Храм Вознесения в селе Охотино
проект по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Добрый день! Меня зовут Королева Станислава, ученица 4 класса. Хочу представить вашему вниманию свою работу о храме Вознесения Господни в селе Охотино Мышкинского района.
Мы с семьей очень любим путешествовать на машине, посетили очень много различных городов. Вот наступил выходной, погода отличная солнечная, и мама предложила, давайте доедем до Охотино, погуляем по берегу Волги, устроим небольшой пикник.До Охотина мы доехали за десять минут. В красивейшем сосновом бору поставили машину и пошли к воде. Мы с братом играли у воды, строили из песка замки. Потом мы с мамой пошли гулять вдоль берега.
И вот мы увидели чудо: белоснежная, с позолоченными крестами на куполах – церковь. Мы долго стояли и любовались необыкновенной притягивающей красотой. На нас с мамой напало такое умиротворение, что потерялись во времени, пока нас не напугал телефонный звонок. Нас искал папа, Паша уже проснулся и нам пора возвращаться домой.
Приехав домой, я задавала маме очень много разных вопросов. На что она ответила, что можно найти информацию в интернете и обещала, что съездим еще раз.
Я решила написать работу и постараться нарисовать храм Вознесения Господни. Поставила цель: изучить историческое прошлое и настоящее православного храма в селе Охотино Мышкинского района и показать историческую значимость в жизни села и людей.
Вот что я узнала. По прекрасной дороге сей, идущей вдоль крутого берега Волги, представляется глазам путешественника великолепный храм, окружённый столько же огромными каменными зданиями для священнослужителей в селе КруглицахМышкинского района Ярославской области. Храм, освященный во имя Вознесения Господни. Освящение храма состоялось 23 июня 1790 года. Возведение церкви задумал, а также профинансировал, купец по имени Березин Александр Петрович, который являлся выходцем из города Мышкин.
Александр Петрович происходил из самой обыкновенной крестьянской семьи, которая находилась в особенно бедственном положении. Так вышло, что его отец, Пётр Никифорович, для того, чтобы суметь отправиться на заработки в Арзамас, был вынужден отдать залог в 1,20 рублей святой образ Святителя Николая Чудотворца. В конце 1734 года отец семейства скончался, оставив свою жену с пятью детьми за гранью полной нищеты – в это время Александру Петровичу было всего 2 года.
Как только Александру исполнилось 8 лет, он решил пойти работать пастухом. Во время работы он переболел тяжелой формой оспы. Болезнь отступила, но невероятная тоска прокралась в сердце Александра, ведь со своей судьбой он не хотел мириться. Потеряв смысл жизни, Александр вдруг услышал в тишине еле слышные слова: «За труды свои Господь тебя вознаградит, не тужи, молись Господу, и ты обязательно будешь успешен».
Спустя некоторое время, Александр Березин стал знаменитым купцом, но на протяжении всей своей жизни он никогда не забывал особенно бедственного положения, в котором пребывала его семья. Разбогатев, он всегда помогал денежными средствами всем нуждающимся и бедным людям – но все это произойдет только в будущем. В возрасте 10 лет Александр уже умел плести лапти, которые впоследствии продавал. Когда Саше исполнилось 15 лет, он покинул родные места и отправился на заработки в Санкт-Петербург, что произошло в 1747 году.
Приехав в Санкт-Петербург, Александр стал работать у одного знатного чиновника, в особняке которого часто проводились вечера в присутствии самой передовой интеллигенции города. Так он смог обучиться грамоте и впитывал все самое положительное из высокосветских бесед. Как только чиновник скончался, Александр устроился на должность приказчика в местную мучную лавку, а вскоре смог выстроить себе дом и соорудить пивоварню.
В середине 1764 года Березин Александр стал членом Первой гильдии купечества. Состояние его значительно возросло, и вскоре он принял решение выкупить тот самый образ, который был заложен его отцом – образ святителя Николая Чудотворца. Как только образ был возвращен, Александр решил выстроить храм, который впоследствии был освящен в честь Вознесения Господня.
Новый храм стал подлинным откровением, которое когда-то в детстве посетило юного Александра Березина в селении Круглицы. В прошлом это место было особенно пустынным, ведь оно находилось на довольно большом отдалении от развитых населенных пунктов. В процессе возведения нового храма возникли некоторые трудности, связанные с решительным сопротивлением местных властей. Несмотря на все трудности, проблемы были разрешены, и церковь стала выстраиваться на ранее спланированном месте. Зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, прочна. Престолов три: в настоящей холодной - в честь Вознесения Господня, в приделе теплой трапезы: по правую сторону - во имя св. пророка Илии и по левую сторону - во имя св. вмч. Димитрия Солунского.
Все престолы были великолепно отделаны не только с внешней, но и с внутренней стороны. Также они были изящно украшены позолотой и живописью. Рядом с престолами располагались сосуды, одежды и книги, принадлежавшие церковным священникам. Как только все планируемые работы были завершены, сразу был выбран день, в который впоследствии была проведена торжественная церемония освящения церкви во имя Вознесения Господня.
