаем эти группы. Слайд 5 (слова)

- Попробуйте назвать эти группы.

 - Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы  (созданы природой) или естественные тела  Слайд 5

А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела  Слайд 5  Значит на какие группы делятся все тела?

3) Закрепим наши знания. Слайд 6 Я вам дам слова на карточках. Вы читаете это слово и определяете к какой группе оно относится и встаете под эту группу. Прочитали? Встаем. Проверяем по слайду Слайд 6. Молодцы, ребята, справились с заданием.  

4) Слайд 7

 -       А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами?

-       Серп серебристый на небе сияет,
Людям дорогу во тьме освещает..
(Месяц.)

-       Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)

-       Белые  цветочки   вечером  расцветают,   утром  увядают.    (Звезды.)

          -       Это тела ? (Да).

-       К какой группе тел они относятся? (Естественные тела.) Их еще называют небесные или космические тела. Слайд 8 (слова)

Физкультминутка. Месяц – приседаем, голову ложем на ручки, спим. Солнце – встаем на цыпочки, тянемся к солнцу.

IV.   Беседа по теме «Вещества».

  1. – мы с вами сейчас поиграем в игру «Найди пару». У вас на партах лежат две группы слов. Вы их должны разложить парами.  Первая группа слов: стакан, платье, сахар, ложка, шарик, воздух. Вторая группа слов: стекло, ткань, сахар, алюминий, резина, углекислый газ. Проверяем. Читаем первую группу слов. Это что? (тела) Слайд 8 (нажимаем 2 раза) Теперь читаем вторую группу слов. Это что? (то, что нужно сделать тело, материал). Правильно, ребята. Ученые назвали их – вещества  Слайд 8 вещества.

Значит, что называют веществами?  Слайд 9 (читаем хором) Веществами называют то, из чего состоят тела.

2) - Разделите эти вещества на группы. Слайд 9 столбики

 - Попробуйте дать названия этим группам.  Слайд 9  твёрдые, жидкие, газообразные.

Физкультминутка.

- Я называю тело – вы встаете, вещество – садитесь за парты (спички, вода, ягода, сахар, воздух, кошка, железо)

V. Первичная проверка знаний

Задача. Один из учащихся 3 класса решил изученный нами материал представить в виде схем, но допустил ошибки. Попробуйте их исправить

(раздаю детям карточки со схемами. Они работают парами). Проверяем коллективно

VI. Изучение нового материала. Экспериментальный этап  «Частицы».

Почему вещества отличаются друг от друга? Например, вода – прозрачная, а молоко – белое; гвоздь трудно сломать, а воду мы можем без усилий переливать из одной емкости в другую. Есть ли «внутренний мир» у веществ? Как вы думаете, ребята?

Давайте проведем эксперимент и попробуем их объяснить.

1)  Слайд 10

Опыт 1. - Возьмите стакан с водой, опустите в него кусочек сахара и перемешайте ложкой. Какой вода стала на вкус?

 Ученики: Вода стала сладкой.

-  А куда делся сахар? Почему мы его не видим?

Ученики: Сахар растворился в воде.

- А что значит растворился? Исчез? (нет) Что доказывает, что сахар не исчез? (вода сладкая)

-  Кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Ученые доказали, что все вещества состоят из очень маленьких частиц, которых можно увидеть только в микроскоп.

-    Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Опыт 2. Растворение перманганата калия в воде.

Что мы наблюдаем? Почему это могло произойти?

Опыт 3. Большой контейнер наполняем водой. На горлышко пластиковой бутылки (без крышки) надеваем перчатку. Основание перчатки натягивать нужно на широкую часть бутылки. Переворачиваем бутылку перчаткой вверх. Медленно опускаем бутылку в контейнер с водой. Держать бутылку нужно вертикально. Перчатка, которая находится над водой, по мере того как бутылка будет погружаться в воду, начнет надуваться от поднимающегося в нее воздуха. Как только вы начнете поднимать бутылку из воды, перчатка тут же начнет сдуваться.

Воздух, хоть и невидимый, но тоже занимает в пространстве определенное место. Когда бутылка опускается, вода начинает давить на воздух, из-за чего воздух начинает искать свободное место, куда можно убежать. И находит его в перчатке, поэтому-то она и надувается

Итак, можно сделать вывод, что вещества состоят из частиц.

