План - конспект предметного урока «Полезные ископаемые».
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Исламова Алина Ильнуровна

План - конспект предметного урока

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytnyy_predm.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект предметного урока

Тема урока: «Полезные ископаемые».
Тип урока:
опытный предметный урок.
Цель урока: 
изучение нового материала учащимися самостоятельно в ходе непосредственной работы с предметами природы.
Задачи урока:
- обучающие: формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с основными свойствами полезных ископаемых; продолжить формирования умения проводить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.
- развивающие: формировать умение сравнивать полезные ископаемые на основе выделения их основных свойств; развивать наглядно-образное мышление на основе работы с натуральными предметами природы.
- воспитательные: формировать бережное отношение к живой природе; воспитывать этику общения и группового взаимодействия.
Оборудование:
инструкция, коллекция раздаточных полезных ископаемых, два предметных стекла, компас, лупа; демонстрационное пособие «Полезные ископаемые», «Гранит», «Известняки».

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация класса.

Метод: вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На места все тихо сели,

На меня все посмотрели.
Метод: беседа
- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

- Как вы думаете, о каких богатствах пойдёт сегодня речь?

- Какая тогда тема нашего урока?

- Вы правы! Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств. Кто эти люди?

- Верно. И вы побываете на их месте.


Приветствуют учителя.





Слушают учителя.








- О полезных ископаемых.

- Полезные ископаемые.
- Геологи.

  1. Вводное объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе

Природоведческая минутка:
- Ребята, какая сегодня погода?

- Какие сезонные изменения произошли в природе за последнюю неделю?


Метод: беседа с элементами рассказа
- А кто знает, что такое полезные ископаемые?

- Для чего добывают полезные ископаемые?


- Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
- Для проведения нашего опыта мы будем руководствоваться инструкцией, которую сейчас мы разберем.
1. Определить цвет.
2. Определить состав. С помощью лупы визуально узнать однородный или состоит из разных зерен.
3. Определить твердость камня. По предметному стеклу с усилием провести камнем. Если на стекле осталась царапина, то камень твердый, если царапины нет или есть грязный след, то он мягкий.
4. Определить тяжелый или легкий камень. Положить камни на ладошки и сравнить какой тяжелее.
5. Определить плотность камня. Если камень ломается, то он хрупкий, а если нет, то плотный.
6. Определить магнитность камня. Для этого потребуется компас. Его надо положить горизонтально и камнем поводить над компасом. Если стрелка двигается, то камень магнитный, а если стрелка не двигается, то камень не магнитный.
7. Заполнить таблицу. У вас их будет две. Первая – это «Свойства полезных ископаемых», вторая – «Самый-самый…». При заполнении второй таблицы ваша задача определить какой из всех камней самый тяжелый, твердый, магнитный, красивый, хрупкий и т.д…
- Какие правила техники безопасности нужно помнить при проведении опыта?


- И еще, если у вас треснет предметное стекло, то говорим мне об этом сразу, и я его у вас забираю, чтобы вы не поранились.
- Работать вы будете в группах.
Учитель делит класс на группы.
- У каждой группы будут свои коллекции полезных ископаемых.
Учитель раздает коллекции раздаточных полезных ископаемых, лупы, предметные стекла, компасы. 
- При определении, что за камень у вас в коллекции можете пользоваться демонстрационным пособием полезных ископаемых.


- +6 градусов, туман, роса, переменная облачность.
- По сравнению с прошлой неделей, то на этой недели днем намного теплее.
Ученик вышел к доске, чтобы записать данные о погоде.

-
 Полезные ископаемые — это горные породы и минералы.
- Для того, чтобы изготовлять предметы и вещества, которые человек использует в хозяйстве.
Слушают учителя.


































- 1. Исследуемые предметы нельзя пробовать на язык и брать в рот.
2. Лабораторным оборудованием нельзя играть, так как оно может разбиться.








  1. Изучение нового материала в процессе выполнения опыта

Метод: беседа
- Готовы? Тогда приступайте к выполнению задания.

Метод: распознавание, опыт. Прием: работа по группам
- Какие камни есть в вашей коллекции?


- Какой цвет?


- Определили твердость камня? Какой, по-вашему, мнению, самый твердый?
- Есть ли среди ваших камней магнитный камень? Как вы определили, что он магнитный?



- Какой камень у вас тяжелее остальных?
- Много ли в вашей коллекцией камней, которые состоят из разных зерен? Какие?