До 1961 года храм был действующим. При Хрущеве его закрыли и разграбили. Из икон делали стеллажи и столы для построенного прямо у церковной ограды дома отдыха. В 1962 году храм был закрыт.
Снова Вознесенский храм, который за 200 лет до этого построил местный купец, открыли в 1990-м. С тех пор его постоянно грабили: не щадили ни икон, ни священных книг, ни утвари. Уносить больше нечего.
В 1991 году храм передан Ярославской епархии. Священник Иоанн Гаврилов, настоятель Вознесенского храма села Охотино
Трудовая жизнь отца Иоанна разделена ровно пополам. 20 лет он был художником-постановщиком на «Мосфильме». Его фамилия стоит в титрах более тридцати фильмов. Работал с Тарковским на съемках «Андрея Рублёва, «Соляриса» и «Сталкера». А потом круто поменял свою жизнь – стал священником. Неожиданно для всех. Но не для тех, кто знал его близко. В том числе и для будущей своей жены – Елены, которая в те годы работала монтажницей на студии Центрнаучфильм.
Еще работая на «Мосфильме», будущий отец Иоанн служил алтарником в Никольском храме в Хамовниках, чтецом в церкви на Пятницком кладбище. И вот уже семнадцать лет пытается поднять Вознесенский храм в селе Охотино Ярославской области, что в трехстах километрах от Москвы, напротив города Мышкина. Его жителям летом добраться сюда можно паромом через Волгу – 4 километра. А зимой – все 70, – объездом, через Углич. Местные – мышкинские, охотинские, володинские, антеплевские – в храм почти не ходят, хотя в большинстве крещеные.
Батюшка почти всех детей здесь крестил, бывало сразу по 20 человек крестились. Но не только детей, взрослые тоже крестились, освещал дома, квартиры, даже село Охотино тоже осветил по просьбе местных жителей. К каждому человеку местному, приезжему, приходил на помощь в любое время.
В селепредприятий нет, поэтому и спонсоров серьезных почти нет. От «Мосфильма» у меня закалка и навыки остались. Умею и красить, и сварить могу, если надо.
Отец Иоанн сам построил два придела, – святых Илии Пророка и Дмитрия Солунского, написал все иконы. Многие – на стенах, чтобы уж теперь украсть было невозможно. Но главная мечта отца Иоанна – возродить к духовной жизни односельчан.
Литературу бесплатно раздавал, потому что детям ее родители не покупали.
27 января 2022 года, в 77 лет отошел ко Господу протоиерей ИОАНН Гаврилов. Настоятель Вознесенского храма в дер.ОхотиноМышкинского района Переславскойеп.
В настоящее время храм возрождается, но работы идут очень медленно из-за отсутствия средств. Частично сохранились внутренние росписи 1880-х годов. Отштукатурены стены, обновлена кровля на главном куполе и колокольне, на главном куполе восстановлена главка.
Летом 2023 года назначили другого священника отца Александра. Работы по восстановлению храма продолжаются.
Все православные храмы построены одинаково. Снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря — и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.
До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.
Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».
Притвор. Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению.
Крещение. Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нужно готовиться.
Средняя часть храма
Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».
Придел
Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.
Алтарь
Алтарь — это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, самые большие и красивые, — царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.
Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).
Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре — мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.
Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция.
Храм помогает налаживать связь с Богом, становясь мостом между небесным и земным. В его стенах человек может осуществить встречу с Богом через таинства: крещение, исповедь, причастие. Причастие – это прямой контакт с Богом, когда человек принимает в себя Тело и Кровь Христа.
Каждый храм посвящен определенному святому или событию из Священной истории, что подчеркивает глубину связи между верующим и Божественным. Внешний вид храма, его иконостас и украшения, наполненные символикой и значением, помогают человеку осознать величие и красоту веры, ее глубину и многообразие.
В заключении я хочу сказать, знания, полученные в результате исследовательской работы, пригодятся и будут использованы мной на уроках окружающего мира, краеведения и основ православной культуры, буду делиться с другими людьми.
И заучив документы и литературу, я стала лучше ориентироваться в духовном наследии малой родины.
Приходя в храм, мы учимся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости и чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, а своими делами помогать людям. И тогда мы сможем сберечь храм в своей душе.
Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская работа "По святым местам земли Кшенской. Храм в селе Верхние Апочки. Прошлое и настоящее".
В работе рассказывается об истории создания храма в селе Верхние Апочки....
Экскурсия в православный храм (Церковь во имя Вознесения Господня г. Колпино)
Перед нами центральная улица Колпино. Справа расположено двухэтажное здание церкви Вознесения Христова с шатровой колокольней над входом. Слева двухэтажное здание из тёмно-красного кирпич...
Презентация к реферату История храма Тихвинской Божией Матери села Иваново
Данная презентация содержит фотографии отражающие жизнь храма...
Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....
Образовательное путешествие "Храмы Царского Села"
Образовательное путешествие для учащихся 4 класса в рамках предмета ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры) или курса внеурочной деятельности "Петербурговедение"...
Храм в селе Партизанском.
В своей работе ученик освещает историю храма святителя и чудотворца в селе Партизанском. Новизна исследовательской работы в том, что предметом исследования выбрана малоизученная тема.Многих сведений н...
Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...