Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: Разнообразие веществ

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)

Цель: познакомить детей с веществами и их свойствами, научить правильно пользоваться и различать эти вещества.

Задачи:

Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Развивающая: развивать умения работать с таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.

Оборудование: Компьютер, медиа проектор, экран, раздаточный материал Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: Разнообразие веществ

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)

Цель: познакомить детей с веществами и их свойствами, научить правильно пользоваться и различать эти вещества.

Задачи:

Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Развивающая: развивать умения работать с таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.

Оборудование: Компьютер, медиа проектор, экран, раздаточный материал Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ученики, я рада вас всех видеть. Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Яна Сергеевна. Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь к соседу, поздоровайтесь, улыбнитесь.

Теперь мы готовы начинать урок

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу.

2. Актуализация знаний.

-Давайте начнем наш урок с проверки ваших знаний по прошлой теме. Я вам буду задавать вопросы, а вы по руке будете на них отвечать.

-Что такое тело?

Приведите примеры.

-Какие бываю тела?

Приведите примеры.

-Что такое вещество?

Приведите примеры.

-Какими бывают вещества?

- Из чего состоят вещества?

-Сейчас я предлагаю вам разделить все вещества, которые я назову, на группы «твердые», «жидкие» и «газообразные», я буду называть вам вещество, а вы по руке будете отвечать в какую группу их определить. Всем понятно задание?

-Углекислый газ

-Соль

-Молоко

-Железо

-Водород

-Серебро

-Вода

-Все верно ребята, вы отлично справились с заданием.

-Это любой предмет, любое живое существо.

-Естественные (тела природы) и искусственные тела (тела, созданные руками человека).

-Это из чего состоит тело.

-Твердые, жидкие, газообразные

-Из молекул и атомов.

-Да

-Газообразное

-Твердое

-Жидкое

-Твердое

-Газообразное

-Твердое

-Жидкое, твердое, газообразное.

3. Целеполагание

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать вещества, как вы думаете, с чем на уроке мы с вами познакомимся?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о различных веществах, научимся их описывать. Попробуйте сформулировать тему урока.

-Все верно, тема нашего сегодняшнего урока «Разнообразие веществ»

-Какую цель мы поставим сегодня? (Вывешиваю таблицу с целью на доску)

-С веществами и их свойствами

Разнообразие веществ.

Познакомиться с новыми веществами и их свойствами. Научиться различать эти вещества.

4. Открытие новых знаний.

-На свете очень много веществ. Их известно несколько миллионов. Вещества изучает особая наука – химия, с этим предметом вы познакомитесь в старшей школе.

А сегодня мы отправимся на кухню.

-Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки:

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…

-Все верно, первое что мы сегодня рассмотрим это соль.

Как вы думаете, какое её самое главное свойство? Какова она на вкус?

-Верно. Как вы думаете какое еще у нее есть свойство? Если опустить ложку соли в воду что с ней станет?

-Как добывают соль?

- Еще соль необходима для нормальной работы организма. Она содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета.

-А вы знаете как человек впервые познакомился с солью?

-Первое знакомство первобытных людей с солью произошло случайно. Сохранилась восточная легенда, рассказывающая о том, как ещё в глубокой древности человек уронил во время еды кусок мяса. Подняв его, он заметил, что мясо изменило вкус. Человеку это так понравилось, что он захватил с собой горсть земли, которая оказалась пропитанной солью, и принёс её к своему племени. Так люди и стали использовать соль как добавку к пище.

-Чтобы узнать куда еще можно использовать соль, давайте прочитаем последний абзац на странице 41. Кто мне может рассказать?

-Все верно ребята. На кухне есть еще одно вещество с которым мы с вами познакомимся. Оно по виду похоже на соль. Как вы думаете, что это за вещество?

-Верно. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус?

-Все верно. Сладкий вкус сахара – главное его свойство.

-Ребята, как вы думаете, откуда берется сахар? Чтобы это узнать давайте откроем учебник на странице 42 и прочитаем.

-Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок березы. И только в начале 19в. В России были построены заводы, которые делали сахар из растений.

-Давайте обратим внимание на рисунки. Из каких растений добывают сахар?

-Как вы думаете, на что по внешнему виду похожа сахарная свёкла.

-Да, и в правду, она очень похода на нашу свеклу, которую наши мамы зачастую используют в блюдах. А в каких?

Обыкновенный сахар - это не единственное сладкое вещество в природе.

Глюкоза – еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных фруктах и частях растений. Какие сладкие фрукты вы ели?

-Очень много глюкозы в винограде. Некоторым даже знакомы такие витаминки в виде таблеточек. Они хорошо помогают для работы нашего мозга.