Что доказывают эти три опыта? (вещества состоят из частиц) Слайд 11 Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между  частицами есть промежутки. - В твердых телах эти промежутки  маленькие. Слайд 11

- В жидкостях эти промежутки  больше. Слайд 11

- А в газах – ещё больше. Слайд 11

- Слайд 12 В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

ФИЗМИНУТКА.  Мы с вами будем частицами. Выходим вперед. Как стоят по отношению друг к другу частицы твердых тел? (Крепко берутся за руки, плотно встают друг к другу). А частицы жидкости? (встают на вытянутые руки). В каком состоянии находятся частицы газообразных веществ (бегают по комнате)

Сейчас мы с вами посмотрим видео отрывок про русского ученого.  Вы должны будете назвать его имя и фамилию и чем он занимался.

https://yandex.ru/video/preview/5843057478321561642

Про кого был отрывок? Кем он был? Как он назвал частицы? Про это вы можете еще прочитать по учебнику. Более глубоко про частицы вы будете говорить в старших классах на уроках химии, физики.  

VII. Закрепление.

Слайд 13  – Вставьте слова в приведённые ниже предложения.

— Любой предмет, любое живое существо можно назвать (телом).

— Вещества — это то, (из чего состоят) тела.

— Вещества состоят (из мельчайших частиц), невидимых глазом.

VIII. Домашнее задание.

Слайд 14 

  • Учебник стр. 42 – 45 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя»
  • Карточка
  • Зайдите на кухню и постарайтесь перечислить вещества, которые там обнаружите (по желанию) 

IX.  Итог урока.

- А теперь подведём итог урока

- Напомните тему урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»

- Что было самым интересным?

Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»

- Что вам показалось самым трудным на уроке?

- Кто испытывал трудности?  

Закончите фразу « Мне было трудно…»

- кого бы вы хотели сегодня отметить?

- Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок! (ставлю оценки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отгадайте ребусы и мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока

Слайд 3

Тема урока: « ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ».

Слайд 4

Т Е Л А Телами называются все предметы и живые существа, которые нас окружают.

Слайд 5

Т Е Л А ЛЮДИ ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ ВОЗДУХ ВОДА ЧЕМОДАН ОДЕЖДА ПОСУДА ТОРТ СВЕЧИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ

Слайд 6

Раздели тела на 2 группы: ТЕЛА естественные искусственные ласточка дверь облако пальто

Слайд 7

Месяц, солнце, звёзды – это тела небесные или космические.

Слайд 8

ТЕЛА ВЕЩЕСТВА СТАКАН ПЛАТЬЕ САХАР ЛОЖКА ШАРИК ВОЗДУХ СТЕКЛО ТКАНЬ САХАР АЛЮМИНИЙ РЕЗИНА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Слайд 9

ВЕЩЕСТВА стекло сахар алюминий резина вода углекислый газ жидкие твёрдые газообразные Веществами называют то, из чего состоят тела. стекло, вода, сахар, алюминий, резина, углекислый газ

Слайд 10

ПРОВЕДЁМ ОПЫТ

Слайд 11

Мельчайшие частицы Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Между частицами есть промежутки. Твёрдые вещества Жидкие вещества Газообразные вещества

Слайд 12

Движение частиц

Слайд 13

Вставь слова в приведённые ниже предложения: Любой предмет, любое живое существо можно назвать _______ . Вещество – это то, ______________ тела. Вещества состоят из ______________________, невидимых глазом. ТЕЛОМ ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ИЗ МЕЛЬЧИЙШИХ ЧАСТИЦ

Слайд 14

Домашнее задание Учебник стр. 42 – 45 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя» Карточка Зайдите на кухню и постарайтесь перечислить вещества, которые там обнаружите (по желанию)

Слайд 15

Итог урока Закончите фразу «Я сегодня на уроке узнал…» Закончите фразу: «На уроке мне было интересно…» Закончите фразу: «Мне было трудно…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".

Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ

Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема урока: Разнообразие веществТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)Цель: познакомить...