Проектно - исследовательская работа "По святым местам земли Кшенской. Храм в селе Верхние Апочки. Прошлое и настоящее".
проект (4 класс) по теме
В работе рассказывается об истории создания храма в селе Верхние Апочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_khrame.rar | 786.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа №1» Советского района Курской области
Проектно-исследовательская работа по теме:
«По святым местам земли Кшенской. Храм в селе Верхние Апочки. Прошлое и настоящее».
Выполнил: Иванов Иван – обучающийся 4 «А» класса МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1»
Руководитель: Лыкова Светлана Васильевна – учитель начальных классов МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1»
«Снова сладко сердце защемило,
Снова слышу звон колоколов.
Ты моя великая Россия,
Ты моя основа всех основ».
План:
1.Введение
1.1 Обоснование необходимости проведения исследовательской
работы.
1.2 Цели и задачи исследования.
1.3 План исследования.
1.4 Гипотеза исследования.
2. Основная часть.
2.1 История возникновения храма в селе Верхние Апочки.
2.2 Устройство храма.
2.3 Храм – сердце села.
3. Заключение.
4. Источники, используемые при подготовке работы.
5. Презентация.
2014 год объявлен «Годом Культуры».
«Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение… Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».
Президент Российского Фонда Культуры Н. С. Михалков
Не случайно выбрана тема нашего проекта – «По святым местам земли Кшенской. Храм в селе Верхние Апочки. Прошлое и настоящее».
Целями, которого является: изучить историческое прошлое и настоящее православного храма в селе Верхние Апочки и показать историческую значимость в жизни села и людей.
Задачи:
- найти сведения о возникновении храма в селе Верхние Апочки;
- изучить историю храма;
- побеседовать с церковнослужителями и прихожанами, сделать фотографии.
В ходе исследовательской работы необходимо доказать гипотезу «Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни»
Нами была проведена исследовательская работа по плану:
- Архивные данные о первом храме.
- Строительство нового храма (устройство храма).
- Жизнь храма и роль в жизни села.
К сожалению источников, повествующих о начальной истории храма в селе Верхние Апочки очень мало, а информация в них очень скупа. Одним из основных источников для изучения храма является книга «Земля Кшенская», написанная нашим краеведом Николаем Александровичем Немцевым; а также архивные данные, хранящиеся в музее МКОУ «Верхнеапоченская средняя общеобразовательная школа».
Исследуя эти данные, мы узнали:
Село Верхние Апочки было основано в 1681 году. Эти земли принадлежали Ливенскому Троицко-Сергиеву монастырю. Для усиления православия в села направлялись проповедники, в крестьянских избах открывались молельни, а с XVII века началось строительство первых в наших местах церквей. Были они деревянными, небольшими и неприглядными. Есть упоминание, что в 1691 году и в с. Верхние Апочки была открыта деревянная церковь Николы Чудотворца, построенная помещиком Филатом Положенцевым и его товарищами. В конце XVII века церковь была уничтожена пожаром. В 1809 году была построена кирпичная Христорождественская церковь. Это была церковь второго поколения: внушительной, благоустроенной, устремленной в высь, к Богу. Общая высота церкви от земли до вершины креста составляла 40-50 аршин. Рядом с церковью возвышалась колокольня. Они обносились затейливой металлической оградой. Ограждены были не только церковь и колокольня, но и находившиеся здесь могилы знатных прихожан. Церковь, колокольня, ограда являлись вершиной ремесла того времени, ценными памятниками культуры. Неподалеку от церковной ограды размещалась караулка, чуть подальше – просторный дом священника. Церковный надел составлял 69 десятин земли. В состав прихода входили: д. Чепелевка, д. Ефросимовка, д. Троицкое. Число душ в приходе – 1834 человека. Священники – Никитин Ф.И., Иванов Н.М., Дьякон – Козловский Н.Т., Псаломщики – Тимофеев Е.Ф., Егурнов П.К.