Соль

-Соленая

-Она растворится

- Соль добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще ее добывают из вод соленых морей и озер.

-Нет

Некоторые соли люди используют как удобрение

Сахар

Сладкий

Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный.

Сахарная свёкла и сахар

На нашу обычную свёклу

-Борщ, винегрет, свекольник, селедка под шубой

-Арбуз, мандарин, персик, виноград

5. Физминутка

-А сейчас самое время для физминутки

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

6. Открытие нового знания

-Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. его используют при приготовлении киселя. Как вы думаете, что это?

-Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Дело в том, что если на продукт, содержащий крахмал капнуть раствором йода, то он окрасится в сине-фиолетовый цвет.

-Для этого нам нужно открыть тетради на странице 26

-Сейчас я буду проводить опыты, и мы все вместе запишем результаты в таблицу.

- Первый продукт: огурец

Второй-картофель,

Третий-хлеб.

(Проводим опыт)

-Ребята, как вы заметили, в таблице осталось еще место для одного продукта, я вам предлагаю дома с родителями провести такой же опыт с любым другим продуктом, и вписать результат в таблицу. А сейчас мы продолжим нашу тему.

-Есть еще одна большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Каждому знаком вкус лимона. Какой он?

-Такой вкус ему придает лимонная кислота. А какая же кислота придает вкус яблоку?

-А в листьях щавеля какая кислота?

А когда прокисает молоко, какая кислота в нем образуется?

- Назовите главное свойство кислот?

- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? И почему нельзя это делать?

-На кухне вы можете встретить всем известную уксусную кислоту, такую кислоту используют только в разбавленном виде, и детям прикасаться к такой бутылочке запрещено.

-Но кислоты вы можете встретить не только на кухне, но и в природе. Чтобы подробнее узнать, как используются кислоты в природе откройте учебник на странице 44 и прочитайте последний абзац.  

-Но в природе есть еще и другая кислота, которая приносит беды. Это кислотные дожди. Кто-нибудь знает что это такое?

-К каким бедам приводят такие дожди?

-Однако, загрязняющие вещества, являющиеся причиной кислотного дождя, наносят вред и здоровью человека. Как вы думаете, какой вред?

-Эти газы взаимодействуют в атмосфере, формируя опасные соединения, которые могут переноситься по воздуху на огромные расстояния и попадать глубоко в лёгкие человека путём их вдыхания.  Это способствовало увеличению заболеваемости и даже к преждевременной смерти.

-Крахмал

-Кислый

-Яблочная кислота

-Щавелевая

-Молочная

-Кислый вкус

-Нет, некоторые кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину)

-Некоторые насекомые и растения с помощью кислоты защищаются. Так муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы

-Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Такие осадки выпадают вместе с дождем на землю.

Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям (особенно в горах), изменяют кислотный состав почв, кислотные дожди ускоряют коррозию строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, статуи и другие объекты культурного наследия человека.

7. Закрепление новых знаний

-Ребята, исходя и наших новых полученных знаний, я вам предлагаю заполнить таблицу.(Даю листочки на первую парту а дети передают по ряду, выполняют задание и делают самопроверку)

Названте  вещества

Главное  свойство  вещества

Где встречаются, содержатся

 С а х а р

Сладкий вкус

В фруктах, мёде, сахарной свёкле, тростнике

С о л ь

Соленый вкус

В морской  воде, под землёй

К и с л о т а

Кислый вкус

В молоке, яблоках, муравьях.

8. Итог урока

-Ребята, а теперь давайте вернемся с вами в начало урока и вспомним какую цель мы с вами поставили.

-Вы узнали новые вещества?

-Какие?

-Как отличить сахар от соли?

-Как в природе используются кислоты?

Познакомиться с новыми веществами и их свойствами. Научиться различать эти вещества.

-Да

-Соль, сахар, крахмал, кислота

-По вкусу

-Используются насекомыми и растениями для защиты

9. Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Задание на с. 25 в рабочей тетради.

10. Рефлексия

-Ребята, сегодня мы познакомились с очень важной темой. Вы узнали о новых веществах и их свойствах. Вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

3 класс. Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме :"Разнообразие веществ" (конспект+презентация)

Цели: 1. Донести до учеников, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.2. Обеспечить развитие памяти, внимания.3. Вызвать интерес к уроку «Окружаю...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьмиуметь:...

Паспорт проекта по окружающему миру на тему "Разнообразие веществ" 3 класс

Паспорт проекта по окружающему миру на тему "Разнообразие веществ" 3 класс...

Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему: "Разнообразие мира растений"

Презентация поможет на уроках окружающего мира при изучение разновидностей растений...

Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие мира растений (флоры)»

Конспект урока поможет при изучении разновидностей растений...