План-конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тарабукина Олеся Владимировна

Технологическая карта урока соответствует всем этапам по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_poleznye_iskopaemye.docx62.01 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕhttp://wiki.tgl.net.ru/images/4/46/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D0%A1%D0%A1%D0%9F%D0%9A.jpg

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В 3 «А» классе в ГБОУ школа-интернат «Преодоление»

                                                                                                                                              Разработала студентка 42 группы  

                                                                                                                                                   Специальность 44.02.05

                           Коррекционный учитель начальных классов

                                                                                                                                             Тарабукина Олеся Владимировна

Оценка ____________

Учитель: Турланова Жанна Анатольевна _______________

                                                                                              г. о. Самара, 2022

Класс: 3 «А»

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Школа России», Плешаков А.А.

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Тип урока:  Урок открытия нового знания.

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: 

коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

познавательные УУД: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

личностные результаты: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Задачи:

дидактические: учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

развивающие:  развивать экологическое мышление;

воспитательные: формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Ресурсы: технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.

Характеристика этапов урока:

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Словесный метод: беседа

Приветствует учащихся.

Просит встать поприветствовать

Приветствуют учителя и друг друга

Фронтальная форма обучения.

-

2

м

и

н

Л: формировать положительное отношение к урокам;

Актуализация знаний

Проверяют готовность к уроку

Словесный метод: беседа

Задаёт вопросы по прошлой теме

Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная форма обучения.

презентация

5

м

и

н

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Постановка учебной задачи

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Словесный: беседа, практический – задания на карточках

Подводит тетей к теме урока, ставит цель, задачи

Отвечают на вопросы учителя, ставят цель, задачи совместно с учителем

Фронтальная, групповая

-

5

м

и

н

П: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. 

К: Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л: Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Открытие нового знания

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Словесный: беседа, фронтальный опрос

Объясняет значение природных богатств и экономики.

Читают информацию в учебнике, рассказывают о каждой группе природных богатств.  

Фронтальная, групповая

презентация

10 м

и

н

Л: Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес

Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи

Проверить усвоенный учебный материал

Словесный метод: беседа, практический метод - выполнение упражнений

Учитель предлагает выполнить упражнения в рабочей тетради

Выполняет упражнения в рабочей тетради

Фронтальная, групповая, индивидуальная

-

10

м

и

н

Р: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности с помощью метода проектов;

К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками благодаря методу обсуждения

Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно

Физкультинутка

-

-

Предлагает немного отдохнуть и поиграть

Выполняют упражнения

Фронтальная

-

3

м

и

н

-

-

-

Включение в систему знаний

Закрепить знания и умения учащихся

Практический метод: выполнение упражнения

Словесный: беседа

Предлагает раскрыть значение по

пословиц

Объясняют смысл пословиц

Фронтальная, групповая

Пословицы на карточках

2

м

и

н

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказывать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно

Рефлексия

Подвести итоги урока

Словесный: беседа

Задаёт вопросы по теме урока, подводит итог с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

Фронтальная

-

3

м

и

н

К: Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Л: Формирование личностного смысла учения

Л: Формировать умение слушать и отвечать на вопросы учителя

Конспект урока

Этапы 
урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Организационный момент

«-Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок на урок, все сели тихо».

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

«-Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?»

«-Какие же природные богатства вы запомнили?»

«-Верно, ребята!

«-Природные богатства и труд людей»

«-Воздух, вода, почва, полезные ископаемые»

Постановка учебной задачи и ее решение

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

«-Как назвать все эти отгадки?» (полез. ископаемые)

«- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

«- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока». (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

«- Какова цель нашего урока?

«- Верно, молодцы!»

«- Мел».

«-Песок»

«-Газ»

«-Нефть»

«-Глина»

«Полезнее ископаемые»

«- Изучить полезные ископаемые»

Открытие нового знания

«- От какого слова произошло слово «ископаемые»?

«- Почему они полезные?»

«- Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46»

«- Что такое полезные ископаемые?»

« -  Назовите жидкое полезное ископаемое»

«- Назовите газообразное полезное ископаемое».

«-Ребята, а теперь откроем рабочие тетради на странице 28. Будем выполнять практическую работу».

(Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, Предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.)

«- Установите и запишите в рабочей тетради (№ 2, с. 28) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

«- Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?»

«-Все полезные ископаемые делятся на 3 группы:

Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ

; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит

« -  Прочитайте в учебнике текст на с. 47».

«- Для чего добывают полезные ископаемые?»

Как добывают полезные ископаемые

«-Прочитайте в учебнике текст на с. 48».

«- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?»

"- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых».

«-  Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49».

«- Какое полезное ископаемое добывают в шахте?

«- Какие полезные ископаемые добывают в карьере?

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

«- Какие полезные ископаемые добывают из скважин?»

«- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?»

«- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?»

«- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?»

«-От слова «копать».

«-Приносят пользу человеку»

«-Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве».

«-Для использования в экономике»

«- Каменный уголь»

«-Глину, песок, железную руду, известняк, гранит»

«- Нефть, газ»

«- Сбором металлолома"

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 28).

« - Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых. Запишите в тетради».

№4 (с. 30).

«- Прочитайте первое предложение».

«- Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь.

«- Впишите название полезного ископаемого в клеточки».

«- Продолжите выполнение задания.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№3 (с. 29).

«- Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу».

«- Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов?»

«- Ставим знак «+» в соответствующей графе».

«- А где используется известняк?»

«-  Продолжите заполнение таблицы самостоятельно».

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 30).

Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

«- Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения».

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

«- Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве».

«- О нефти»

«- Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк»

«- Используется в строительстве»

Рефлексия

«- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение?»

«- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста».

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

«- Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно»

Подведение итогов урока

«- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?»

«- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни».

«- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?»

«- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?»

«- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

«- Какие задачи ставили в начале урока?»

«- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?»

«- Что помогло нам в работе?»

« - Какие открытия для себя сделали?»

- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

План - конспект предметного урока «Полезные ископаемые».

План - конспект предметного урока Тема урока: «Полезные ископаемые»....