Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
I. Мотивирование к учебной деятельно-сти.
| Звучит музыка-Журчание воды. Сегодня я вас приглашаю на необычный урок. Говорим девиз к уроку: Каждый день, всегда, везде На занятиях, в игре. Четко, громко говорим И тихонечко сидим. _Кто из вас был в лаборатории? А как вы думаете, что это такое? Сегодня мы организуем в классе свою научную лабораторию. Предлагаю вам быть маленькими учеными. -Кто такие ученые? -Чем занимаются ученые? - Задают вопросы
- Ищут ответы на эти вопросы
- Наблюдают, проводят опыты
- Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории будут работать пять научных групп. В каждой группе есть: - Старший научный сотрудник
- Помощник
- Эксперты
|
Отвечают. |
II. Актуализация знаний.
| Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать: Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Вода)
(вода) Да, это вода. Посмотрите на стаканчик, в котором налита вода. Что вы можете о ней рассказать? Раздаю воду, опишите ее свойства. Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке. «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…» Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц». Ответьте мне на вопрос: Какие свойства воды указаны в отрывке? Получилось у нас задание? Почему не получилось? - Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Какую поставим цель нашей учебной деятельности? (СЛАЙД) Какие знания мы получим на уроке? Чему должны научиться? Что мы сейчас делали? -Сформулируйте тему нашего урока. Итак, тема нашей работы: Самое главное вещество. Свойства воды. На уроке будем открывать, какими свойствами обладает вода.
|
называют
Мы не знаем свойства воды.
Планировали свою деятельность?
Без вкуса, без цвета, без запаха.
Формулируют тему урока. Составляют план урока. |
III ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ..
| Ассоциативный ряд. Поиграем в игру ассоциации: Называю слова, а вы говорите, что представляете. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется? Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней… Один поэт сказал: Безбрежная ширь океан И тихая заводь пруда. Струя водопада и брызги фонтана И все это – только вода. Актуализация знаний. В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Посмотрим на глобус. (показываю). Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. -Как вы думает, что изображено голубым цветом на глобусе? (вода). Да. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов. А где человек использует воду? Готовит пищу, утоляет жажду, моется… А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь». Определим правила, по которым работают учёные в группах.-Слайд - Старший научный сотрудник проводит опыт
- Помощник читает задание
- Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности (памятка для учащихся работающих в группе) - Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
- С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
- Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
- Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Свойства воды. | Есть (да) | Нет | вкус |
|
| запах |
|
| цвет |
|
| прозрачность |
|
| текучесть |
|
| имеет ли форму |
|
| является ли растворителем |
|
|
Опыт №1. Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. - Определение запаха воды.
- Определение вкуса воды.
- Расскажем о результатах наблюдений.
- Сделаем вывод.
- Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха. Опыт №2. Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. - Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.
- Посмотрим на свет.
- Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
- Посмотрим на свет.
- Сравнить цвет воды с цветом полосок.
- Расскажем о результатах наблюдений.
- Сделаем вывод.
- Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.
|
рассматривают
перечисляют
|
| IV Физминутка- под музыку «Живи, родник, живи» Очень всем нужна вода Делай – раз, делай – два. Звери у ручья напились Вправо влево наклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший. Дождик вдруг полил с утра. За работу нам пора!
|
|
| V Продолжение работы по теме. Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. - Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
- Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
- Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
- Что происходит с формой воды.
- Сделайте вывод.
О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы. Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду. Опыт № 4. Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как? Зачитаем план опыта. - Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).
- Перемешаем палочкой.
- Пронаблюдаем за полученной смесью.
- О результатах наблюдения расскажем.
- Сделаем вывод.
- Заполним таблицу.
Дети выполняют опыт. -Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись. Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей. Подтвердилось ли наше предположение? Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде? Сахар, марганец. Вывод: Вода – уникальный растворитель. Какие вещества оказались нерастворенными? Песок, масло. Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся. Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств. Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство? Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)? А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль. Какую воду считают пригодной для питья? Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.
|
|
| Проблема: Можем ли мы определить качество воды? Проблема: Можем ли мы определить качество воды? Предположения: можем, не можем. Я вам предлагаю это проверить. К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения. Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно. Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить? Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже). Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя. Учитель вместе с детьми заполняет таблицу на доске. Свойства воды. | №1 | №2 | №3 | вкус (можем предположить) |
|
|
| запах |
|
|
| цвет |
|
|
| прозрачность |
|
|
|
Если да «+», если нет -. Объявляется результат. Кто определил правильно? Вывод: Мы не можем определить качество воды. Давайте обратимся за помощью к ученым. Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории. Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве? Есть несколько способов: - Фильтрование
- Кипячение
- Отстаивание.
Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения. Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей. Опыт № 5. Сейчас мы попробуем отфильтровать воду. План опыта. - Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды).
- Пропустить через фильтр воду с песком
- Сделать вывод о наблюдаемом явлении.
У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? 4 части. Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе. Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус. Для чего нужно очищать воду? Ответы детей.
|
|
VI Экология | Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водяных ресурсов. Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов. Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств. А сейчас мы посмотрим под микроскопом что из себя представляют живые организмы, живущие в воде -ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП.
_Что мы можем предложить, чтоб не загрязнять наши водоемы? Запишем это в памятке.
|
рассматривают через микроскоп предлагают |
VII.Первичное закрепление.
| Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода? Как нам помогают те или иные свойства воды? Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?
|
|
Самостоятельная работа | Работа в группах. 1.Работа с текстом учебника. – Ребята, выберите сами интересный материал и расскажите: –Где человек в своей жизни использует свойства воды; 2. – Какую роль выполняет круговорот воды в природе (просмотр видеоролика-ИНТЕРНЕТ) |
|
Включение в систему знаний | 2. Работа в Рабочей тетради. – Выполните задание 1 и 2 в Рабочей тетради.
|
|
| VIII Устный журнал с презентацией. А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты о свойствах воды и о её состояниях. - Почему снег белый?
Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце. - В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.
- Почему на окнах появляются снежные узоры?
Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор. - Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в водяной пар.
- Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.
- Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.
И ещё много чего интересного можно узнать об этом удивительном веществе. Мы будем стараться узнать как можно больше на других уроках по ОМ.
|
|
| Пословицы. Наш мудрый русский народ сложил много пословиц о воде. Была бы водица, а зелень народится. Хлеб да вода – богатырская еда. Хлеб – батюшка, а водица – матушка. Как бы вы объяснили пословицы? Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода! Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.
|
объясняют |
Итог урока. | Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»? Все ребята сегодня хорошо работали.
|
|
Рефлексия | Где могут пригодиться полученные знания? |
|
Домашнее задание. | Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы: - Почему дождь падает каплями?
- Что такое ледники?
- Почему лёд не тонет?
Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы. Энциклопедии: «Я познаю мир: естествознание». «Что есть что? Вода». «Воздух. Вода. Погода и климат». Возьмите капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе. Закончить наш урок хочу словами: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни! Спасибо за помощь на уроке!
|
|