По Декрету об отделении церкви от государства 5 февраля 1918 года, здание церкви было передано органам местной власти. Сначала церковь лишилась всех земельных владений, а в 30-х годах церковь закрыли. Иконы, многолетние архивы, книги, утварь свезли в районный центр и свалили в большую кучу во дворе райисполкома. Из всего этого богатства власть интересовали лишь предметы с серебром и золотом. Все это сдавалось в Воронежский банк для извлечения драгоценных металлов. Все остальное разрешалось использовать местным Советам по своему усмотрению. С наступлением холодов большими иконами изнутри для утепления обили конюшню и отгородили друг от друга станки, в которых стояли лошади. Остальное продолжало лежать под открытым небом. Часть добра разобрали жители, часть погибла, часть – в основном архивы – сожгли при уборке двора весной следующего года, а остатки – крупноразмерные иконы – лежали до лета 1941 года, пока их не употребили на сооружение бомбоубежища. Христорождественская церковь была разрушена в 1947 году. Кирпич варварски разрушенной церкви пошел на строительство сельского клуба и коровника. А также выломанный кирпич многие люди использовали для строительства своих домов.
Православный храм на Руси всегда являлся хранителем вековечных идеалов, высшей цели человеческой жизни. Зло всегда старалось разрушить святыню, и ввергнуть человека в пучину трагической бессмысленности – потери веры в Бога. В Советский период церковь перестала быть носителем духовности, воспитателем нравственности и патриотизма, прервалась связь традиций поколений. Все это вместе взятое является причинами нынешней бездуховности, поразившее наше общество, упадка культуры. Восстановить эти потери очень трудно. В начале 90-х годов после падения коммунистического режима, в нашей стране изменилась политика государства по отношению к религии, происходит постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы. В районе были открыты молитвенные дома (церкви).
Так в 1999 году Епархией был направлен в село Верхние Апочки иерей Николай Скориков для восстановления православной веры в селе. Начались богослужения в бывшем Детском саду. Зимой отопления не было, замерзали и прихожане и служащие молитвенного дома. И батюшка о. Николай в субботу, воскресенье, в православные праздники службы совершал полностью, не сокращал в таких невыносимых условиях, если даже не было ни одного прихожанина. Он часто говорил: «Служим не людям, а Богу!»
Десять лет в молитвенном доме совершались в воскресные дни и православные праздники Божественные литургии, отпевание усопших, проводились обряды венчания, крещения, соборования. Можно было просто прийти поговорить с батюшкой о наболевшем, о своих бедах и невзгодах, посоветоваться, благословиться. Традиции православия в селе постепенно возрождаются. А в 2009 году началось строительство нового храма на средства уроженца села Мальцева Александра Никитовича. За эти годы многие пришли в Храм, стали постоянными прихожанами. Очень радостно, что за последние годы приходят много молодых людей из других районов и областей, которые приобщаются к православной вере. Количество их с каждым годом растет. Благодаря совместным усилиям и вере в короткие сроки строительство храма было завершено. 31 марта 2013 года состоялось открытие храма Рождества Христова.
Маленький храм, остров из прошлого
В суетном мире пристанище Божие.
Солнечный луч, пробивающий тучи,
Путь золотой попирающий кручи.
Зайди в Божий храм – тут сердечный покой
Постой у икон и душу омой.
Храм есть особый дом, посвященный Богу – "Дом Божий", в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей.
Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. А на небе живет сам Господь – Святая Троица. На вершине купола всегда закреплен крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Крест – символ нашего спасения и любви Божьей к человеку. Крест символизирует также и якорь, как у каждого корабля для того, чтобы волны его не сбили и не унесли в открытое море выбрасывается якорь, который держит этот корабль. Вот также и крест является якорем для храма, а сам храм символизирует собою корабль, духовный корабль, который плывет по бурному житейскому океану. Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву – к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Войдя в храм, первое что мы увидим – Притвор. Притвор – это место, где продаются свечи, иконы, где принимают записки: «О Здравии» и «Об Упокоении». Далее мы видим сам храм, его Центральную часть, где во время богослужения стоят люди и возносят свои молитвы ко Господу. Перед нами Иконостас или Алтарная перегородка, на которой закреплены иконы, а в центре находятся Царские врата (не потому что царь может входить через эти двери в Алтарь и выходить из него, а потому что Царь всего Мира Господь таинственным образом во время богослужения входит в Алтарь). В Алтаре находится Престол, то есть то место, где незримо обитает сам Господь, который восседает на этом Престоле.