Учитель консультирует и помогает всем группам в классе.


- Да!
Учащиеся в группах приступили к выполнению задания.


- Слюда, гранит, полевой шпат, песчаник, мрамор, каменный уголь, магнитный железняк, известняк ракушечный, антрацит.

- Каменный уголь – черный, магнитный железняк – серый, песчаник – коричневый, и т.д.
- Да! Гранит.

-Да, это магнитный железняк. Мы определяли магнитность с помощью компаса. Проводя камнем над компасом, его стрелка начала колебаться – значит камень обладает магнитными свойствами.

- Магнитный железняк.
- Много. Каменный уголь, известняк ракушечный, гранит, песчаник, мрамор, полевой шпат.

Физкультминутка

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

Ученики повторяют движения за учителем.

  1. Закрепление и выводы

Метод: беседа
- Молодцы! Давайте теперь зафиксируем полученную информацию в виде таблицы. (Приложение 1)
- А теперь давайте посмотрим, что вас получилось во второй таблице. (Приложение 2)
- Какой у вас камень самый разноцветный? твёрдый? мягкий? тяжелый? прозрачный? Красивый? Состоящий из растений или животных?
- У каждой группы в зависимости от камней могут быть свои ответы.
- Молодцы!


Фиксируют информацию в таблицу.




- Гранит. Гранит. Слюда. Магнитный железняк. Слюда. Мрамор. Состоящий из животных – известняк ракушечный.
Группы называют свои варианты в зависимости от того, какие камни лежат в их коллекциях.

  1. Итог урока и домашнее задание

Метод: беседа
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?


- Что такое полезные ископаемые?

- Какое полезное ископаемое из рассматриваемых сегодня у нас в области мы используем? Для чего?
- Что будет, если исчезнут полезные ископаемые на Земле?
- Теперь вы сможете определить, что за камень, если вы его увидеть в природе?
Метод: рефлексия деятельности на уроке
-Посмотрите на доску и продолжите предложение:
Мне понравилось…
У меня получилось…

- Ваше домашнее задание подготовить доклад-сообщение о полезных ископаемых Кемеровской области.
- До свидания!


- Оказывается в мире очень много различных полезных ископаемых, которые имеют свои свойства.
- Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, используемые в хозяйстве.

- Каменный уголь. Для того, чтобы отапливать зимой дома, в которых мы живем.


Учащиеся высказывают свои предположения.

- Да.


Продолжают предложения.




Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.


Приложение 1

Свойства полезных ископаемых

Название\\Свойства

Цвет

Состав

Твердость

Вес

Плотность

Магнитность

Слюда

Темно-зеленая

однородный

Мягкий

Легкий

Хрупкий

-

Антрацит

черный

однородный

Мягкий

Легкий

Плотный

-

Каменный уголь

черный

Из разных зерен

Мягкий

Легкий

Плотный

-

Магнитный железняк

серый

однородный

Мягкий

Тяжелый

Плотный

+

Известняк (ракушечный)

Бело-бежевый

Из разных зерен

Мягкий

Легкий

Хрупкий

-

Гранит

разноцветный

Из разных зерен

твердый

Тяжелый

Плотный

-

Песчаник

коричневый

Из разных зерен

твердый

Тяжелый

Плотный

-

Мрамор

красный

Из разных зерен

Мягкий

Тяжелый

Плотный

-

Полевой шпат

бежевый

однородный

твердый

Легкий

Плотный

-



Приложение 2

«Самый-самый…»

Особенности

Название

Самый разноцветный

гранит

… твердый

гранит

… хрупкий

слюда

… тяжелый

магнитный железняк

… прозрачный

слюда

… красивый

мрамор

… магнитный

магнитный железняк

… состоящий из животных

известняк(ракушечный)

… состоящий из растений

-




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока "Полезные ископаемые"

Познакомить детей с полезными ископаемыми,их свойствами,способами добычи и применением....

Конспект урока. Полезные ископаемые. Соль.

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе, на тему "Полезные ископаемые. Соль." В конспекте подробно расписаны этапы работы на уроке. Урок можно отнести к нетрадиционным формам обучения, в ...

Конспект урока "Полезные ископаемые"

3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока "Полезные ископаемые", 3 класс, Школа Росии

Тема: «Полезные ископаемые».Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.Планируемые результаты:личностные: Формирование уважительного отношения к природным богатст...