Алтарь – это особое место, где совершается богослужение и приносится бескровная жертва за грехи всего рода человеческого. И только священнослужители, или особые люди по специальному разрешению или благословению, могут входить в Алтарь.
На Иконостасе мы видим иконы точно так же как и на стенах храма. Это изображения Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Святых или Угодников, как их еще называют, то есть тех людей, которые своими добрыми делами и поступками, а кто-то мученической кончиной, угодили Богу, поэтому называются так - Угодники. Перед иконами на подсвечники ставят свечи. Свеча – тот самый символ, который нам напоминает о пламенности нашей молитвы, о ревностном служении Богу и о желании быть всегда рядом с ним. Вот точно также и наша молитва, она должна быть яркой и пламенной. Тогда Господь и услышит нас.
Сказала мне мама, в дом Божий вводя:
«Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод!» ( стихотворение Евгения Санина «Храм – защитник».)
Храм – это действительно, самое прекрасное и благодатное место, в котором хочется молиться и долго смотреть на чудные иконы.
В русской деревне храм являлся сердцем села. В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь была частью людского бытия. Церковь была истинно общественным центром деревень: не формально, а по людскому желанию, и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание и совесть вели людей туда.
В современных условиях религиозное просвещение является одним из приоритетных в деле пастырского служения, - поясняет отец Николай Скориков. - Огромное значение оно имеет на сельском приходе, где имеется нужда в особом душепопечении и учительстве. Отец Николай постоянно проводит беседы с прихожанами на духовно-нравственные темы, чаще всего о вреде пагубных привычек, греховных наклонностях, в частности, о вреде табакокурения и пьянства. Наряду с проповедями, произносимыми за каждым богослужением, беседами, проводимыми перед Таинствами крещения и венчания, большую роль в деле религиозного образования на приходе играет активное сотрудничество с Верхнеапоченской средней общеобразовательной школой.
Силами Православной общины постоянно приводится в порядок территория и внутренние помещения храма. Издревле православный люд заботился о своем храме и ревностно возрождал его, потому что прекрасно осознавал, что храм является центром духовно-нравственных идеалов всего народа. Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни. Иерей Николай Скориков и прихожане храма Рождества Христова веруют, что богатеет земля Курская ее молитвенниками и заступниками. Становление великой и могущественной державы должно опираться на духовное единство – мощь нации.
Храни Вас Господь!
Источники :
1. Н. А. Немцев «Земля Кшенская»
2. Материалы музея МКОУ «Верхнеапоченская средняя общеобразовательная школа».
3. Интервью с иереем храма Рождества Христова в селе Верхние Апочки Николаем Скориковым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые места мордовской земли
Презентация включает слайды с изображением женских монастырей, расположенных на территории Мордовии. Кроме того, в презентации...
"Святые места земли Липецкой". Классный час.
В разработке использован краеведческий материал, который раскрывает историю возникновения монастырей, ставших духовными и культурными центрами Липецкого края....
Преображенский храм-прошлое и настоящее (победитель городской научно-практической конференции младших школьников)
Сегодняшний город Орск – это современный город на берегах реки Урал. На фоне современных домов выделяются несколько уникальных памятников.На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архит...
Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....
Проектно-исследовательская работа "Святые места города Рыльска"
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...
Исследовательский проект "Святые места Кубани"
Выполнен в рамках ОПК в соответствии с ФГОС. Результатом исследовательского проекта явилась презентация-экскурсия, благодаря которой мы можем познакомиться со святыми источниками Краснодарского края....
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...